Информация для родителей по развитию речи детей

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Артикуляционная гимнастика.

«Песенка непослушного язычка».

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

«Качели».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

«Почистим зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движение языком вверх-вниз.

«Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

«Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка от зубов к горлу и обратно.

«Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей полостью к небу (язык присасывается) и удерживается в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.

«Лошадка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать (цокать языком).

«Автоматик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т (д-д-д) – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.




АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног и т.д., значит, можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Но постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Для занятий дома с родителями предлагается артикуляционная гимнастика, которая в раннем и младшем возрасте может помочь ребенку достичь правильного звукопроизношения.

Упражнения артикуляционной гимнастики подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка, это делает логопед.

Существуют определенные правила для выполнения артикуляционной гимнастики:

  • сначала упражнения выполняются в медленном темпе;

  • Упражнения выполняются перед зеркалом;

  • На первых занятиях можно ограничиться 2 - 3кратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно;

  • Постепенно количество повторений упражнения доводится до 10 – 15 раз.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, уважаемые взрослые, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Проконсультироваться по подбору упражнений артикуляционной гимнастики и их выполнению Вы можете у логопеда




Дизартрия

Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произволных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объёму. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книги лежат на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.

В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность,проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении.

В психологическом статусе возможно нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребёнка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны :повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудность в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.




ЗАИКАНИЕ.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще в возрасте от 2 до 5 лет.

БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если Ваш ребенок:

  • употребляет перед отдельными словами лишние звуки (А, И, Э и т.д.);

  • повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

  • делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

  • затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания.

* Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить, по возможности, ребенка от контактов с заикающимися (например, если это знакомые).

  • * Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты.

* Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

* Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту; разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.

* Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!

* Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабай-ягой, лешим и т.д.

* Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле. Лишить лакомства или участия в любимой игре




Беседа с логопедом.


Взрослым очень интересно то,

Что всем давно известно:

Как зовут, и кем ты будешь,

И кого ты больше любишь:

Маму, папу или братца?-

Все не могут разобраться.

А вот завтра я поеду

На беседу к логопеду!

Он попросит: порычи.

Он попросит: помычи,

Попиши и пожужжи,

И язык мне покажи.

Хорошо пройдет беседа

У меня и логопеда!


Л. Фадеева.



Если ребёнок плохо говорит...

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке,и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходит не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребёнок не горит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.





Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа "Ладушки" и "Сорока кашу варила".

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодалеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для дамашних занятий?

  1. Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки, фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

  2. С сынишкой можно провисти игру-соревнование на скорасть. Кто скорее, папа или сын разложит би маленькие болтики или гайки в разные контэйнера?

  3. Покаржите мальчику, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кровать для куклы.

  4. Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластелина.

  • Лепите со своим ребёнком из пласелина, играйте в мозайку и пазлы.

  1. Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнуков.

  2. Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Двухлетний малыш стравится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

  3. И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождющие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибибаем на обеих

Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кожку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымым тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем

их от воды.

Дождик кончился. Устал. Кладём ладони на стол.