Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся I - IV классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная
коммуникация» для обучающихся I - IV классов с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью, с ТМНР разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);

- Учебного плана МБОУ СОШИ на 2017 – 2018 учебный год;

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШИ г. Кизела.

В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост
числа детей, имеющих нарушения в развитии. Изменяется и качественный
состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью). Становится всё больше детей с умеренной и тяжёлой формами
интеллектуального недоразвития, ранее обучающихся по программе«Особый ребёнок».

Растёт интерес к проблеме помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья, а именно их социализации в современном мире
через привитие им норм социально-адекватного поведения, развития навыков
самообслуживания, приучения к элементарным формам труда, повышения
уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации этих задач
педагоги часто сталкиваются с трудными проблемами: недостаточная
сформированность навыков межличностного общения, отсутствие
потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных
контактов, заниженной или завышенной самооценкой, неадекватным
восприятием других людей, а также часто грубым системным недоразвитием
речи.

Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характерен
ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в
поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная
истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех её функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития устная речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими
сильно затруднено либо невозможно.

Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром, его социализации и
адаптации в обществе. Это значит, что необходимо обучать таких детей
использованию альтернативных и вспомогательных средств коммуникации
(жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение
выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали
предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами
общения. А для той категории детей, которая не овладеет словесными
средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путём в организации и успешной социализации в обществе.
Используя невербальные (альтернативные) средства коммуникации и
обучая детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, педагоги
компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности,
помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания и
просьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельности
детей.

При обучении безречевых детей педагоги также сталкиваются с
проблемой нехватки программ обучения и воспитания детей с тяжёлой
степенью умственной отсталости. Существующие программы весьма
схематичны, и это даёт возможность практикам применять их творчески,
адаптировать к конкретному составу обучаемой группы.

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная
коммуникация» с использованием программы Макатон для обучающихся I –
IV классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 2)
направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их
социализацию в современном мире через привитие им норм социально-
адекватного поведения, повышение уровня коммуникативной
компетентности. Основой программы коррекционных занятий является
уникальная языковая программа Макатон, которая может применяться как
системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, как
источник высокофункционального лексикона для детей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.

Цель коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»: формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств программы Макатон, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.

В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие основные задачи:

1) Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и нeвeрбальными.

2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.

3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребёнка.

4) Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная
коммуникация» с использованием программы Макатон для обучающихся I –
IV классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью имеет
методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких
оснований могут выступать
принципы, определяющие построение,
реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип сотрудничества с семьёй - признание семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на
процесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество;

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный
подход;

- принцип обходного пути – опора на сохранное звено психической
функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;

- принцип поэтапного формирования мыслительных действий;

- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с
учётом «зоны ближайшего развития»;

-принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного,
динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений
во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и
ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение
содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в
зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип непрерывности проведение коррекционной работы на всём
протяжении обучения ребёнка с учётом изменений его личности;

- принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь
комплекс речевых и неречевых нарушений.

Содержание программы

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: «Жесты, символы и их значение», «Мимика и её роль в общении», «Жесты и символы: «Основные нужды»», «Я – ребёнок», «Ребёнок в семье», «Ребёнок и улица, повседневные действия» и другие.

Сопровождение учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью каждого года обучения
осуществляется по этапам.

Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.

На подготовительном этапе проводится обследование учащихся,
уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья.

На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков,
необходимых для формирования коммуникативной деятельности.
Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации
и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования
речевого развития.

На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие
внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и
речи.

Направления работы коррекционного этапа:

1. Развитие способности к использованию невербальных
компонентов коммуникации.

Задачи:

расширять рамки коммуникации с окружающими;

дать представления о невербальных средствах коммуникации;

развивать невербальные компоненты коммуникации.

Приёмы:

развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный
жест, кивок и покачивание головой и т.д.);

выполнение действий по невербальной инструкции;

ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые
ситуативные вопросы;

моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-
значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);

развитие мимики и жеста;

жестовое приветствие и прощание;

выполнение имитирующих движений;

понимание и использование символов, картинок, рисунков.

