Рабочая программа по алгебре (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 7а, 7б классов и реализуется на основе следующих документов:

1 Приказ № 74 от 01.02.12 « О внесении изменений в Федеральный базовый учебный план и примерные учебные планы для образовательных учереждений РФ, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства Образования и науки РФ от 09.03.2004 № 312.

2 Приказ №265 от 03.04.2014 «Об утверждении плана мероприятий Министерства Образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в РФ», утвержденной

распоряжением правительства РФ 24.12.2013 №2506-р

3 Приказ №241 от 20.08.2008 « О внесении изменений в Федеральный базовый учебный план и примерные учебные планы для образовательных учереждений РФ, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства Образования и науки РФ от 09.03.2004 № 312.

4 Концепция развития математического образования в РФ, утвержденная распоряжением правительства РФ 24.12.2013 №2506-р

5 Федеральный базовый учебный план и примерные учебные планы для образовательных учереждений РФ, реализующих программы общего образования.

6 ФГОС, утвержденный приказом Министерства Образования и науки РФ 24.04.2012


Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по алгебре, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.


Цели обучения математикe в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представления о математике как форме описания и методе познания действительности.

В задачи обучения математике входит:

  • развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.


Рабочая программа рассчитана на 105 часа (3 часа в неделю). В рабочей программе предусмотрено 9 контрольных работ.

Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Алгебра – 7» авторов: Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Одна их главных особенностей курса алгебры, представленного в этом учебнике, заключается в том, что в нем реализуется взаимосвязь принципов научности и доступности и уделяется особое внимание обеспечению прочного усвоения основ математических знаний всеми учащимися. Основной теоретический материал излагается с постепенным нарастанием его сложности. Этим достигается необходимая дидактическая и логическая последовательность его построения и возможность научного обоснования основных теоретических положений.

Особенностью курса является также его практическая направленность, которая служит стимулом развития у учащихся интереса к алгебре, а также основой для формирования осознанных математических навыков и умений. «Идеология» курса алгебры 7 класса делает его органическим продолжением и обобщением курса арифметики. Центральное понятие этого курса – понятие числа развивается и расширяется.

Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направлен­ность, простота терминологии и символики, достаточное количество упражнений различной труд­ности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.

Цель изучения курса алгебры в 7 классе

  • Систематическое развитие понятия числа

  • Формирование у обучающихся навыков устной и письменной математической речи со всеми присущими ей качествами

  • Формирование навыков устного счета

  • Пропедевтика изучения систематических курсов алгебры и геометрии.

  • Грамотно использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение;

  • Осуществлять оценку точности измерения и вычисления

  • Использовать простейшую вычислительную технику для выполнения практических расчетов

  • Использовать основные способы представления и анализа статистических данных

  • Знакомство с новым разделом математики –комбинаторикой


Предметно-ориентированные


Правильно применять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное, отрицательное, десятичная дробь и другие; переходить от одной формы записи числа к другой.

Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой

Выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;

Составлять и решать пропорции. Решать основные задачи на дроби, проценты;

Составлять несложные буквенные выражения и формулы

Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Описательная статистика и случайная изменчивость. Демонстрация значения комбинаторных знаний и умений для решения бытовых, учебных и прикладных задач.

Введение в теорию вероятностей.


Изучение предмета «алгебра» способствует решению следующих задач:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в ходе изучения арифметики, и его применение к решению математических и нематематических задач;

  • овладение основными функциональными понятиями, формирование начального умения использовать функционально-графические представления для решения учебных и прикладных задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;



Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит локальный (созданный для данного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанный учителем) характер.

При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение раз­лич­ных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный каль­кулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

А - уровень обязательной подготовки, В - уровень возможной подготовки.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения курса алгебры в 7 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • математический язык;

  • свойства степени с натуральным показателем;

  • определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;

  • свойство сокращения дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю;

  • линейную функцию, ее свойства и график;

  • способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными;

уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;

  • составлять математическую модель при решении задач;

  • выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем, не равным нулю, используя свойства степеней;

  • выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;

  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями;

  • решать линейные и рациональные уравнения с одной переменной;

  • решать несложные текстовые задачи алгебраическим методом;

  • строить график линейной функции, определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем линейных уравнений

  • решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;


решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Содержание обучения

Тема 1. «Алгебраические выражения» (9 часов)


  Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Алгебраические выражения.

  • Буквенные выражения (выражения с переменными).

  • Числовое значение буквенного выражения.

  • Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

  • Преобразования выражений.

 


Уровень обязательной подготовки учащегося


  • Уметь осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.

  • Уметь осуществлять подстановку одного выражения в другое.

  • Уметь выражать из формул одну переменную через остальные.

  • Знать правила раскрытия скобок.


Тема 2. «Уравнение с одним неизвестным» (9часов)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Уравнения.

  • Уравнение с одной переменной.

  • Корень уравнения.

