Перспективный план работы в группе для детей с ЗПР (старший возраст)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Месяц

Неделя





Лекси

ческая тема





Развитие лексико – грамматических средств языка




Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи

Развитие произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

1.Развитие

высших

психических

функций.

2. Общей

моторики.

1 период / сентябрь, октябрь, ноябрь/

сентябрь

1

Детский сад


Обследование психических процессов и речи детей.

Развитие общего внимания и понимания речи.

2


Игрушки




3





Овощи

1.Выделение названия предметов и

действий.

2.Образование множественного числа

существительных: «один – много».

3.Образование род. п . сущ: «Чего не стало»

(с муляжами)

4.Образование сущ. с уменьшительно –

ласкательными суффиксами: «назови

ласково»

.Рассматривание овощей и составление предложения.

Кто это?

Что делает?

Знакомство с неречевыми и речевыми звуками, органами артикуляционного аппарата, понятием «звук».

1.Игры на развитие

зрительной памяти и

пространственной

ориентировки.

«Сложить картинку

из частей», «Что

изменилось»

Игра: «Урожай»





4





Фрукты

1.Образование множественного числа

существительных: «один – много».

2.Образование род. п . сущ: «Чего не стало»

(с муляжами)

3.Образование сущ. с уменьшительно –

ласкательными суффиксами: «Назови

ласково»

4.Преобразование глаголов повелительного

наклонения 2 лица ед. числа в глаголы

изъявительного наклонения 3 лица ед. ч. и

мн. ч. настоящего времени( тяни – тянет,

тянут, тянули, тянула)

Пересказ русской народной сказки «Репка» с элементами драматизации».

Продолжение знакомство с неречевыми и речевыми звуками, органами артикуляционного аппарата, закрепление понятия «звук».

1.«Разложи плоды по

группам ( цвету,

форме, величине),

подбор символов к

плодам».

«Четвёртый лишний».

Игры с отрицанием

свойства плода.

«Угадай на вкус».

Игра: «Дождик»

октябрь





1




Дифференциация «овощи – фрукты»

1Образование существительных мн. числа в

именительном и родительных падежах.

2.Закрепление образования

существительных с уменьшительно –

ласкательными суффиксами.

3.Закрепление образования род. п. сущ.

«Чего не стало»

4.Согласование числительного с

существительным: «1 яблоко, 2..,3.., 4..,

5…»

Составление простого предложения по модели – кто? – что делает?

Составление предложения по демонстрируемому действию.




Знакомство со словом.

Закрепление понятия «звук»

1. «Сад – огород» -

дифференциация.

2. «Четвёртый

лишний»

3.Игры с отрицанием

свойства плода.

4. «Дорисуй»

Игра: «Здравствуй,

осень»




2




«Золотая осень»


1.Образование существительных мн. числа

в именительном и родительных падежах.

2.Закрепление образования

существительных с уменьшительно –

ласкательными суффиксами.

3.Согласование существительных с

местоимением «моя»

4.Подбор эпитетов и действий к понятиям.



Рассматривание картины «Золотая осень» - обучение умению задавать вопросы.



Знакомство со словом.

Закрепление понятия «звук»

1. «Сравни картинки»

(ранняя и золотая

осень).

2. «Выбери правиль-

но» - картинки о

золотой осени.

3. «Что изменилось?».

4. «Сложи картинку» -

разрезная.

Игра:«Листики»







3







Я и моё тело



1.Употребление уменьшительно –

ласкательных форм существительных.

2.Согласование существительных с

местоимениями: мой, моя.

3.Употребление существительных мн. числа

в родительном падеже.

4. Употребление предлога – «У».



Описание своего лица.



Знакомство с понятием «гласный звук».

Звук «А». развитие фонематического слуха.

1. «Сравни лица» -

разные.

2. «Дорисуй то, чего

нет».

3. «Будь внимателен,

покажи… -

выполнение речевых

инструкций.

4. «Зеркало»

5.Упражнения на

пространственную

ориентировку: право

– лево, вверх – вниз,

вперёд – назад.

Игра:«Мячик»





4


Дикие животные (введение в тему – общие понятия)








1.Согласование существительных с

числительным – «много».

2.Употребление уменьшительно –

ласкательной формы существительных.

3.Употребление простых предлогов; «В, НА,

У».



Пересказ рассказа: «Звери в лесу»


Звук : «А» (символ, обогащение словаря, фонематическое восприятие)

1. «Четвёртый

лишний».

