Рекомендации для родителей по автоматизации звука Л

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Комплекс материалов по формированию звука Л


Уклад органов артикуляции. При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая слабая струя воздуха, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос.
1.Артикуляционные упражнения для постановки звука Л:

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить , чтобы язык не дрожал.

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

«Маляр»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.

"Грибок"

Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Пароход»

Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.

Среди нарушений л распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук, наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным ы, фрикативным г, мягким и полумягким л, i (йот), изредка встречается замена звуком р и в некоторых другими.

Мягкий л нарушается очень редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена звуком i (йот),

Приемы постановки звука. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при этом при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз произнести слог ля, затем введите зонд № 4 так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз – вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не получится акустический эффект твердого л.

Основной трудностью в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.


Дидактический материал для автоматизации и дифференциации звука.

В прямых слогах:

Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, по-ломка.

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.

Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

Без ударения на слоге.

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать.

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спе-лый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Слова со стечением согласных.
Благодарить, глаза, гладкий, божгла, злак, Клава, класс, кладовая.

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, пла-ток, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, фла-кон, шла, вышла.

Блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок.

Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клуб-ника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга.

Глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

В обратных слогах:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиал-ка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук.

Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зев-нул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул.

Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся.



Вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, ко-зёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка.

Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хо-тел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко.

Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, ко-сил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жил-ка, пилка, поилка, косилка, носилки.

Без ударения на слоге.

Алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал.

Вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.



В предложениях:

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ла-дони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свёклу. Мила видела слона. Слава идёт в кладовую за вёслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спе-лые и сладкие яблоки. Володя — смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок.


Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчёл. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку. Папа купил ёлку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На ёлке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

В текстах:

Белое одеяло Землю одевало. Солнце напекло, Одеяло потекло. (Снег.)

Кукла Мила

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые баш-маки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала её и обувала. Мы-ла ей голову и чесала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.

Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Зима

Всё бело, бело, бело. Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все — на лыжи и коньки!



Ласточки в гостях

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В половине мая шёл плотный снег. Всё застудило, жизнь остановилась. Но весна была весной. Холод не холод, а птицы прибывали. Вот прокуковала кукушка; на болоте появилась выпь.

Как-то, подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

А у нас гости, — сказал мой товарищ.

Какие гости в такие холода? Охотника, пожалуй, ещё могло сюда занести.

Я открыл палатку, и оттуда выпорхнуло с десяток ла-сточек. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Распахнул палатку:

Пожалуйте, гости!

Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу. Желанные по-сланцы весны — милые птицы. Их можно было взять — ни одна из них не билась и не защищалась.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понят-но утром. Когда стало светло, оказалось, что на палатке сидела ещё одна ласточка. Это с ней ночью была беседа у ласточек.

Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.

(По К. Урманову.)

Наш кот любит поспать. Вот он вошёл и пошёл под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

За ягодами

Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.

Сел и съел

Пришёл Миша из школы. Ходил, ходил — всё хотел, что-бы кто-нибудь обратил внимание. Но все заняты. Подошёл Михаил к сестре и сказал:

  • Сел и съел!

  • А-а, ты, видно, конфету у меня взял?!

  • Нет, — обиделся Миша и отошёл.
    Вошел он к отцу и тоже сказал:

  • Сел и съел!

Отец недавно поел, а сейчас отдыхал. Он подумал, что Михаил про него сказал, и ответил:

  • Так, сынок, так.

  • И ты ничего не понял, — вздохнул Миша.
    Пошёл Михаил на кухню и сказал своей маме:

  • Сел и съел!

А мать поняла по-своему:

У кого же ты пообедал?

  • Ни у кого я не обедал, — ответил Миша. — Я о другом.
    Сел и съел...

  • Не пойму никак...

  • А чего ж тут не понять?—вмешался дедушка.—Всё ясно: «сел» без твёрдого знака, а «съел» с твёрдым. Обрадовался Миша, что дедушка его понял.

(По Г. Савченко.)

В прямых и обратных слогах.

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доло-жил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Во дворе лаял пёс. По реке плыл плот. Котёнок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Нил сам выгладил полотенце и платки. Я нашёл и положил в банку много червей. В колхозе я молотил зерно и работал на веялке. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке. Солдат доложил, что выполнил задание. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Во дворе полаял и замолк пёс. Кот ловил мышку, но не поймал — мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот весёлый колобок покатился, как клубок.

Елка Белый цвет

Елка плакала сначала Белый снег, белый мел,

От домашнего тепла. Белый заяц тоже бел.

