Разработка урока по теме Решение тригонометрических уравнений

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: Решение тригонометрических уравнений.(2урока)


Пояснительная записка:

Цели:

  • Образовательные: систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений.

  • Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

  • Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности и мобильности, общей культуры, воспитывать дружеское отношение между учащимися. Эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задания на доске и в тетради, через наглядные и дидактические пособия.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: используются репродуктивный метод, с выходом на частично-поисковый (эвристический), решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка и проверка уровня знаний.

Формы организации труда: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Оборудование: графо – проектор, плакат «типы уравнений», плакат «формулы», карточки с самостоятельными работами, тетради для самостоятельной работы.


План урока:

  1. Оргмомент-2мин

  2. Устные упражнения-7мин

  3. Самостоятельная робота по вариантам (самопроверка)-8мин

  4. Проверка домашнего задания-14мин

  5. Классификация тригонометрических уравнений -5мин

  6. Решение тригонометрических уравнений-20мин

  7. Самостоятельная работа-20мин

  8. Домашнее задание-2мин

  9. Итог урока-2мин.


Актуальность выбранной темы: данная тема занимает важное место в курсе алгебры и начал анализа, тригонометрические уравнения присутствуют на ЕГЭ как в разделах А,В, так и в разделе С.

Все этапы урока распределены от простого к сложному, логически взаимосвязаны и завершены, определены цели каждого этапа.

На уроке используется наглядность, ТСО, присутствует коллективная, индивидуальная и самостоятельная работа.



Метод решения хорош, если

с самого начала мы можем предвидеть –

и в последствии подтвердить это,- что,

следуя этому методу, мы достигли цели.

Лейбниц.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, все будем делать с довольствием и с большим желанием.


Сегодня урок «Решения тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений.


Перед вами задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.


2. Устная работа.

Цель: Контроль знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.

1.Прикаком значении, а имеет решение уравнение sin х=а . cos х=а, tg х=а?

2. По каким формулам решаются эти уравнения?

3. Частные случаи, назовите решение этих уравнений

sin х=0, cos х=1, sin х=-1, sin х=1, cos х=-1, cos х=0.

4. В каком промежутке находится arctg а, arcsin a, arcos a, arcctg a?

5. Чему равен arccos(-a), arcsin(-a), arcctg(-a)?


3. Самостоятельная работа с самопроверкой (ответы записаны на доске с обратной стороны).

Цель: проверить умения и навыки решения простейших тригонометрических уравнений.

cos х – 2=0

2cos=- [pic]

2sin х + 1=0

sin3х =0

3tg4х - [pic] =0

  1. sin х+2=0

  2. 2sin х - [pic] =0

  3. cos 3х=1

  4. 2 cos 2х + [pic] =0

  5. tg 3х – 1=0







4. Проверка домашнего задания.

Цель: Ликвидировать пробелы в знаниях, систематизировать умения и навыки решения уравнений различными методами на примере одного уравнения.

Уравнение sin х + cos х = 1 можно решить, по крайне мере, шестью способами. Шесть ребят показывают решения этого уравнения через графо – проектор (каждому учащемуся розданы листочки с решением этого уравнения разными способами).

Проводим сравнительный анализ и комментарий решений.

Способ 1. Сведение к однородному уравнению.

- Выразим sin х, cos х и 1 через функции половинного аргумента:


2sin [pic] cos [pic] + cos2 [pic] - sin2 [pic] = sin2 [pic] + cos 2 [pic]

2sin [pic] cos [pic] – 2sin2 [pic] =0 / : 2cos2 [pic]

tg [pic] - tg2 [pic] = 0

tg [pic] (1 - tg [pic] ) = 0

Если tg [pic] = 0, то [pic] = [pic] п, п [pic] z, х=2 [pic] п, п [pic] z .

Если [pic] = 1, то [pic] = [pic] + [pic] к, к [pic] z; х= [pic] + [pic] к, к [pic] z.

Ответ: х=2 [pic] п, п [pic] z ,х= [pic] + 2 [pic] к, к [pic] z.

Способ 2. Преобразование суммы в произведение.

- Выразим cos х через sin( [pic] - х). Получим sin х + sin ( [pic] - х) =1


2 sin [pic] .cos [pic] =1, 2sin [pic] .cos(х - [pic] ) =1,


[pic] cos (х - [pic] ) =1, cos(х - [pic] ) = [pic] , [pic]



х - [pic] = arccos [pic] + 2 [pic] п, п [pic] z, х - [pic] = - arccos [pic] + 2 [pic] к, к [pic] z,

х = [pic] + 2 [pic] п, п [pic] z, х = 2 [pic] к, к [pic] z.

Ответ: х = [pic] + 2 [pic] п, п [pic] z, х = 2 [pic] к, к [pic] z.


Способ 3. Введение вспомогательного угла.

- Разделим обе части уравнения [pic] = [pic]

sin х + cos х =1/ [pic]


[pic] [pic] sin х + cos х [pic] = [pic]

cos [pic] sin х + sin [pic] cos х= [pic] , sin(х + [pic] ) = [pic] ,

х + [pic] =( -1)п arssin [pic] + [pic] п, п [pic] z,

х = - [pic] + (-1) [pic] + [pic] п, п [pic] z .

Ответ: х = - [pic] + (-1) [pic] + [pic] п, п [pic] z .

Способ 4. С помощью универсальной тригонометрической подстановки.

Sin х = [pic] , cos х = [pic] , cos [pic] [pic] 0, т.е. х [pic] [pic] + 2 [pic] п, п [pic] z



[pic] + [pic] =1, 2tg [pic] + 1 - tg2 [pic] =1 + tg2 [pic] , , 2tg [pic] - 2tg2 [pic] -0,


tg [pic] (1 - tg [pic] ) =0, tg [pic] =0 или tg [pic] = 1.