2. «Кто спрятался?»

3. «Кого не стало?»

4. «Узнай животное по

частям».

5. «Какого животного

в лесу не хватает?»

6. «Дорисуй

животное».

Игра:«Зайчик»


ноябрь





1




Поздняя осень


1.Согласование существительных и

прилагательных.

2.Подбор действий к понятиям.

3.Глаголы единственного и множественного

числа настоящего и прошедшего времени.

4.Употребление простых предлогов: «В, НА,

У»


Составление предложений по пейзажным картинкам об осени.

Объединение их в рассказ.


Звук «У».

Дифференциация понятий «звук –

с лово».

1. «Хорошо и плохо» -

(что нравится в

осени, а что нет).

2. «Разложи по

порядку (периоды

осени).

3. «Определить период

осени по дереву».

4. «Что изменилось?»

Игра: «Вдруг

закрыли небо

тучки…»







2




Дикие животные (медведь, ёж. лиса, волк)



1. Употребление уменьшительно –

ласкательной формы существительных.

2.Один и много (родительный падеж,

множественное число).

3 Употребление простых предлогов: «В,

НА, У».

4.Согласование существительных с

местоимением : «мои, моя, мой»



Пересказ рассказа: «Запасливый ёж»

(см. Н.С.Жукова, Е.Н. Мастюкова «Логопедия»)



Звук «У».

Дифференциация понятий «звук –

с лово».

(Символ, обогащение словаря, фонематическое восприятие)

1. «Узнай по части».

2. «Четвёртый

лишний».

3. «Кто у кого?»

4. «Чья еда?»

5. «Кто где живёт?»

6. «Узнай по

описанию».

7. «Запомни ряд».

8. «Узнай по следам».

9. «Найди

недостающее

животное».

Игра:«Волк»







3





Дикие животные (заяц, белка, ёж, кабан)


1.Употребление множественного числа

существительных в родительном падеже

(волк – волки – волков).

2.Подбор действий и глаголов –

звукоподражаний.

3.Употребление существительных в

творительном падеже.

4.Употребление предлогов: «С, БЕЗ».


Рассматривание картины: «Белка с бельчатами».

Распространение предложений путём введения однородных членов.


Звуки: «А, У»

Закрепление символов. Обогащение словаря.

1. «Изобрази

животное».

2. «Несуществующее

животное».

3. «Скрытая

картинка».

4. «Кого не стало?»

5. «Сложи картинку» -

разрезная из 4, 6

частей.

6. «Кому что нужно?»

7. «Кто где

находится?»

Игра:«Есть у

каждого свой дом».





4




Дом и его составные части



1.Образование множественного числа

существительных, употребление их в

родительном падеже.

2.Подбор и употребление простых

антонимов (большой – маленький, старый –

новый, высокий – низкий,…)

3.Употребление падежных конструкций с

предлогами: « В, НА, ПОД, ИЗ».

4.Употребление глаголов с приставкой: ВЫ,

ПО, НА.


Составление описательного рассказа по образцу и опорной схеме: «Мой дом».


Звуки: «А, У».

Чтение по символам.

1. «Сложи целое из

частей».

2. «Сравни дома».

3. «Что изменилось?»

4. «Что где

находится?»

(пространственная

ориентировка)

5. «Лишняя часть»

6. «Недостающие

детали».

Игра:«Очень трудно

так стоять…»























Месяц

Неделя





Лекси

ческая тема





Развитие лексико – грамматических средств языка




Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи

Развитие произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

1.Развитие

высших

психических

функций.

2. Общей

моторики.

3 период /март, апрель, май/

март






1





Весна,

8 Марта – мамин день



1.Употреление предлогов «О», «С» и

падежных конструкций (творительного,

дательного, предложного падежей).

2.Употребление антонимов.

3.Употребление уменьшительно –

ласкательной формы существительных.

4.Подбор эпитетов к понятиям и наоборот.



1.Беседа о маме.

Диалог. Монолог.

Вопросы.

Составление

поздравлений.



Звук: «Т»

1.«Собрать картинку с

простым сюжетом».

2. «Подбор картинок –

символов к

иллюстрациям».

3. «Что сначала, а что

потом».

4. «Сравни картинки».

5. «Подбери подарок

маме (с

провокациями).

Игра: «Клён»





2






Моя семья



1.Употребление падежных конструкций с

предлогами: «О», «С», «ЗА».

2.Подбор антонимов.