Утром плакать перестала, А вот белка не бела,

Задышала, ожила. Белой даже не была.

(С. Маршак.) (И. Токмакова.)

Рыболов

Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где ло-вится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута.

Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала про-сить :

Пусти меня.
Волк сказал:

Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки,
так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы на
ёлках всё прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь
тебя.

Волк пустил, а белка ушла на ёлку и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжёт.
А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не де-
лаем.

(По Л. Толстому.)



Дифференциация Р — Л

В слогах:

ра — ла ро — ло ру — лу ры — лы

ря — ля рё — лё рю — лю ри — ли

ре — ле ла — ра ло — ро лу — ру

лы — ры ля — ря лё — рё лю — рю

ли — рй ле — ре

ар — ал ор — ол ур — ул ыр — ыл

яр — ял ёр — ёл юр — юл ир — ил

ыл — ыр ал — ар ол — ор ул — ур

ил — ир ял — яр ёл — ёр юл — юр

В словах:

рад — лад Кира — Мила краса — глаза

рак — лак Юра — Юля игра — игла

рама — лама Мара — мала враг — флаг

рамка — лавка Ира — била грач — плач

рот — флот Пров — плов

рожь — ложь трон — слон

рос — колос крот — плот

роза — лоза крошка — плошка

ручка — лучше рука — Лука рубка — голубка ручей — лучей шуруп — тулуп прорубь — голубь

беру — пилу выручать — получать

Рыбка — улыбка серый — белый игры — иглы топоры — столы горы — скалы добрый — тёплый комары — малы бурый — алый укрыть — уплыть

метры — метлы

моря — поля Боря — Поля крякать — слякоть

моряк — поляк Варя — Валя тряпка — лямка горят болят варят — валят пряжка — фляжка


рёва — Лёва верёвка — пелёнка рёв — клёв

Серёжа — лёжа пузырёк — мотылёк

ларёк — кулёк вперёд — самолёт

берёт — полёт варёный — солёный

варю — велю трюк — люк

горю — колю крюк — клюв

горючий — колючий брюква — клюква

рис — лис варить — валить

Марина — малина дарить — удалить

перина — Полина горит — болит

турист — футболист сорить — солить

берись — хвались говорить — повалить

речь — лечь море — поле

рейка — лейка перец — палец

речка — колечко серенький — беленький


В обратных слогах:

дар — дал стар — спал парта — палка

жар — жал пожар — стал картон — балкон

вар — вал жарко — пожал комар — поймал

бор — вол горка — холка топор — пол

хор — кол корка — колко упорный — полный

укор — укол норка — полка горчица — волчица

горка — булка

ковёр — повёл призёр — пришёл шахтёр — новосёл
боксёр — вошёл костёр — котёл тёрка — тёлка

бирка — вилка мир — мил сер — сел, бел
жир — жил пир — пил мерка —белка

жарь — жаль зорька — полька пузырь — бутыль

ударь — удаль гирька — килька бурьян — тюльпан

угорь — уголь горько — только богатырь — костыль

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Цели:

Тема: «Звук Л. Этап автоматизации. «Животные»

Цели:

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные».

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование: зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звука «Л», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Игра «Покажи, как двигается животное». Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)

II. Подготовительная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик. Козочка. Змея»

Чередуем пальчиковые позы сначала на правой руке, потом на левой, на обеих руках одновременно (параллельно с показом логопеда)

2. Мимическая гимнастика. «Зайчик»

Зайчишка-мальчишка такой озорной,
Сначала нахмурит он брови с тобой,
Потом удивится, потом восхитится,
А напоследок развеселится!

3. Развитие артикуляционной моторики.

- движения челюстью вниз-вверх, вправо-влево «Бегемот разинул рот»
- движения губ «Лягушка» — «Слоник»
- движения для языка «Лопата», «Чашка», «Индюк», «Маляр», «Лошадка»

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.
5.Развитие силы голоса.
Бегемот откроет рот,
Песенку он нам споет:

Пропеваем гласные звуки:
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы красиво и правильно будем говорить звук «Л».

Давай вспомним, как гудит самолет. (Логопед демонстрирует произношение звука «Л», ребенок воспроизводит)

2. Анализ артикуляции звука (по схеме).

- Губы открыты
- Зубы разомкнуты
- Кончик языка поднят за верхние зубы
- Воздушная струя идет по бокам языка
- Голос звенит (рука на горле)

3. Характеристика звука (по схеме).