2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики.

Задачи:

развивать мелкую моторику рук, чёткую артикуляционную
кинестезию, тактильную память;

формировать представления о схемах лица и тела;
развивать подвижность речевой мускулатуры;

обучить восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития
зрительно – кинестетических ощущений.

Приёмы:

массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

активизация пассивных и активных движений рук;

артикуляционная и мимическая гимнастика.

3. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на
материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые
комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов,
обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приёмы:

узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда,
животные, люди);

показ картинок с изображением предметов, относящихся к
определённым категориям, различающимся по признакам;

автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов
(да, нет, хочу, могу, буду);

выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных
обозначений;

побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных
восклицаний;

активизация потребности в речевых высказываниях;
развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы
осуществляется диагностика общеучебных навыков и коммуникативных
способностей.

В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность,
обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход
позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается
эмоциональный контакт с неговорящими детьми, снимается напряжение,
развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка
восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и
потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.

Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для
дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.

Место предмета в учебном плане.

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 68 часов в
учебном году в первом классе (2 часа в неделю), 68 часов во II – IV классах
(2 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых
занятий в первую половину дня. Занятия каждой группы и
индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. На индивидуальные
занятия отводится 15 минут на каждого обучающегося. На занятия с
группой обучающихся 25-30 минут.

Рекомендуемая наполняемость групп для занятий – 2-4 обучающихся.

Критерии оценки умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Ожидаемые результаты освоения программы.

У обучающихся будут сформированы:

1. Потребность в коммуникации.

2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл
доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,
символов.

3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в
процессе общения:

использовать предметы для выражения потребностей путём указания
на них жестом;

использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи
сообщений;

использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Основные требования к умениям учащихся.

Обучающиеся должны уметь:

- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;

- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,
мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;

- использовать вербальные средства общения (слово);

- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных
ситуациях;

-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы,
материалы, люди, животные и т.д.);

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- выполнять развивающие упражнения для рук;

- выполнять графические упражнения.

Наглядно-демонстрационный материал.

На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические
изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,
индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения
(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.























Учебный план

Первый класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).

I четверть (16 часов)

Обследование учащихся – 4 час.

Начинаем общаться: «Жесты, символы и их значение» - 3 час.

Мимика и её роль в общении –3 час.

Жесты и символы: «Основные нужды» - 6 час.

II четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Основные нужды» – 11 час.

Жесты и символы: «Повседневные действия» - 5 час.

III четверть (20 часов)

Жесты и символы: «Я – ребёнок» - 7 час.

Жесты и символы: «Ребёнок в семье» - 9 час.

Жесты и символы: «Ребёнок и его игрушки» - 4 час.

IV четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Ребёнок и улица, повседневные действия» - 8 час.

Жесты и символы: «Ребёнок в школе» -5 час.

Обследование учащихся – 3 час.

Второй класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).

I четверть (16 часов)

Обследование учащихся – 4 час

Жесты и символы: «Ребёнок и семья» - 10 час.

Жесты и символы: «Ребёнок и домашние животные» - 2 час.

II четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Ребёнок и его игрушки» - 3 час.

Жесты и символы: «Еда» - 8 час.

Жесты и символы: «Привычное окружение» - 5 час.

III четверть (20 часов)

Жесты и символы: «Еда» - 7 час.

Жесты и символы: «В столовой» -7 час.

Жесты и символы: «Привычное окружение» - 6 час.

IV четверть (16 часов)

Жесты и символы: «В школе» - 6 час.

Жесты и символы: «Свойства объектов» - 6 час.

Обследование учащихся – 4 час.

Третий класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).

I четверть (16 часов)

Обследование учащихся – 4 час.

Жесты и символы: «Ближайшее окружение» - 4 час.

Жесты и символы: «Развлечение на улице» - 3 час.

Жесты и символы: «Животные» - 5 час.

II четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Свойства объектов» - 5 час.

Жесты и символы: «Еда - поощрение» - 4 час.