  • Линейное уравнение

  • Решение текстовых задач алгебраическим способом.


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки учащегося

  • Уметь решать уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным.

  • Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом.



Тема 3 «Одночлены и многочлены» (19 час)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика


  • Свойства степеней с натуральным показателем.

  • Многочлены.

  • Сложение, вычитание, умножение многочленов.

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки учащегося

  • Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями.

Уметь выполнять основные действия с многочленами


Тема 4 «Разложение многочленов на множители» (16 часов)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.

  • Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов.

  • Разложение многочлена на множители.


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки учащегося

  • Уметь выполнять разложение многочленов на множители.

  • Знать формулы сокращенного умножения.

  • Знать формулы разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов.


Тема 5. «Алгебраические дроби» (13 час)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Алгебраическая дробь.

  • Сокращение дробей.

  • Действия с алгебраическими дробями.


Требования к математической подготовке


 Уровень обязательной подготовки учащегося

  • Уметь сокращать алгебраические дроби.

  • Уметь выполнять основные действия с алгебраическими дробями.


Тема 6 «Линейная функция и ее график» (8 часов)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Числовые функции. Понятие функции.

  • Способы задания функции.

  • График функции.

  • График линейной функции.

  • Чтение графиков функций


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки учащегося

  • Уметь находить значения линейной функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу.

  • Уметь находить значение аргумента по значению линейной функции, заданной графиком.

Правильно употреблять функциональную терминологию


Тема 7 «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» (13 часов)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Система уравнений; решение системы.

  • Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.

  • Решение текстовых задач алгебраическим способом.


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки учащегося

  • Уметь решать системы двух линейных уравнений.

  • Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью систем уравнений.


Тема 8 «Статистика. Введение в теорию вероятностей» (9 часов)

 

Обязательный минимум содержания образовательной области математика


       Таблицы. Вычисления в таблицах

  • Диаграммы столбиковые , круговые и диаграммы рассеивания.

  • Медиана, дисперсия, среднее арифметическое. Свойства среднего арифметического и дисперсии.

Случайная изменчивость. Случайные события и вероятность


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки учащегося

   Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице

  • Уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений.

  • Уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным

  • Уметь вычислять среднее значение набора.

  • Уметь вычислять медиану набора.

  • Уметь вычислять наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах.


Тема 9. «Повторение. Решение задач» (9 часов)


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Алгебраические выражения. Преобразования выражений.

  • Уравнение с одной переменной.

  • Линейное уравнение

  • Корень уравнения.

  • Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.

  • Решение текстовых задач алгебраическим способом.

  • Формулы сокращенного умножения.

  • Разложение многочлена на множители.

  • Алгебраическая дробь.

  • Числовые функции. Понятие функции. Чтение графиков функций.

  • График линейной функции.


Требования к математической подготовке


 Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.

  • Уметь решать уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным.

  • Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями.

  • Уметь выполнять основные действия с многочленами.

  • Уметь выполнять разложение многочленов на множители.

  • Знать формулы сокращенного умножения.

  • Уметь выполнять основные действия с алгебраическими дробями.

  • Уметь строить график линейной функции.

  • Уметь решать системы двух линейных уравнений.

Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом





Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические разделы































Поурочно-тематический план:

Формы контроля




Тема №1 «Алгебраические выражения»(9 часов)


1

Числовые выражения

1


обучение

усвоение


2

Алгебраические выражения

 1


обучение

усвоение

Сам.работа

3

Алгебраические равенства. Формулы

 1

 

обучение

усвоение


4

Алгебраические равенства. Формулы

1


обучение

усвоение


5

Свойства арифметических действий

1


обучение

усвоение


6

Свойства арифметических действий

 1

 

обучение

усвоение

диктант

7

Правила раскрытия скобок.

 1

 

обучение

усвоение


8

Решение упражнений по теме «Алгебраические выражения»

1


Тренировочные задания. Индивидуальная работа.

Систематизация знаний.

Сам.работа

9

Контрольная работа №1 по теме «Алгебраические выражения»

 1

 

тесты


контроль


Тема №2 «Уравнения с одним неизвестным» (9 часов)


10

Уравнение и его корни

 1


обучение

усвоение


11

Решение уравнений с одним неизвестным, сводящимся к линейным

 1


Тренировочные упражнения



12

Решение уравнений с одним неизвестным, сводящимся к линейным

1


Тренировочные упражнения


Сам. Работа.

13

Решение задач с помощью уравнений

 1

 

Обучение, 10рениировочные задания.

Усвоение


14

Решение задач с помощью уравнений

1





15

Решение задач с помощью уравнений

1




Сам. Работа

16

Решение упражнений по теме «Уравнения с одним неизвестным»

1


Обобщение и систематизация изученного материала

Закрепление умений и навыков по теме.