Согласный (есть преграда: язык, зубы)
- звонкий (голос звенит)
- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

4. Автоматизация звука на материале слогов.

Наш самолет необычный, он может не просто гудеть «Л-л-л», он может еще напевать песенки:

Ал-ла-ла-а-а
Ал-ло-ло-о-о
Ал-лу-лу-у-у
Ла-ла-ла-а-а
Ло-ло-ло-о-о
Лу-лу-лу-у-у

5. Автоматизация звука на материале слов.

На самолете прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук «Л», ребенок повторяет)

Лошадь
Лось
Слон
Белка
Волк
Козел
Осел

Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук «Л»

6. Физминутка.

Животные у нас очень веселые: прохлопаем, протопаем, пропрыгаем, прошагаем эти слова: ло-шадь, лось, слон, бел-ка, волк, ко-зел, о-сел. (деление слов на слоги)

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас мы наших животных расселим в домики, но чтобы узнать, кто в каком домике живет, нужно определить, где находится звук «Л» в этих словах: в начале, в середине или в конце (используются схемы на место положения звука в слове, синяя фишка).

8. Автоматизация звука на материале предложений.

Давай придумаем предложения с любым из этих слов. (если ребенок не придумывает, логопед предлагает свои варианты):

Волк пошел на охоту.
Белая лошадь ест сено.
Белка залезла в дупло.
Козел пасется на лугу.
Лось пил из болота.

9. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.

Послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук «Л»:

В полнолуние под елкой
Волк завоет на луну,
Нету лося, белки, телки,
Плохо, голодно ему!

Давай проговорим стихотворение вместе. Логопед следит за правильным произношением звука «Л».

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно говорить? Правильно, звук «Л». Давай вспомним как получается звук «Л» и какой он (анализ артикуляции и характеристика звука). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и дает хороший настрой на следующее занятие.






Конспект индивидуального логопедического

занятия по постановке звука [л].



Цели:

§ Продолжить автоматизацию звука [л] в слогах и словах;

§ Развивать зрительную память;

§ Развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в слове, определение характеристики звука;

§ Обогащать активный словарный запас;

§ Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приемов.

Оборудование: презентация, картинки – ландыш, лук, белка, дятел, карточка для домашней работы.







Ход занятия.



1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Артикуляционная гимнастика.

§ Упражнения «Лопатка», «Накажем язычок», чередование этих упражнений, «Качели».

§ Артикуляция звука [л].

§ Артикуляция звука [л] и пальчиковая гимнастика: пальчики здороваются.

§ Презентация. Слайд 2.

- Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие на лайнере. Ты – пилот.

4. Характеристика звука [л].

Презентация. Слайд 3.

Звук [л] – согласный. Докажи.

Непарный звонкий,

Твердый.

5. Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

§ Летим над горами.

Ла – ло – лу – лы.

§ Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера.

- Если услышишь звук [л], то подними соответствующую букву.

Штурвал, пилот, ракета, салон.

- Какие слова запомнил?

- Какие слова непонятны?

6. Физминутка.

7. Игра «На отдыхе»

Слайд 6.

- Найди и правильно назови все слова со звуком [л].

- Составь предложение про Ларису и Данила.

8. Игра «Положи, как я скажу».

Слайд 7.

- Назови картинки (ландыш, лук, белка, дятел).

- Запомни, как они расположены.

(картинки перемешать)

- А теперь выложи их в том же порядке.

- Запиши слова в тетрадь.

Проверка. Слайд 9.

- Покажи цифрой место звука [л].

9. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились говорить?

Какие слова с трудным звуком ты уже научился говорить?

На каком транспорте мы путешествовали?




































Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Дифференциация звуков [л] и [р].

Цель. Развитие фонематического слуха.

Задачи.
1. Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [р], [л]. Упражнять в правильном произношении и различении звуков [р], [л] изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование. Картинки: подснежники, луна, ложка, плащ, лопата, лук, карандаш, радуга, паровоз, роза, корзина. Дидактическая игра «Картинки – половинки». Фасоль, пуговицы, бусины, мелкий конструктор. Заготовка медали из бумаги, цифра 5, разрезанная на 5 частей.

Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Какой звук слышится чаще других в этих стихотворениях:
-Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, а скакал» (звук л).
- Рано, рано поутру пастушок: «Туру-ру-ру».
А коровки в лад ему отвечают: «Му-му-му» (звук р).
- Ты научилась красиво произносить звуки л и р. Сегодня мы будем учиться различать их, чтобы в школе писать правильно. За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать фишку и в конце занятия получишь оценку.

2. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы четко отвечать – надо язычок размять. Упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Качели», «Маляр», «Лошадка».

3. Игра на развитие дыхания:
Подснежники цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.
К цветку носик приближаем –
Аромат цветов вдыхаем.

4.Артикуляция звуков л и р.
- В каком положении губы, язык, когда мы произносим звук л? Звук р?

5.Дифференциация звуков л и р в слогах.
- Игра «Запомни, повтори».
Ла-ла-ра ар-ал-ал
Ло-ро-ло ор-ол-ол
Лу-лу-ру ул-ур-ур
Лы-ры-лы ыр-ыл-ыр

6.Дифференциация звуков л и р в словах.
- Разложи картинки на 2 группы: со звуком р, со звуком л.

7. Дифференциация звуков л и р в фразах.
Дидактическая игра «Картинки – половинки».

8. Закрепление букв л и р. Выкладывание из бусин, фасоли, конструктора, пуговиц.

9. Рефлексия.
- Понравилось тебе занятие? Что именно понравилось? Какое задание было трудным?
Из фишек выкладывается цифра 5 и приклеивается на медаль.
















РЕЧЕВАЯ КАРТА

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст____________дом. Адрес____________________________________________________________

Из какого д/с поступил______________________дата поступления____________________________________________

Анамнез

Мать_________________________________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребёнка)

Отец_________________________________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребёнка)

Наследственные заболевания____________________________________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка___________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок________________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_________________________________________________

Когда закричал ребёнок_________________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфексия (белая, синяя)___________________________________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)________________________________________________

Вес и рост при рождении________________________________________________________________________________

Вскармливание: Когда принесли кормить___________________________________________________________

Как взял грудь____________________________________________________________________

Как сосал________________________________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания___________________________________________

Грудное вскармливание до_______________________________________________________________________________

Когда выписались из роддома____________________________________________________________________________

Если задержались, то почему_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Ранее развитие

Когда стал держать голову______________________________________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть_______________________________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить___________________________________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы___________________________________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года_______________________________________________________________________________________________

До трёх лет____________________________________________________________________________________________

После трёх лет_________________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление ______________________________________________________________________________________________

Лепет________________________________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)

Первые слова________________________________________________________________________(в норме – около 1 г.)

Первые фразы___________________________________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли: - грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет_______________________

_____________________________________________________________________________________________

- грубые аграмматизмы после 3 лет________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Использование жестов__________________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста______________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций


  1. Слуховое внимание:


а) дифференциация звучащих игрушек ("Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?")_____________________________________________________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_________________________________________

2.
^ Восприятие и воспроизведение ритма (длительный звук, короткий звук):

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, .. - -, -…, …- ________________________________________________

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): - -..-, -..- -, - -…, …- - _________________________________________________


  1. ^ Зрительное восприятие:


а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий_____________________________________

___________________________________________________________________________________________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый______________________________________________________________________________________________

б) показ основных цветов____________________________________________________________________________


  1. ^ Зрительно-пространственный гнозис и праксис:


а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу___________________________________________

5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо_____________________________________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади_______________________

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)___________________

5. Состояние общей моторики:_______________________________________________________________________

6.
Состояние ручной моторики:

- точность движений_____________________темп движений_____________________________________________

- переключение от одного движения к другому__________________________________________________________

Задания. От 4 до 5 лет: "здороваются пальчики правой и левой руки", "здороваются пальчики только правой, только левой руки", мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно:

- "игра на рояле" (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1) ___________________________________________

- кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой)_______________________________________________________

- чередование движений: правая рука-ладонь, левая рука-кулак, далее – наоборот____________________________


Состояние звукопроизношения



Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить строение и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)______________________________________________________________

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________

в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус)___________________

г) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)_________________

д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)______________________________________

е) язык (массивный, "географический", маленький, с укороченной подъязычной связкой)_________________________


Речевая моторика

  1. Состояние мимической мускулатуры. Задания:


- поднять брови вверх ("удивиться")___________________________________________________________________

- нахмурить брови ("рассердиться")___________________________________________________________________

- прищурить глаза__________________________________________________________________________________

- надуть щёки ("толстячок")__________________________________________________________________________

- втянуть щёки ("худышка")__________________________________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок).


  1. ^ Состояние артикуляционной моторики. Задания:


  • ГУБЫ. "Улыбка" – "Трубочка". Под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти (с 5 лет).