Жесты и символы: «Повседневные действия» - 7 час.

III четверть (20 часов)

Жесты и символы: «Повседневные действия» - 7 час.

Жесты и символы: «Животные» - 6 час.

Жесты и символы: «Транспорт» - 7 час

IV четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Движение на транспорте» - 9 час.

Жесты и символы: «Признаки принадлежности» - 4 час.

Обследование учащихся – 3 час.

Четвёртый класс: 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).

I четверть (16 часов)

Обследование учащихся – 3 час.

Жесты и символы: «В школе» - 6 час.

Жесты и символы: «Предметы и виды деятельности» - 7 час.

II четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Работа» - 4 час.

Жесты и символы: «Предметы и виды деятельности» - 7 час.

Жесты и символы: «Еда» - 5 час.

III четверть (20 часов)

Жесты и символы: «Предметы и виды деятельности» - 8 час.

Жесты и символы: «Еда» - 7 час.

Жесты и символы: «Пространственные ориентиры» - 5 час.

IV четверть (16 часов)

Жесты и символы: «Привычное окружение» -6 час.

Жесты и символы: «Ребёнок дома» - 7 час.

Обследование учащихся – 3 час.



























Календарно-тематическое планирование на I класс (68 часов в год)

1.Изучение медицинских карт,
сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

2.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

3. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

-мимика.
4. Обследование психических процессов.

Цель:
Провести первичную
(скрининговую) диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.

2


Начинаем
общаться: «Жесты,
символы и их
значение»

3

1.Жесты, символы и их значение.

2. Жест и символ «Здравствуй,
привет»

3. Жест и символ «До свидания, пока»

Цель:
Расширить рамки
коммуникации с
окружающими.
Задачи:
1.Ввести понятие «жест», «символ», объяснить их значение.

2.Расширить рамки
слухового восприятия.
3.Развивать мелкую
моторику рук.

Наглядно -
дидактические
пособия,
символы,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры.

3


Мимика и её роль в общении.

3

1. Положительные эмоции на
лице (радость, восторг).

2. Положительные эмоции на
лице (грусть, удивление,
огорчение).

3. Отрицательные эмоции на
лице (страх, злость, стеснение,
стыд, отвращение).

Цель:
Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:
1.Ввести понятие «мимика».
2.Учить использовать
доступную мимику
для передачи сообщений.
3.Учить понимать
эмоциональные реакции
окружающих, правильно на них реагировать.

4.Научить распознавать эмоции.

Карточки с
эмоциями,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

4


Жесты и символы:
«Основные нужды»

6

1.Знакомство с жестом и
символом «Есть/кушать»

2.Знакомство с жестом и
символом «Пить»

3.Ситуация «Я хочу есть»

4.Ситуация «Я хочу пить»

5.Знакомство с жестом и
символом «Да»

6.Знакомство с жестом и
символом «Нет»

Цель:
Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:
1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.
2. Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.
5.Автоматизировать
в диалогической речи коммуникативно-
значимые слова (да, нет и т.д.)

Сюжетные
картинки,
символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры

2 четверть 16 часов (2 часа в неделю)

1


Жесты и символы
«Основные нужды»

11

1.Повторение жеста и символа
«Я хочу есть»

2. Знакомство с жестом и
символом «Еда»

3. Знакомство с жестом и
символом «Печенье»

4. Повторение жеста и символа
«Я хочу пить»

5. Знакомство с жестом и
символом «Вода/питьевая»

6. Знакомство с жестом и
символом «Мыть/Мыть руки»

7. Знакомство с жестом и
символом «Кран»

8. Знакомство с жестом и
символом «Мыться/Принимать
душ»

9. Знакомство с жестом и
символом «Туалет»

10. Ситуация «Я хочу в
туалет»

11. Ситуация «В столовой»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать
первичные коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры,
стимульный
материал.

2


Жесты и символы
«Повседневные
действия»

5

1. Знакомство с жестом и
символом «Вставать»
2. Знакомство с жестом и
символом «Сидеть/Садиться»
3. Знакомство с жестом и символом «Давать»
4-5. Повторение

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры.

