Интерактивные технологии в системе логопедической работы Проэкт: «Мир детских фантазий» (использование приёма «коллажирования» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Аннотация проекта


Данный проект рассчитан на развитие у детей 4-6 лет (разновозрастная логопедическая группа) индивидуальных творческих способностей, совершенствование монологической речи через различные виды деятельности.

Ключом развития связной речи является создание коллажа по картинкам.

При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе: обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь.

Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению, формируют коллективные взаимоотношения.

Современное состояние речевого развития дошкольников предусматривается в программах: Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»; Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Новизна проекта заключается в интеграции линий развития: речевой, художественно-эстетической, креативной, эмоционально-ценностной.

Проект позволит расширить и активизировать словарный запас детей с ОНР, поможет сформировать связную речь, развить когнитивные процессы, создать возможность для развития творческих способностей детей, приобщить родителей к коррекционно-воспитательному процессу и сотрудничеству с детьми.


Цель проекта;

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, речевой и творческий потенциал детей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.




Список литературы:


1. Типовая образовательная программа дошкольного образования. « От рождения до школы.» / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

2. Е.М. Косинова. Моя первая книга знаний обо всем на свете. - М.:Эксмо,

2006. - 120 с.

3. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2007. - 560 с.

4. Г.А. Ванюхина. Экстернат речевой культуры для дошкольников. - М.: Эксмо,2010.-230с.

5. СВ. Костарева. Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 360 с.

6. Научно-методический журнал «Логопед»№1, январь, 2013 р.

7. Хрестоматия для чтения.//сост. А.А. Емец, О.Н. Коваленко, О.В. Шапка -X.: Изд. Группа «Основа», 2012. - 688 с.




















Имеющиеся ресурсы на начало реализации проекта


Художественные произведения.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

Предметные картинки.

Сюжетные картинки.

Ватман, картон, цветная бумага.

Вырезки из журналов.

Клей.

Набор цветных карандашей.

Небольшие ножницы.



Результативность проекта

1. Педагоги освоили проектный метод как метод организации детской деятельности, расширение образовательного пространства, развитие творческого мышления и познавательной деятельности.

2. Повысился уровень научной информированности детей и родителей, уровень мотивации к творческой деятельности.

3. Увеличился интерес педагогов, детей и родителей к творчеству, к художественной литературе.

4. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми и педагогами группы.

5. Собран и систематизирован материал по теме проекта.

6. Улучшилась связная речь детей, творческое мышление.

7. Дети стали более изобретательны. Они изображают картинками то, что чувствуют.

8. Работа над проектом способствовала улучшению микроклимата в группе. Стал более высоким уровень коммуникативных навыков. Дети научились презентовать свою работу.

9. У детей сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе экспериментальной и практической деятельности.

10. Возросла речевая и познавательная активность. У детей значительно расширился и активизировался словарный запас, совершенствовалась связная речь.

Задачи:


Познавательные:


Сформировать у детей интерес к приему «коллажирования» как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй, былей.

  • Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление.

  • Развивать умение детей добиваться результата в работе, ставить перед собой определенную цель, планировать процесс изготовления коллажей.

  • Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно их располагать.

  • Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами.


Коррекционные:


  • Совершенствование монологической речи дошкольника через различные виды речевой деятельности.

  • Формирование грамматического строя речи.

  • Расширение словарного запаса.

  • Развивать коммуникативные навыки детей.

  • Развивать творческое воображение, мышление, память, внимание.


Социализирующие:


  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

  • Побуждать детей и родителей к совместной творческой деятельности.

  • Совершенствовать стиль партнерских отношений, формировать различные способы общения.




Воспитательные;


  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду.

  • Прививать трудолюбие.


Рабочая гипотеза - участие детей в проекте позволит максимально расширить знания детей о коллаже, сформировать связную речь, пополнить словарный запас, развить психические процессы, творческие способности и поисковую деятельность.


Ожидаемый результат:


  • Проявление творческих способностей детей.

  • Умение выразить себя, свое мнение о своем и чужом творчестве.

  • Проявление способности к воображению.

  • Использование коллажа как упражнения сенсорного характера и как средства эмоционального выражения.

  • Развитие творческого мышления.


Новизна состоит в том, что на данный момент метод «коллажирования» является средством реализации стратегии инновационного развития дошкольников.


Формы реализации:

обучение в повседневных бытовых ситуациях;

игры по развитию речи;

коллективное занятие (свободное участие детей в нем);

свободные беседы о коллаже;

индивидуально-творческая деятельность(составление коллажа);

творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

игровой тренинг (составление рассказов).


Методы и приемы

изготовление коллажа с детьми;

логокоррекция;

психогимнастика;

интеграция;

лексико-грамматические игры;

чтение художественных произведений и беседы о них; •рефлексия;

постановка музыкальных сказок и логопедических упражнений.


Дидактические средства:

Методические разработки по теме;

Предметные и сюжетные картинки;

Художественная литература.


Основные средства:

Занятия.

Мониторинг.

Анкетирование родителей.

Родительские собрания.

Диагностика и коррекция речи детей.

Консультирование.

Презентация детских альбомов из коллажей.

Развлечения, досуги.


Условия инновационной работы;


  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор ;

  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.




























































































МДОУ «ясли-сад» №93 города Донецка Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики




Интерактивные технологии в системе

логопедической работы

Проэкт: «Мир детских фантазий»

(использование приёма «коллажирования»

в коррекционной работе

с детьми дошкольного возраста)




Подготовила:

учитель-логопед Рынчак Екатерина Павловна.








г. Донецк