а) наличие или отсутствие движений_______________________________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый)______________________________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)_______________________________________________

г) переключение от одного движения к другому_____________________________________________________

д) объём движений (полный, неполный)____________________________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)_________________________________

з) замены движения_____________________________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________________________


  • ЯЗЫК. - Широкий – узкий. Под счёт: три раза (до 5 лет), пять раз (с 5 лет)___________________________


- Кончик языка поднять_________________________, опустить________________________________________

- "Маятник"____________________________________________________________________________________

- "Качели" (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу)_______________________________________

- "Цоканье"____________________________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений_______________________________________________________________

б) тонус_______________________________________________________________________________________

в) темп________________________________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому_____________________________________________________

д) объём движения______________________________________________________________________________

е) точность выполнения__________________________________________________________________________

ж) замены движения____________________________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения____________________________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия)____________________________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка____________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

1. Объём, плавность неречевого и речевого дыхания______________________________________________________


  1. ^ Характеристика голоса:


а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)___________________________________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка____________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)____________________________________________________________

2. Ритм____________________________________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1.Изолированные слова: с 4 до 5 лет:

дом___________________ мостик____________________ кошка________________________

снег___________________ каша______________________ капуста_______________________

крыша_________________ хлеб______________________ помидоры_____________________

с 5 лет:

помидоры______________________ милиционер_____________________________

сквозняк_______________________ аквариум_______________________________

сковорода______________________ лекарство_______________________________

температура____________________ простокваша____________________________

свисток________________________ подснежник_____________________________

скворечник_____________________

2.Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.___________________________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._______________________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской.___________________________________________________________________

Милиционер ездит на мотоцикле._________________________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке.______________________________________________________________________


Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)


  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками: с 4 лет:


па-ба ______ та-да ______ га-да ______ ва-та ______ та-на ______

ба-на ______ мя-ма ______ ка-га ______ на-га ______ ба-ма ______


  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:


Показать картинки: мишка – мышка _______ бочка – почка ________

уточка – удочка _______ трава – дрова ________

^ 3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска – мишка ________ цветик – Светик _______

крыса – крыша ________ вечер – ветер __________

речка – редька _________ косы – козы ___________

челка – щёлка _________

Состояние фонематического анализа и синтеза

с 4 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание телёнка) или звук [р] (моторчик) в словах:

мышь ______ комар _______ доска _______ окно _______ рама _______

дом ________ рыба ________ дрова _______ стол _______ шар ________

с 5 лет:

^ 2. Выделение ударного гласного в начале слова ("Скажи, какой первый звук в слове?"):

Аня ________ аист _________ утка _________ Оля _________

Ира ________ Инна ________ улица ________ осы _________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)


  1. Пассивный словарь. (Отметить объём словаря. Точность понимания значений слов.)


- Покажи, где
кукла, стол, стул.______________________________________________________________________

- Посади
куклу, мишку.______________________________________________________________________________

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

- Покажи, где:
стол – столы ___, дом – дома ___, стул – стулья ___, дерево – деревья ___, берёза – берёзы_____.


    1. Различение предложно-падежных конструкций с предлогами:
      в ___, на___, по ___,под ___, над __, перед___, за _____, около _____.


- Покажи, где ложка:
в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.

с 5 лет:

2.3. Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами:

в – из ____________________________________________________________________________________________

на – с ____________________________________________________________________________________________

под – из-под ______________________________________________________________________________________

- Возьми линейку
с пенала, из пенала, из-под пенала.

- Положи карандаш
в пенал, на пенал, под пенал.

3. Дифференциация форм словообразования С 5 лет:

3.1. Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

- Покажи, где:
дом – домик _______, стул – стульчик _______, одеяло – одеяльце ________,

подушка – подушечка __________, замок – замочек ____________.

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом
–инк-:

- Покажи, где:
виноград – виноградинка ______, бусы – бусинка _____, роса – росинка ____.

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками:
шёл ___, ушёл ___, вошёл ___, вышел ___, перешёл ___, зашёл ___, отошёл ____.

4.Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

- Покажи:
ключом карандаш ______, ключ карандашом ______,

где хозяин собаки ______, где собака хозяина ______,

дочка мамы ___________, мама дочки ____________.

4.2. Простые распространённые предложения.

- Покажи картинку:
Девочка рвёт цветы.__________

Девочка играет в мячик._______

Девочка убирает комнату.______

4.3. Вопросительные предложения:
- Кого ловит девочка?_______

- Чем девочка ловит бабочку?________

- Кто ловит бабочку?________

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи


  1. Активный словарь.