3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)

1


Я - ребёнок

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Я, мне»
2. Знакомство с жестом и
символом «Ты, тебе»
3. Знакомство с жестом и
символом «Дом/свой дом»
4. Знакомство с жестом и
символом «Хороший/Хорошо»
5. Знакомство с жестом и
символом «Плохой/Плохо»
6. Знакомство с жестом и
символом «Молодец»

7. Повторение

Цель:

Учить овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.
2.Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2


Ребёнок в семье

9

1. Знакомство с жестом и
символом «Мама»

2. Знакомство с жестом и
символом «Папа»

3. Знакомство с жестом и
символом «Бабушка»

4. Знакомство с жестом и
символом «Брат»

5. Знакомство с жестом и
символом «Сестра»

6. Сюжетно-ролевая игра
«Моя семья»

7. Знакомство с жестами и
символами «Кровать», «Спать»

8. Знакомство с жестом и
символом «Диван»

9. Повторение

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
фотографии,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


Ребёнок и его игрушки

4

1. Знакомство с жестом и
символом «Кукла»

2. Знакомство с жестом и
символом «Кубики»

3. Знакомство с жестом и
символом «Мяч»

4.Повторение

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
игрушки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

4 четверть 16 часов (2 часа в неделю)

1


Ребёнок и улица,
повседневные
действия

8

1. Знакомство с жестом и
символом «Идти/Иди сюда»

2. Знакомство с жестом и

символом «Стоять»

3. Знакомство с жестом и
символом «Смотреть/Видеть»

4. Знакомство с жестом и
символом «Машина»

5. Знакомство с жестом и
символом «Автобус»

6. Повторение жеста и символа
«Дом/Свой дом»

7. Знакомство с жестом и
символом «Одеваться»

8. Знакомство с жестом и
символом «Раздеваться»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации)

2


Ребёнок в школе

5

1. Знакомство с жестом и
символом «Стол»

2. Знакомство с жестом и
символом «Стул»

3. Знакомство с жестом и
символом «Ещё»

4. Знакомство с жестом и
символом «Да, нет»

5. Знакомство с жестом и
символом «Пожалуйста,
спасибо»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.

4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры

3


Обследование речи
обучающихся

3

1.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

2. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация

движений.

- артикуляционная моторика;

-мимика.
3. Понимание и использование
альтернативных средств
коммуникации.

Цель:

Провести итоговую
диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.



Календарно-тематическое планирование на II класс (68 часов в год)

1.Изучение медицинских карт,
сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

2.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

3. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

-мимика.
4. Обследование психических процессов.

Цель:
Провести первичную
(скрининговую) диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.

2


Ребёнок и семья.

10

1.Повторение жестов и
символов «Дом, мама, папа»
2. Повторение жестов и
символов «Брат, сестра,
бабушка»
3. Знакомство с жестом и
символом «Дедушка»

4. Знакомство с жестом и
символом «Мужчина/Дядя»
5. Знакомство с жестом и
символом «Женщина/Тётя»
6. Знакомство с жестом и
символом «Мальчик»

7. Знакомство с жестом и
символом «Девочка»
8 Знакомство с жестом и
символом «Малыш»

9-10. Сюжетно-ролевые игры
«Моя семья»

Цель:
Расширить рамки
коммуникации с
окружающими.
Задачи:
1.Ввести понятие «жест», «символ», объяснить их значение.

2.Расширить рамки
слухового восприятия.
3.Развивать мелкую
моторику рук.

Символы,
рисунки,
фотографии,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


«Ребёнок и
домашние
животные»

2

1. Знакомство с жестом и
символом «Кошка»

2. Знакомство с жестом и
символом «Собака»

Цель:

Учить
овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2 четверть 16 часов (2 часа в неделю)

1


«Ребёнок и его
игрушки»

3

1-2.Повторение жестов и
символов «Кукла, кубики, мяч»
3. Игры с предметами.

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать
первичные коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2


«Еда»

8

1. Знакомство с жестом и
символом «Хлеб»

2. Знакомство с жестом и
символом «Суп»

3. Знакомство с жестом и
символом «Яблоко»

4. Знакомство с жестом символом «Макароны»

5. Знакомство с жестом и
символом «Пирог»

6. Знакомство с жестом и
символом «Молоко»

7. Знакомство с жестом и
символом «Чай»

8. Сюжетно-ролевая игра
«Накрываем на стол»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры.

