Конспект индивидуального занятия по ФП и РСВ «Автоматизация звука Л. Текст «Завтрак» в 3 классе.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...














Конспект индивидуального занятия по ФП и РСВ

«Автоматизация звука Л. Текст «Завтрак»

в 3 классе.

















Учитель – дефектолог: Самарь И.В.























Цель: закрепление навыков автоматизации звука л в слогах, словах, предложениях, продолжение работы по развитию слухового восприятия на основе текста «Завтрак».

Задачи:

-автоматизировать звук л в слогах, словах, фразах;

-различать слова и фразы на слух;

-способствовать приобщению имеющихся у учащегося слуховых способностей к восприятию речи;

- формировать диалогическую речь в вопросно-ответной форме на основе слухового восприятия;

- развивать слуховое восприятие и закреплять правильное произношение без усиленного слухового контроля;

- совершенствовать умение выделять ударный слог в словах;

-вырабатывать навык самоконтроля за произношением при активной речевой деятельности;

- развивать слуховое внимание, вербальную и опосредованную слуховую память, словесно- логическое мышление;

- упражнять в умении давать отчет о проделанной работе;

- различать (опознавать) фразы из текста;

- воспитывать интерес к общению.























Ход занятия:

  1. Организационный момент

-Здравствуй, Дима. - Здравствуйте И.В.

-Па-па-па. Как ты слышишь? - Я слышу хорошо (плохо).

-Какой сейчас месяц? -Сейчас декабрь

-Какой праздник будет в декабре? - Новый год.

-Новый год веселый или грустный праздник? -Это веселый праздник.

-Какое у тебя настроение? Вот такое! (поднимает большой

палец.)

-Дима, спроси у меня что будем делать. И.В. что будем делать?

-Будем хорошо говорить ,слушать, читать.

-Дима, что будем делать? - Будем говорить, слушать.

  1. ФП

1. Работа с профилем.

- Посмотри на профиль скажи какой звук? -Звук л

-Будем работать со звуком л .

(показать букву л и оставить на столе перед учеником для зрительного восприятия)

2. Артикуляционная гимнастика.

- Посмотри и сделай также.

(видео «Змейка», «Змейка на камне»)

3. Упражнения на выработку артикуляционных дифференцировок.

- Прочитай слоги и слова:

Ала-ала-ала халат салат

Алу-алу -алу шалун

Оло-оло -оло молоко соловей

Ал-ал-ал пенал подвал

Ол-ол-ол стол пол

Ул-ул -ул гул аул

Ла-ла-ла лапа лампа

Ло-ло-ло лодка ложка

Лы-лы-лы лыжи

Пла-пла платок плакат

Кла-кла класс

Фла-фла флаг

Называние картинок.

- Посмотри на картинки.

-Назови предметы со звуком л. - Ложка, вилка, тарелка, кастрюля.

-Назови предметы одним словом. - Посуда.

- Что ты делал? - Я называл предметы.

Работа с деформированным текстом

- Закончи предложение .

У кошки не ноги, а мягкие (что?) …

Мама красит ногти (чем?) …

Суп едят (чем?)…

Лодочник плывёт (на чём?) на …

Лыжник идёт ( на чём?) на …

Мама купила (что?) …

На крыше сидят (кто?) ….

На столе лежал (что?) .. .

-Послушай и скажи

(предъявление материала из упражнений на слух)

Подбор предложений к картинкам.

- Посмотри на картинку и придумай предложение.

(ученику предложены картинки «Мальчик плывет на лодке», «Ласточка прилетела в гнездо», «На лугу растут ландыши», «Мальчик пьет молоко»)

- Что ты сделал? - Я выполнил задание.

- Посчитай.

Одна лодка один ландыш

Две лодки два ландыша

Три … три ….

Четыре … четыре …

Пять лодок пять ландышей

- Что ты сделал? -Я посчитал.

Работа над ударением.

- Я буду читать слова, а ты поставь ударение.

- Что тебе нужно для работы? -Мне нужен карандаш.

- Попроси карандаш . -И.В. дайте, пожалуйста ,карандаш

-Возьми карандаш. -Спасибо.

(ложка, тарелка, салфетка, столовая, молоко)

(учитель читает, делая акцент на ударном слоге, ученик проставляет ударения)

-А теперь поставь ударение в словах самостоятельно.

(ложка, бокал, молоко, лук, ложка, вилка, белая тарелка, салфетка, новая столовая)

(ученик отхлопывает ударный слог и проставляет ударение)

-Прочитай слова правильно.

(ученик прочитывает слова и словосочетания)

- Что ты сделал? -Я выполнил задание

- Молодец.

4.Закрепление произношения без усиленного слухового контроля

Чтение чистоговорки.

-Сними наушники и прочитай. Говори все звуки хорошо.

Ал-ал-ал у Луши новый пенал.

Ол-ол-ол сегодня футбол.

Ло-ло-ло Лола ехала в село.

Ла-ла-ла Мила лампу принесла.

Лы-лы-лы у нас гладкие полы.

-Дима, ты хорошо работал, давай похвалим себя.





(самомассаж)

Наша умная головка (погладить себя по голове)

Думала сегодня ловко.

Ушки всё услышали (помассажировать уши)

Глазки посмотрели (закрыть глаза погладить веки)

Ручки всё исполнили (помассажировать пальцы, потереть ладони друг о друга)

А ножки посидели (похлопать руками по коленям)

-Надень наушники.

-Па-па-па. Как ты слышишь? -Я слышу хорошо.

  1. РСВ

-Отдохнул, Дима? -Да.

-Ты хочешь кушать? -Нет.

-Почему? -Я завтракал.

-Что ты ел? -Я ел запеканку, хлеб с маслом, пил чай

-Скажи на казахском языке слова «хлеб», «масло», « чай». -Нан, май, шай.

-Послушай текст «Завтрак»

(учитель читает текст за экраном, у ученика текст перед глазами)

-Я буду читать, а ты поставь предложения по порядку.

(перед учеником два наборных полотна: одно – пустое, на другом – текст вразброс. Ребенок находит предложение, читает его, выкладывает на другое полотно. Прочитывает весь текст на наборном полотне.)).

-Что ты сделал? - Я выполнил задание.

-А теперь давай поиграем.

(учитель показывает кукол)

-Посмотри -это мама и Витя. Давай я буду мамой, а ты Витей? -Давайте.

(диалог мамы и Вити без текста)

-Тебе понравилось играть? -Да. Давайте поменяемся, я буду

мамой, а вы Витей

-Давай.

(диалог учителя и ученика)

-Ты хочешь поиграть сам? -Да.

(ученик говорит за маму и за Витю).

-Молодец , ты хорошо говорил.

- А теперь сними аппараты и скажи, что услышал.

(на голое ухо слова, фразы, предложения из текста)

-Надень наушники.

4.Организация окончания занятия.

-Дима. Что ты делал на занятии ? Я слушал, хорошо говорил.

-Над каким звуком мы работали? Над звуком л.

-Тебе понравилось занятие? Да, очень.

-Дима ты хорошо работал. Занятие закончено.

-До свидания. До свидания И.В.