Если tg [pic] =0, то х= 2 [pic] п, п [pic] z.

Если tg [pic] = 1, то х= [pic] + 2 [pic] к, к [pic] z.

Ответ: х=2 [pic] п, п [pic] z ,х= [pic] + 2 [pic] к, к [pic] z.

Способ 5. Замена cos х выражением [pic] [pic] :

[pic] [pic] = 1 – sin х

1 – sin2 х = (1 - sin х)2

(1 - sin х)( 1 + sin х) – (1 - sin х)2 = 0

(1 - sin х)( )( 1 + sin х– 1 + sin х) =0

2(1 - sin х) sin х =0

sin х =1 или sin х=0

Если sin х =1, то х = [pic] + 2 [pic] п, п [pic] z.

Если sin х=0 , то х = 2 [pic] к, к [pic] z.

Ответ: х = [pic] + 2 [pic] п, п [pic] z, х = 2 [pic] к, к [pic] z.

Способ 6. Применение формулы sin х + cos х = [pic] sin (х+ [pic] )

Исходное уравнение примет вид: [pic] sin (х+ [pic] ) =1 /: [pic]

sin (х+ [pic] ) = [pic] ,

х + [pic] = (-1)пarcsin [pic] + [pic] п, п [pic] z.

х = - [pic] + (-1) [pic] + [pic] п, п [pic] z .

Ответ: х = - [pic] + (-1) [pic] + [pic] п, п [pic] z .

- Можно добавить 7 способ. Это графическое решение уравнения.

Как решить графически уравнение?

(В одной системе координат построить графики функций:

а) [pic] или [pic] ).

Выполните это задание дома.


5.Классификация тригонометрических уравнений.

Цель: привести в систему знания по темам и методам решения тригонометрических уравнений.

Плакат «типы уравнений»

  1. Простейшие уравнения и уравнения сводящиеся к ним.

  2. Уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям.

  3. Способ разложения на множители.

  4. Однородные уравнения

(a sin х + b cos х =0 a sin2 х + b cos х sin х + c sin2 х =0)

5. Решение уравнений введением вспомогательного аргумента

(a sin х + b cos х =с [pic] [pic] sin х + [pic] cos х = [pic] )

6. Способ понижения степени.

7. Решение уравнений преобразованием суммы (разности) тригонометрических функций в произведение.

8. Решение уравнений с помощью преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.

9.Уравнения, при решении которых используется универсальная тригонометрическая подстановка.




6.Решение тригонометрических уравнений.

Цель: решение уравнений с указанием четкого алгоритма решения уравнений данного типа.

1)1 – 3sin х cos х - 5cos2х =0

алгоритм:

  1. приведение к однородному уравнению.

  2. деление левой и правой части на cos2х при условии cos х [pic] 0

  3. решение квадратного уравнения.

  4. подстановка и решение простейших тригонометрических уравнений.

Ответ: х = arctg4 + [pic] п, п [pic] z, х= - [pic] + [pic] к, к [pic] z.

2) sin + sinх = [pic] sin

алгоритм:

1.формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.

2.разложение на множители

3. решение простейших уравнений.

Ответ: х = [pic] , к [pic] z, х = [pic] [pic] + [pic] п, п [pic] z.

3) sin2 ( [pic] - [pic] ) + cos2 ( [pic] + [pic] ) = [pic]

алгоритм:

  1. способ понижения степени

  2. выразить квадрат синуса и косинуса половинного угла через косинус угла.

  3. решение простейшего уравнения.

Ответ: х = (-1)п [pic] + [pic] п, п [pic] z.

4)sincos = sincos

алгоритм:

1.выражение стоящие в правой части перенести на лево

2.примененить формулу синус разности

3.решение простейшего уравнения.

Ответ: х = [pic] , п [pic] z.

5) 1 – cos х = 2sin [pic]

алгоритм:

  1. сведение к квадратному уравнению

  2. применить формулу cos х = 1 - 2sin2 [pic]

  3. разложение на множители

  4. решение простейших уравнений.

Ответ: х =2 [pic] п, п [pic] z , х = [pic] + 2 [pic] к, к [pic] z.


7. Самостоятельная работа.

Цель: провести текущий контроль за усвоением решения тригонометрических уравнений, определив тип уравнения и выбрав метод решения.


Самостоятельная работа на 10 вариантов по карточкам из газеты «Математика» №9 – 2004 стр. 12.( см. приложение).


8. Домашнее задание.

Цель: закрепить навыки решения тригонометрических уравнений. Подготовиться к зачету.

Домашнее задание на 12 вариантов по карточкам из газеты «Математика»

1 -2002г. Стр.16. (см. приложение) и решить графически уравнение

sin х + cos х = 1

9. Итог урока.

  • Чем мы занимались сегодня на уроке?

  • Какие типы и методы решения тригонометрических уравнений мы знаем?

  • Оценка работы класса.


10. И напоследок притча:

«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел их к огромному дверному замку. Кто откроет, тот и будет первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошел и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.

Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».


Дополнение: зачет проводится так же по карточкам из газеты «Математика»

18-2004г. Стр.16.


Рекомендации по использованию урока:


    1. данный урок проводится перед зачетом и контрольной работой, как урок обобщения в 10классе по данной теме;


    1. так же этот урок можно провести в 11 классе в разделе повторения;


3) так же можно отдельно провести урок по теме «Несколько способов решения уравнения sin х + cos х = 1», где повторяются многие методы решения тригонометрических уравнений.









Министерство образования Российской Федерации.











Конспект урока по теме: [pic]










Автор: В.Е.Агафонова

учитель математики

МОУ СОШ №6.
















г. Усть-Кут

2006г.