3


«Привычное
окружение»

5

1. Знакомство с жестом и
символом «Дверь»

2. Знакомство с жестом и
символом «Окно»

3. Знакомство с жестом и
символом «Телевизор»

4. Знакомство с жестом и
символом «Свет/Лампа»

5. Знакомство с жестами и
символами «Телефон»,
«Звонить (по телефону)»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)

1


«Еда»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Каша»

2. Знакомство с жестом и
символом «Банан»

3. Знакомство с жестом и
символом «Картошка»

4. Знакомство с жестом и
символом «Йогурт»

5. Знакомство с жестом и
символом «Яйцо»

6. Знакомство с жестом и
символом «Сок»

7. Сюжетно-ролевая игра

«Накрываем на стол».

Цель:

Учить овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.
2.Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2


«В столовой»

7

1. Знакомство с жестом
символом «Тарелка»

2. Знакомство с жестом и
символом «Ложка»

3. Знакомство с жестом и
символом «Вилка»

4. Знакомство с жестом и
символом «Чашка»

5. Знакомство с жестом и
символом «Нож»

6. Знакомство с жестом и
символом «Резать (ножом)»

7. Сюжетно-ролевая игра
«Накрываем на стол»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
фотографии,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


«Привычное
окружение»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Птица»

2. Знакомство с жестом и
символом «Дерево»

3. Знакомство с жестом и
символом «Цветок»

4.Повторение жестов и
символов «Собака», «Кошка»

5-6.Сюжетно-ролевые игры

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
игрушки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

4 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)

1


«В школе»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Книга»

2. Знакомство с жестом и
символом «Где?»

3. Знакомство с жестом и
символом «Что?»

4. Знакомство с жестом и
символом «Здесь»

5. Знакомство с жестом и
символом «Там»

6. Знакомство с жестом и
символом «И (союз)»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации)

2


«Свойства
объектов»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Тёплый»

2. Знакомство с жестом и
символом «Горячий»

3. Знакомство с жестом и
символом «Холодный»

4. Знакомство с жестом и
символом «Чистый»

5. Знакомство с жестом и
символом «Грязный»

6.Сюжетно-ролевая игра

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры

3


Обследование обучающихся

4

1.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

2. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация

движений.

- артикуляционная моторика;

-мимика.
3. Понимание и использование
альтернативных средств
коммуникации.

Цель:

Провести итоговую
диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.







Календарно-тематическое планирование на III класс (68 часов в год)

1.Изучение медицинских карт,
сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

2.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

3. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

-мимика.
4. Обследование психических процессов.

Цель:
Провести первичную
(скрининговую) диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.

2


«Ближайшее
окружение»

4

1. Знакомство с жестом и
символом «Дедушка»

2. Знакомство с жестом и
символом «Няня»

3. Знакомство с жестом и
символом «Воспитатель»

4. Знакомство с жестом и
символом «Человек»

Цель:

Учить
овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
рисунки, фотографии,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


«Развлечения на улице»

3

1. Знакомство с жестом и
символом «Качели (1)»,
«Качели (2)»

2. Знакомство с жестом и
символом «Песок»,
«Песочница»

3. Знакомство с жестом и
символом «Вода»

Цель:

Учить
овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

4


«Животные»

5

1. Знакомство с жестом и
символом «Медведь»
2. Знакомство с жестом и
символом «Корова»

3. Знакомство с жестом и
символом «Лошадь»

4. Знакомство с жестом и
символом «Свинья»

5. Знакомство с жестом и
символом «Коза»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать
первичные коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)

1


«Свойства
объектов»

5

1. Повторение жестов и
символов «Тёплый, горячий,
холодный»
2. Повторение жестов и
символов «Чистый, грязный»
3. Знакомство с жестом и
символом «Большой»

4. Знакомство с жестом и
символом «Маленький»

5. Обобщение понятий

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры

2


«Еда - поощрение»

4

1. Знакомство с жестом и
символом «Конфета»

2. Знакомство с жестом и
символом «Шоколад»

3. Знакомство с жестом и
символом «Мороженое»

4. Знакомство с жестом и
символом «Чипсы»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры.

