Конспект логопедического занятия на тему «Звукобуквенный анализ слов. Звуки Б – П»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: В конспекте полно и последовательно представлена работа по дифференциации звуков Б - П у учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН. Используются разнообразные дидактические игры, позволяющие учить весело, без принуждения. Занятие формирует навыки звуков...














КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с учащимися с нарушениями чтения и письма,

обусловленными ФФН

Тема «Звукобуквенный анализ слов. Звуки Б – П»













Учитель-логопед

МБОУ «Черноморская СШ №3»

Гафарова М. К.









Цели: различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен; закрепить навыки слогового анализа; развитие внимания, памяти, воображения и мышления; развитие фонематического восприятия, воспитание нравственно-этических чувств.

Оборудование: предметные картинки (бочка – почка, ботинки – погреб), плакат с изображенными предметами, карточки со слогами -ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами, карточки с буквами Б и П, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1, 2).

Ход занятия

Организационный момент

Психогимнастика.

Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Основная часть

1. Актуализация знаний.

Логопед: Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок На ветках –

И надели поясок. Плотный комочек.

И хранит посуда эта В нём дремлет

С грядки собранное лето. (бочка) Зеленый листочек. (почка)

[pic] [pic]




Логопед: Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

- Какими звуками отличаются эти слова? Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).

- Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).




- Следующие загадки:

Всегда шагаем мы вдвоем, Зимой – нет теплей,

Похожие как братья. Летом – нет холодней. (погреб)

Мы за обедом – под столом, [pic]

А ночью - под кроватью. (ботинки)

[pic]




- Назовите первые звуки в этих словах.

3. Уточнение и обогащение словарного запаса по лексической теме животные и птицы.

Логопед: Ребята, сейчас я вам начну перечислять названия птиц и животных, в которых есть звуки [б], [п]. А вы затем продолжите.

Логопед: панда, собака, голуби…

Учащиеся: павлин, черепаха, барсук, бобер, попугай, баран, леопард...

- На каком месте находятся в этих словах наши звуки (начало, середина, конец слова)?

-Какими буквами на письме обозначаются звуки [б], [п]? (буквами б, п). 
4. Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.

Логопед: Внимательно рассмотрите изображенные предметы на картинке. Запишите названия, изображенных предметов в два столбика: в первый – с буквой П, во второй – с буквой Б. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. Картинки:

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


П

Б

Бабочка

Попугай




Слова: пломба, полка, проба, лампа, капкан, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, пуля, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.



5. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

6. Развитие фонематического слуха, различение звуков [б – п].

А) Дидактическая игра «Поймайте звук [п] или звук [б]».

Логопед: Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!

Слова: лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.

Б) Игра «Будь внимателен». Работа на индивидуальных карточках.

Логопед: А я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы Б, П. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.

1-й ряд: банан, пломба, капкан, бомба.

2-й ряд: полка, пупсик, благополучие, буран.

3-й ряд: барбарис, тапочки, попытка, багаж.

Проверка: Логопед вывешивает на доску карточку для проверки.

7. Закрепление навыков слогового анализа.

Логопед: Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Индивидуальные карточки:

8. Дидактическая игра «Буква заблудилась».

Логопед: Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].

Слова: палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

9. Работа по грамматическому оформлении предложений.

Логопед: Прочитайте слова на карточках и составьте с ними предложения.

Паша, лепить, заяц.

Боря, есть, суп, бобовый.

Полина, собирать, грибы

Бабушка, внук, пирог, угостить.

Я чистить, зубная паста, зубы.

Даша, из, букет, цветов, собрать.

10. Рефлексия.

Логопед: Какие виды работ вам больше понравились? Какие задания вызвали затруднения?

Логопед показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного и предлагает выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- Какими звуками они обозначаются при письме?

- Чем они похожи? Чем различаются?