Пользовательское соглашение

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Р

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Цель: Постановка звука [Р].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];

  • развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма;

  • упражнять плавный, длительный выдох;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям.


Оборудование: ноутбук, CD «Домашний логопед», 2 стакана с водой, 2 трубочки для коктейлей, игрушка массажная «Ежик», барабан, красные карточки для артикуляционной гимнастики, логопедические зонды, спирт для обработки рук, ватные диски, песенка Крокодила Гены (минус).


Ход занятия.


1. Орг. момент.

- Сегодня ночью мне приснился очень интересный сон. Я тебе его расскажу.

- Садись поудобнее. Слушай: Видела я маленького, очень грустного тигренка. «Почему ты такой грустный» - спросила я его. А он ответил, что так и не научился рычать. Тогда я научила его рычать и тигренок стал веселым и радостным.


2. Постановка цели занятия.

- Сегодня мы с тобой тоже будем учиться «рычать». Но сначала мы поиграем.


3. Развитие фонематического восприятия.

1) Игра «Угадай, что звучит?»D «Домашний логопед»).

- Послушай внимательно и назови, что звучит. (В случае затруднения продемонстрировать картинки).


2) Игра «Будь внимателен».

- Я буду называть слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:

кавман, калман, кайман, кажман, кадман, каман, карман;

вобот, лобот, йобот, жобот, добот, обот, робот;

топов, топол, топой, топож, топод, топо, топор.


3) Игра «Поймай звук».

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]:

среди звуков: Р, Л, Ж, Р, Й, Д, Л, Ж, Р;

среди слогов: РА, ЛА, ЖА, РО, ЙО, ДО, УР, УЛ, УР;

среди слов: РАК, ЛУК, ЖУК, ПОМИДОР, УКОЛ, ЙОД, ВОДА. КОЛОДЕЦ, КОЖА, НОРА.


4. Развитие плавного, длительного выдоха.

Упражнение «Буря в стакане». (Ребенок и логопед через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в голубой цвет водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).

- Это твое море, ты будешь ветром. Сначала ветер дует тихо - на море легкие волны. Затем ветер дует сильнее – начинается небольшой шторм. И наконец, подул очень сильный ураган – на море разыгралась буря. Ветер стихает, стихает, стих - на море штиль.



5. Развитие чувства ритма.

- Поиграем на барабане. Я прохлопаю ритм. А ты отстучишь его на барабане. 11 -111, 111-11, 11-11, 111-111.


6. Развитие мелкой моторики. Самомассаж лицевой мускулатуры.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

(катает игрушку - ёжик по ладоням и пальцам, затем по лицу).


Поиграли. Сядем к зеркалу.


4. Уточнение артикуляции звука [Р].

- А теперь давай поучимся «рычать». Посмотри, что я делаю, когда хочу порычать. Язык у меня широкий, в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит. Послушай: РРРРР.


7. Развитие артикуляционной моторики, переключаемости органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика (красные карточки).

-Сделаем гимнастику для язычка.

Упражнения: «Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка»,

«Чашечка»,

«Индюк»,

«Барабан»,

«Маляр».


8.Постановка звука [Р].

1) «Маляр» + З, Ж, Д.


2) «Грибок» + подуем.


3) «Балалаечка» + зонд.


4) «Балалаечка» + пальчик.


5) ЗЗЗ – вдыхая воздух.


6) Дождик капнул на ладошку

На цветок и на дорожку

Застучал по крыше он

И раздался частый звон ( произносим сочетание Т-Д ускоряя темп).


7) Поем песенку Крокодила Гены, используя вместо слов слог ДА.


8) Т-Д-ДА, Т-Д-ДЫ+ постукивание ладонью по подбородку.



9) Т-Д- стучим и выталкиваем язычок( 1-ударный звук).


9. Подведение итога занятия.

- Как грустил тигренок, когда не умел рычать, покажи. Как он обрадовался, рассердился, испугался и опять обрадовался.

- Мы с тобой сегодня на занятии учились «рычать». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?