3


«Повседневные
действия»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Бежать»

2. Знакомство с жестом и
символом «Прыгать»

3. Знакомство с жестом и
символом «Лазать»

4. Знакомство с жестом и
символом «Ломать»

5. Знакомство с жестом и
символом «Плавать»

6. Знакомство с жестом и
символом «Сейчас»

7. Знакомство с жестом и
символом «Извините»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)

1


«Повседневные
действия»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Ждать»

2. Знакомство с жестом и
символом «Гулять»

3. Знакомство с жестом и
символом «Играть»

4. Знакомство с жестом и
символом «Качаться»

5. Знакомство с жестом и
символом «Копать»

6. Знакомство с жестом и
символом «Знать»

7. Сюжетно-ролевая игра

Цель:

Учить овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.
2.Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2


«Животные»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Рыба»

2. Знакомство с жестом и
символом «Утка»

3. Знакомство с жестом и
символом «Курица»

4. Знакомство с жестом и
символом «Петух»

5. Знакомство с жестом и
символом «Мышь»

6. Сюжетно-ролевая игра

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
фотографии,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


«Транспорт»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Корабль»

2. Знакомство с жестом и
символом «Поезд»

3. Знакомство с жестом и
символом «Самолёт»

4. Знакомство с жестом и
символом «Велосипед»

5. Знакомство с жестом и
символом «Метро»

6. Знакомство с жестом и
символом «Трамвай»

7. Знакомство с жестом и
символом «Троллейбус»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
игрушки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

4 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)

1


«Движение на
транспорте»

9

1. Знакомство с жестом и
символом «Ехать»

2. Знакомство с жестом и
символом «Ехать на лошади»

3. Знакомство с жестом и
символом «Ехать на машине»

4. Знакомство с жестом и
символом «Ехать на автобусе»

5. Знакомство с жестом и символом «Ехать на
троллейбусе»
6. Знакомство с жестом и
символом «Ехать на трамвае»
7. Знакомство с жестом и
символом «Ехать на
велосипеде»
8. Знакомство с жестом и
символом «Куда?»

9.Сюжетно-ролевая игра

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации)

2


«Признаки
принадлежности»

4

1. Знакомство с жестом и
символом «Мой»

2. Знакомство с жестом и
символом «Твой»

3. Знакомство с жестом и
символом «У меня/тебя есть»

4. Сюжетно-ролевая игра

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры

3


Обследование обучающихся

3

1.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

2. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация

движений.

- артикуляционная моторика;

-мимика.
3. Понимание и использование
альтернативных средств
коммуникации.

Цель:

Провести итоговую
диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.



Календарно-тематическое планирование на IV класс (68 часов в год)

1.Изучение медицинских карт,
сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

2.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

3. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

-мимика.
4. Обследование психических процессов.

Цель:
Провести первичную
(скрининговую) диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.

2


«В школе»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Школа»

2. Знакомство с жестом и
символом «Учитель»

3. Знакомство с жестом и
символом «Учить/Учиться»

4. Знакомство с жестом и
символом «Читать»

5. Знакомство с жестом и
символом «Писать»

6. Знакомство с жестом и
символом «Думать»

Цель:

Учить овладевать невербальными средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


«Предметы и виды
деятельности»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Музыка»

2. Знакомство с жестом и
символом «Петь»

3. Знакомство с жестом и
символом «Танцевать»

4. Знакомство с жестом и
символом «Рисовать»

5. Знакомство с жестом и
символом «Ключ»

6. Знакомство с жестом и
символом «Ручка»

7. Знакомство с жестом и
символом «Карандаш»

Цель:

Учить овладевать невербальными средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)

1


«Работа»

4

1. Знакомство с жестом и
символом «Работа»

2. Знакомство с жестом и
символом «Работать»

3. Знакомство с жестом символом «Делать»

4. Знакомство с жестом и
символом «Мастер»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры

2


«Предметы и виды
деятельности»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Шкаф»

2. Знакомство с жестом и
символом «Коробка»

3. Знакомство с жестом и
символом «Бумага»

4. Знакомство с жестом и
символом «Ножницы»

5. Знакомство с жестом и
символом «Краска»

6. Знакомство с жестом и
символом «Красить/Раскрашивать»

7. Знакомство с жестом и
символом «Резать
(ножницами)»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы, рисунки,
технические
средства
обучения (презентации),
дидактические
игры.

