Пользовательское соглашение

Программы и методики формирования и коррекции грамматического строя речи

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Программы и методики формирования и коррекции грамматического строя речи

Проблемой развития грамматического строя речи занимались А.Г. Тамбовцева, А.М. Бородич и другие. А.Г. Тамбовцева предлагает на занятиях использовать дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием для обучения таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывают трудности.

Сначала для усвоения грамматических средств и способов языка предлагается перед ребенком поставить задачу – понимать смысл сказанного, затем использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, далее самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым. Самая трудная задача, которая ставится перед ребенком – оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нет так сказать. Детей не только учат запоминать новые слова, но и обращают внимание на способ образования этих слов. С детьми малоактивными и застенчивыми предлагается проводить индивидуальную и подгрупповую работу. С детьми проводят игры и упражнения, способствующие развитию грамматического строя языка. Индивидуальная и групповая работа организуется на том же самом материале, что и групповые занятия. Игры и упражнения с детьми проводятся, начиная со второй младшей группы. В зависимости от возраста языковой материал усложняется. В процессе обучения дети должны не только запомнить ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоить правила словоизменения.

Работу по ознакомлению детей со способами словообразования предлагается начинать со средней группы детского сада. Для этого с детьми проводятся игры и упражнения. Все игры и упражнения проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и изображений.

В старшей и подготовительной группах знания детей закрепляются в словесных дидактических играх и упражнениях. Многие из них проводятся без использования наглядного материала. В подготовительной к школе группе автор предлагает, опираясь на приобретенные словообразовательные навыки, постепенно формировать у детей умение подбирать однокоренные слова. Высокая речевая активность детей всегда сопряжена с обилием грамматических ошибок, поэтому автором предлагается методика исправления речевых ошибок. Воспитателю предлагается для исправления ошибок вслед за ребенком переформулировать высказывание, исправляя ошибку. Если ребенок делает ошибку в грамматической форме, которой учились на занятии, педагог фиксирует его внимание на ошибке и просит исправить ее. В подготовительной группе воспитатель может повторить неправильную форму – дать ее сравнить с правильной.

А.М. Бородич выделяет следующие задачи формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста:

- исправление грамматических ошибок в устной речи детей;

- совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений;

- предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий.

Предлагается проводить специальное обучение грамматическим формам и выделить эту работу в самостоятельный раздел, имеющий свое содержание. Рекомендуется закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе. Чтобы отобрать для работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастной нормой, прежде всего, рекомендуется руководствоваться указаниями, данными в разделе программы «Ознакомление с окружающим». Материал повторяется до полного исчезновения в речи детей данной грамматической ошибки.

Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями. Коррекционная работа проводится в соответствии с разработанными программами по коррекционному обучению детей с речевыми нарушениями и с использованием специальных методик.

В программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной представлена система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, в частности система работы по развитию грамматического строя речи.

Обучение детей с ОНР занимает 2 года. Каждый год обучения условно делится на три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы, в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

По данной программе предусматриваются следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

- занятия по формированию произношения.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи происходит развитие и формирование у детей словообразования, словоизменения и синтаксиса. Дети практическим путем учатся изменять слова и образовывать новые, составлять предложения и небольшие тексты.

В течение первого периода первого года обучения подготавливается основа для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Логопед приучает детей вслушиваться в изменение слов. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слов. Формирование грамматически правильной речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Сначала создается достаточный словарный запас, чтобы обеспечить переход от накопленных средств представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические и грамматические значения. Упражнения в самостоятельном образовании форм слов проводится на разнообразном тематическом материале.