17

Решение упражнений по теме «Уравнения с одним неизвестным»

 1




контроль

18

Контрольная работа №2 по теме «Уравнения с одним неизвестным»

1






Тема №3 «Одночленны и многочлены» (19 часов)


19

Степень с натуральным показателем

 1

 .

Обучение

Усвоение


20

Свойства степени с натуральным показателем

 1

 

Обучение, тренаж.

Усвоение


21

Свойства степени с натуральным показателем

1


Обучение, тренаж.

Усвоение


22

Свойства степени с натуральным показателем

1


Обучение, тренаж.

Усвоение


23

Одночлен. Стандартный вид одночлена

 1


Обучение

Усвоение


24

Умножение одночленов

 1

22.10

Обучение



25

Умножение одночленов

 1

 27.10

Обучение



26

Многочлен.Приведение подобных членов.

 1

05.11

Обучение

Усвоение


27

Многочлен.Приведение подобных членов.


1

10.11

Обучение



28

Сложение и вычитание многочленов

 1

 11.11


Обучение

усвоение


29

Сложение и вычитание многочленов

1

12.11




30

Умножение одночленаь на одночлен

 1

 17.11

Обучение,тренировочные задания.Систематизация знаний.

Усвоение


31

Умножение одночленаь на многочлен

1

18.11




32

Умножение многочлена на одночлен и многочлен.

1

19.11




33

Умножение многочлена на одночлен и многочлен.

1

20.11




34

Деление одночлена на одночлен

1

24.11




35

Деление многочлена и одночлена на одночлен

 1

 24.11

Обучение

Усвоение


36

Решение упражнений по теме «Одночлены и многочлены»

 1

 25.11

Тренировочные упражнения

Усвоение


37

Контрольная работа №3 по теме «Одночлены и многочлены»

 1

26.11



Контроль


Тема №4 «Разложение многочленов на множители» (16 часов)


38

Вынесение общего множителя за скобки

 1

01.12

Обучение

Усвоение


39

Вынесение общего множителя за скобки

1

02.12




40

Способ группировки

 1

03.12

Обучение,тренировка

Усвоение


41

Способ группировки

1

04.12




42

Способ группировки

1

08.12




43

Решение примеров

1

09.12




44

Формула разности квадратов

 1

 10.12

Обучение

Усвоение


45

Формула разности квадратов


1

15.12




46

Квадрат суммы. Квадрат разности

 1

 16.12

Обучение, сам. Тренировка

Закрепление умений.


47

Решение примеров на формулу квадрат суммы, разности

1

17.12




48

Куб суммы, куб разности

1

22.12




49

Сумма кубов, разность кубов

1

23.12




50-51

Применение нескольких способов разложения многочлена на множители

 2

 24.12

12.01


Приобретение прочных навыков.


52

Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к к. р.

 1

 13.01


Систематизация знаний


53

Контрольная работа по теме «Разложение многочленов на множители»

 1

14.01



Контроль

Тема 5 «Алгебраические дроби» (13 часов)

54

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей

 1

 19.01




55

Сокращение дробей.

1

20.01




56

Приведение дробей к общему знаменателю

 1

 21.01




57

Приведение дробей к общему знаменателю.С.Р.

1

26.01




58


Сложение и вычитание алгебраических дробей

 1

 27.01




59

Сложение и вычитание алгебраических дробей

1

28.01




60

Решение упражнений на сложение и вычитание

1

02.02




61-62

Умножение и деление алгебраических дробей

 2

 03.02

04.02




63-64

Совместные действия над алгебраическими дробями

 2

 09.02

10.02




65

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

 11.02




66

Контрольная работа №5 по теме «Алгебраические дроби»

 1

 16.02




Тема 6 «Линейная функция и её график» (8 часов)

67

Прямоугольная система координат на плоскости

 1

 17.02




68-69

Функция.Область определения,область значений.График.

 2

 18.02

24.02




70-71

Функция y=kx и ее график

 2

 25.02




72

Линейная функция и ее график

 1

 




73

Урок обобщения и систематизации знаний

 1

 




74

Контрольная работа №6 по теме «Линейная функция и её график»

 1

 




Тема 7 «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» (13 ч)

75-76

Уравнение первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений

 2

 




77-78

Способ подстановки

 2

 




79-80

Способ сложения

 2

 




81-82

Графический способ решения систем уравнений

 2

 




83-84-85

Решение задач с помощью систем уравнений

 3

 




86

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными»

 1

 




87

Контрольная работа №7 «Системы двух уравнений с двумя неизвестными»

 1

 




Тема 8 «Комбинаторика» (9 часов)

88-89

Различные комбинации их трех элементов

 2

 




90-91

Таблица вариантов и правило произведения

 2

 




92-95

Подсчет вариантов с помощью графов

 4

 




96

Контрольная работа №8 по теме «элементы комбинаторики»

 1

 




Тема 9 « Повторение. Итоговая аттестация»(9 часов)

97-105

Повторение



Итоговая контрольная работа

 9 часов