3


«Еда»

5

1. Знакомство с жестом и
символом «Бутерброд»
2. Знакомство с жестом и
символом «Колбаса»

3. Знакомство с жестом и
символом «Масло»

4. Знакомство с жестом и
символом «Котлета»

5. Знакомство с жестом и
символом «Компот»

Цель:

Учить овладевать невербальными (альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3 четверть 20 часов (2 часа в неделю)

1


«Предметы и виды
деятельности»

8

1. Знакомство с жестом и
символом «Клей»

2. Знакомство с жестом и
символом «Картинка»

3. Знакомство с жестом и
символом «Клеить»

4. Знакомство с жестом и
символом «Лепить»

5. Знакомство с жестом и
символом «Иголка»

6. Знакомство с жестом и
символом «Нитка»

7. Знакомство с жестом и
символом «Шить»

8. Знакомство с жестом и
символом «Строить»

Цель:

Учить овладевать невербальными
(альтернативными)
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.
2.Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

2


«Еда»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Фрукты»

2. Знакомство с жестом и
символом «Ягоды»

3. Знакомство с жестом и
символом «Помидор»

4. Знакомство с жестом и
символом «Огурец»

5. Знакомство с жестом и
символом «Овощи»

6. Знакомство с жестом и
символом «Салат»

7. Знакомство с жестом и
символом «Рис»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
(альтернативными)
средствами
коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
фотографии,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

3


«Пространственные
ориентиры»

5

1. Знакомство с жестом и
символом «В»

2. Знакомство с жестом и
символом «На»

3. Знакомство с жестом и
символом «Под»

4. Знакомство с жестом и
символом «Верх»

5. Знакомство с жестом и
символом «Низ»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
средствами коммуникации.
Задачи:

1. Учить использовать
доступные жесты
для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.
4.Формировать
первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
игрушки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры.

4 четверть, 16 часов (2 часа в неделю)

1


«Привычное
окружение»

6

1. Знакомство с жестом и
символом «Снаружи/На
улице»
2. Знакомство с жестом и
символом «Друг»

3. Знакомство с жестом и
символом «Дети»

4. Знакомство с жестом и
символом «Имя»

5. Знакомство с жестом и
символом «Мы», «Они»

6. Знакомство с жестом и
символом «Как дела?»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты
для передачи
сообщений.
2.Учить соотносить
жест со словом.
3.Развивать понимание
ситуативной и
бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные
навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации)

2


«Ребёнок дома»

7

1. Знакомство с жестом и
символом «Мыло»

2. Знакомство с жестом и
символом «Полотенце»

3. Знакомство с жестом и
символом «Раковина»

4. Знакомство с жестом и
символом «Баня»

5. Знакомство с жестом и
символом «Печка»

6. Знакомство с жестом и
символом «Посуда»

7. Знакомство с жестом и
символом «Накрывать на
стол»

Цель:

Учить овладевать
невербальными
средствами коммуникации.
Задачи:

1.Учить использовать
доступные жесты для передачи сообщений.

2.Учить соотносить
жест со словом.

3.Развивать понимание
ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные
коммуникативные навыки.

Символы,
рисунки,
технические
средства
обучения
(презентации),
дидактические
игры

3


Обследование обучающихся

3

1.Обследование речи:

-понимание обращённой речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.

2. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация

движений.

- артикуляционная моторика;

-мимика.
3. Понимание и использование
альтернативных средств
коммуникации.

Цель:

Провести итоговую
диагностику.

Логопедические
альбомы,
наглядно-
дидактические
пособия,
дидактические
игры.







43