В течение второго периода первого года обучения овладение грамматическими умениями происходит в специально организуемых коммуникативных ситуациях, связанных с изучаемой тематикой. В этот период продолжается закрепление в речевых конструкциях грамматического материала первого периода обучения. Усложнение состоит в том, что логопед должен научить детей использовать этот материал в более сложных видах речевой деятельности. Внимание привлекается к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между словами. Детей учат понимать обобщенное значение слова, только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных. Словарная работа на этом этапе тесно связана с практическим усвоением грамматических форм слов. В это же время продолжается работа по обучению составлению и распространению предложений. В работу включаются упражнения с предложными конструкциями. Работа над предлогами проводится поэтапно. Большая роль на занятиях отводится слушанию грамматических форм.

В третьем периоде первого года обучения при формировании лексико-грамматических средств учитывается то, что отработано на предшествующих занятиях и то, что спонтанно появилось в речи детей. При работе с детьми логопед ориентируется на тематические циклы. На этапе совершенствования лексических и грамматических навыков следует придерживаться следующего методического правила: новая лексика употребляется в усвоенных грамматических формах, новые грамматические формы изучаются на базе отработанной ранее лексики. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях, отрабатывается их произношение.

Второй год обучения, так же как и первый содержит 3 периода. В каждом из периодов существует определенная преемственность в прохождении тематического материала. Каждая тема изучается более углубленно. На занятиях дети закрепляют навык употребления изученных грамматических категорий и синтаксических конструкций.

Другими словами усвоение грамматического строя речи детьми по этой программе идет в тесной взаимосвязи с развитием словаря. Грамматические и синтаксические конструкции изучаются в зависимости от сложности материала: от простого к сложному. На каждом последующем этапе происходит накопление словаря и закрепление ранее изученного.

Кроме программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют методики по развитию лексико-грамматических средств языка. Для работы с детьми с ОНР существуют авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка. Они представлены в работах Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко.

Н.С. Жукова предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. Работа включает в себя несколько этапов. На каждом этапе проводится работа с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи и безотносительно к возрасту.

В работе Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой «Логопедическая работа в специальном детском саду» представлена методика коррекционного обучения. В соответствии с этой методикой работа по формированию речи у детей с ее недоразвитием строится с учетом закономерностей развития фразовой речи в норме. Сначала предлагается развивать понимание речи ребенком и подражательную деятельность. Появившиеся слова необходимо как можно скорее включать в простейшие двухсловные предложения, затем в трехсловные и четырехсловные без грамматических связей. Далее проводится работа над усвоением первых грамматических форм. Параллельно продолжается работа по дальнейшему развитию понимания речи и расширению словаря, одновременно проводятся упражнения по обучению детей правильно различать и употреблять в речи определенные грамматические категории. Все упражнения по развитию словарной и грамматической правильной речи предлагается давать только в виде предложений. В дальнейшем происходит практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Коррекционная работа проводится в соответствии с принципом взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

Л.Н. Ефименкова предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи. В процессе работы с детьми с первым уровнем речевого развития большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм. С детьми со вторым уровнем речевого развития проводится работа по развитию структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Далее работа продолжается с детьми с третьим уровнем речевого развития. Усложняется структура предложения, осваиваются новые грамматические формы.

Т.А. Ткаченко предлагает четко разделить функции между воспитателем и логопедом. Логопед должен знакомить детей с грамматическими категориями, а воспитатель проводить занятия по особой системе с учетом лексических тем. В логопедических занятиях акцент должен делаться на изучаемую грамматическую категорию. Последовательность в изучении лексико-грамматических тем должна быть установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.

Работа по развитию грамматического строя языка осуществляется в тесной взаимосвязи с работой по развитию словаря. Вся коррекционная работа проводится либо с учетом развития речи в норме, либо в соответствии с уровнем речевого развития детей. Усвоение всех грамматических форм происходит постепенно с обязательным закреплением ранее изученных форм. Усвоенные грамматические формы закрепляются в связной речи и в повседневном общении.

Список литературы:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2008. – 400 с.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1974. – 288 с.

3. Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. – 2009. - №5. – С. 48-60.

4. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду : учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва. – М. : Просвещение, 1987. – 142 с.: ил.

5. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: 1994.

6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 5-е изд. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 224 с. – (Библиотека логопеда практика).