3.Согласование существительных с

числительными.

4.Употребление местоимений (моя – твоя,

мои – твои, мой – твой).



1.Пересказ рассказа

с использование

фланелеграфа.



Звук: «Т»


1.«Составь свою

семью» (по схеме)

2. «Кем был мальчик,

кем была девочка?»

3. «Сравни картинки»

(две семьи).

4. «Кто моложе, кто

старше?»

5. «Раздели по

группам» (по

возрасту и

половому признаку).

Игра: «Как у нас семья

большая».






3







Мебель



1.Употребление глаголов с разными

приставками: РАС-, НО-, ПЕРЕ-, ЗА-.

2.Употребление предлогов: НА, ОКОЛО,

ПОД, ИЗ – ПОД, ИЗ – ЗА.

3.Согласование существительных с

существительными и местоимениями

(мой, моя, моё).

4.Употребление антонимов.



1.Дидактическая

игра: «Новоселье»



Звуки: «П. Т, К»

1.«Расставь мебель в

комнате».

2. «Что без чего?»

3. «Перепутанные

картинки».

4. «Узнай по части».

5. «Часть – целое».

6. «Подбери по

форме».

7. «Запомни ряд».

Игра: «Много мебели в

квартире».






4







Посуда


1.Употребление существительных

единственного и множественного числа в

творительном падеже.

2.Образование существительных при

помощи суффикса:- НИЦ (хлебница).

3.Согласование существительных с

числительными и местоимениями.

4.Образование относительных

прилагательных.


1.Беседа по сказке

К.И. Чуковского

«Федорино горе»


Звук: Х

1.«Четвёртый

лишний».

2. «Разложи по

группам».

3. «Что без чего?»

4. «Подбери пару».

5. «Сравни предметы».

6. «Найди

недостающий

предмет»

Игра: « Чайник»

апрель


















1




Перелётные птицы

(грач, скворец)


1.Согласование существительных с

числительными».

2.Употребление приставочных глаголов.

3.Употребление существительных

множественного числа в родительном

падеже.

1.Рассматривание

серии картин.

Коллективное

составление

рассказа.

2.Пересказ рассказа

Т. Шорыгиной

«Скворцы и

скворчата»

( по картинкам)

Звук: Х

1.«Сколько птиц на

картинке?»

(наложенное

изображение).

2. «Узнай по тени».

3. «Найди различия»

4. «Сравни птиц».

5. «Чей домик»

6. «Кто где?»

Игра: «Ласточки».




2





Наш город


1.Употребление падежных конструкций с

предлогами: В, НА, ОКОЛО, ПО, ИЗ,

МЕЖДУ.

2.Подбор и употребление антонимов.

3.Образование множественного числа

существительных, употребление их в

родительном падеже.


1.Экскурсия по

улице города.

Беседа.


Дифференциация:

К - Х

1.«Выложить из

палочек городской

дом.

2. «Незнакомый

город».

3. «Что где

находится?»

4. «Сравни дома».

Игра: «Переход»

стр.170





3




Транспорт

(общее понятие)


1.Употребление приставочных глаголов.

2.Употребление падежных конструкций с

предлогами: ПО, ИЗ, В, ОКОЛО.

3.Согласование существительных с

глаголами во множественном числе

(машина едет, машины едут…)


1.Составление

Описательного

рассказа:

«Автобус».



Звук: Н

1.«Назови только

транспорт».

2. «Что без чего?»

3. «Сравни».

4. «Разложи по

группам».

5. «Найди такой же».

6. «Запомни в тексте».

Игра: «Машины»

стр.337







4






Транспорт в городе


1.Употребление наречий: далеко, близко.

быстро, медленно.

2.Употребление существительных

родительного падежа в единственном и

множественном числе ( машина без

колеса, локомотив без вагонов).

3.Составление распространённых

предложений по действию.


1.Составление

Рассказа по серии

картин: «Случай в

трамвае».



Звук: С

1.«Четвёртый

лишний».

2. «Узнай по детали».

3. «Дорисуй

картинку».

4. «Кто чем

управляет?»

5. «Узнай по силуэту».

6. «Кто быстрее едет?»

7. «Что хорошо, что

плохо».

Игра: «Самолёт»

стр.303

май





1






Весна


1.Распространение предложений

однородными членами.

2.Согласование существительных с

числительными в роде, числе, падеже.

3.Употребление антонимов (холодно –

тепло, высоко – низко).