    1. Конкретные существительные.


Предлагается назвать картинки по темам:

"Игрушки":________________________________________________________________________________________

"Посуда":_________________________________________________________________________________________

"Одежда":_________________________________________________________________________________________

"Обувь":__________________________________________________________________________________________

"Животные":_______________________________________________________________________________________

"Семья":__________________________________________________________________________________________

"Мебель":_________________________________________________________________________________________

"Птицы":__________________________________________________________________________________________

"Транспорт":_______________________________________________________________________________________


    1. Обобщающие понятия.


Назвать одним словом группу предметов.______________________________________________________________


    1. Существительные, обозначающие части тела, части предметов. С 5 лет:


- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.__________________________________________

- Части одежды: рукав, воротник, пуговица_____________________________________________________________

- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье_______________________________________________________

- Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина________________________________________________________


    1. Название профессий:___________________________________________________________________________


    2. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. С 5 лет:


- Что ты делаешь в течение дня?______________________________________________________________________

- Кто как передвигается?____________________________________________________________________________

- Кто как кричит?__________________________________________________________________________________


    1. Прилагательные.


Названия цветов. С 4 лет: белый____, чёрный____, красный_____, синий_____, зелёный______.

С 5 лет: коричневый_____, розовый_____, голубой______, оранжевый______.

Название формы.С 5 лет: круглый_____, квадратный_____, треугольный_____, овальный_____,

прямоугольный____.


    1. Подбор антонимов (с 5 лет):


добро - ________________ большой - ___________________ поднимать - ____________________

горе - _________________ широкий - ___________________ давать - ________________________

друг - ________________ высокий - ___________________ покупать - ______________________

хороший - _____________ лёгкий - _____________________


  1. ^ Состояние словоизменения. С 4 лет:


    1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:


стол - _____________ глаз - _______________ стул - _______________

кукла - ____________ рот - ________________ воробей - ____________

ухо - ______________ лист - _______________ пень - _______________

слон - _____________ дерево - _____________ лев - ________________

рукав - ____________ окно - _______________ сон - ________________


    1. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:


- У меня есть
карандаш (кукла)_______________________________________________________________________

- У меня нет … ____________________________________________________________________________________

- Я рисую … ______________________________________________________________________________________

- Папа пишет … ___________________________________________________________________________________

С 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

^ Много чего? шар - ______________ чашка - ______________ стул - ______________

стол - ______________ книга - _______________ мяч - _______________

дом - ______________ дерево - ______________ ключ - ______________

берёза - ____________ лист - ________________ карандаш - __________

2.4. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:

в___, на____, под____, над____, за____, перед____, около_____.


    1. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.


^ Назвать цвет предметов: шар _____________, ведро - _____________, платье - ____________,

машина - ______________, ботинок - ________________.


    1. Употребление словосочетаний – числительных
      два и пять с существительными:


дом - _2______________5_______________, кукла - _2______________5__________________,

шар - _2______________5_______________, жук - _2_______________5__________________.


  1. Состояние словообразования. С 5 лет:


3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Как назвать маленький предмет?

Стол - ______________ кровать - ______________ ложка - _______________

Мяч - ______________ берёза - _______________ шкаф - ________________

Дом - ______________ кукла - ________________ миска - ________________

3.2. Образование названий детёнышей животных. С 4 лет:

у кошки - _____________________ у гуся - ________________________

у утки - _______________________ у лисы - _______________________


С 5 лет:

у зайца - ______________________ у медведя - _____________________

у белки - ______________________ у волка - _______________________

3.3. Образование прилагательных от существительных (с 5 лет):

- относительных (из чего сделано):

дерево - ______________ пух - ____________________ снег - ______________________

бумага - ______________ кирпич - _________________ брусника - __________________

солома - ______________ резина - _________________ черника - ___________________

мех - _________________ металл - _________________ шерсть - ____________________

- притяжательных (чей? чья? чьё?):

сумка мамы - ________________________ хвост зайца - _______________________________

кофта бабушки - _____________________ лапа медведя - ______________________________

газета папы - ________________________ шерсть волка - ______________________________

нора лисы - _________________________

3.4. Образование приставочных глаголов (с 5 лет).

Назвать действия (Что делает мальчик?):

Ходит - _____, уходит - _____, входит - _____, выходит - _____, переходит - _____.

Бежит - _____, убегает - _____, выбегает - _____, вбегает - ______, перебегает - _____


Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет)__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________


рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет)_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________


Заключение МППК

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________


Результат работы

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________