1.Пересказ рассказа

Т. Шорыгиной:

«Весенние

заботы».


Звук: С

1.«Разложи картинки».

2. «Сравни картинки».

3. «Выложи ряд».

4. «Найди ошибки в

тексте».

5. «Выложи картинки

по памяти».

6. «Нелепецы».

Игра: «Клён» стр.318







2






Весенние работы в саду и в огороде



1.Словообразование: существительные с

суффиксами – ик, - очк, - чк (лопата –

лопаточка, огород – огородик).

2.Употребление падежных конструкций:

родительного (чего нет?), творительного

(чем?), предложного (о чём?) падежей.

3.Согласование существительных с

числительными.



1.Драмматизация

русской народной

сказки: «петушок

и бобовое

зёрнышко»



Звук: З

1.«Что сначала, что

потом».

2. «Что ты видишь на

картинке

(наложенные

изображения)

3. «Дорисуй

инструменты».

4. «Чего не хватает на

картинке?»

5. «Выбери нужные

картинки»

Игра: «Грядка» стр.327






3






Домашние птицы


1.Составление предложений по опорным

словам. Согласование слов в предложении.

2.Употребление притяжательных

прилагательных: куриный, петушиный.

3.Употребление падежных конструкций

(родительный, дательный, творительный,

предложные падежи).



1.Составление

рассказа по серии

сюжетных

картин:

«День рождение

цыплёнка»


Звук: З

1.«Узнай по контуру».

2. «Чья тень?»

3. «Кто где?»

4. «Узнай по части».

5. «Сколько птиц за

забором?»

6. «Что сначала – что

потом?»

7. «Часть – целое».

Игра: «Домашние

птицы» стр.132







4







Насекомые



1.Согласование глаголов в единственном и

множественном числе.

2.Согласование существительных с

числительными в единственном и

множественном числе.

3.Употребление существительных в

уменьшительно – ласкательной форме.



1.Составление

описательного

рассказа: (о

насекомых)



Звуки: С – З

Дифференциация.

1.«Узнай по части».

2. «Разложи по

группам».

3. «Четвёртый

лишний».

4. «Сравни

насекомых».

5. «Запомни в тексте».

6. «Запомни ряд».

7. «Подбери пару к

слову (мёд –

пчела)».

Игра: «Гусеница»

стр.341























декабрь






1





Зима


1. Образование и употребление

относительных прилагательных.

2.Согласование понятий с признаками и

наоборот.

3.Антонимы (много – мало, холодно – тепло,

зимний – летний).

4. Согласование понятий с признаками и

наоборот.

5.Согласование существительных с

глаголами и числительными.


1.Работа над

предложением

(распространение

однородными

членами).

2.Учить задавать

вопросы по

картине.


1.Звук «О».

Знакомство с

символом.

1.Разложить времена

года по порядку.

2.Сравни картинки.

3.Незаконченные

картинки (зима).

4.Найди отличия.

5.Найди ошибки

художника.

6.Выбрать картинки.

Доказать свой выбор.

Игра: «Снежная баба»»






2





Зимующие птицы

(сорока, воробей)


1.Образование приставочных глаголов и

употребление предлогов.

2.Подбор действий и признаков к понятиям

и наоборот.

2.Употребление множественного числа

существительных в именительном и

родительном падежах.

3.Согласование существительных с

числительными (1,3,5)


1.Составление

рассказа по серии

сюжетных

картинок: «Как

помочь птицам

зимой».


1.Дифференциа

ция звуков:

А, О, У


1.Узнай по частям

целое.

2.Кого не стало?

3.Четвёртый лишний.

5.Сравни птиц.

Игра: «Воробей»












3





Зимующие птицы (ворона – синица)




1.Образование приставочных глаголов: у..,

пере.., за.., в.., с.., вы.., под… и

употребление предлогов.

2.Правильное употребление падежных

конструкций (родительный, дательный,

предложный падежи).

3.Употребление антонимов: большой –

маленький, высоко – низко, далеко –

близко.



2.Пересказ рассказа:

«Синичка» стр.109

кн. «Воспитание

речи у детей с

моторной алалией»


1.Дифференциа

ция звуков:

А, О. У

1.Сложить осколочную

картинку.

2.Кто где?

3.Дорисуй птицу.

4.Докажи, что это

птица.

5.Кого здесь быть не

может?

Игра: «Снегири»







4





Новый год


1.Составление простых распространённых

предложений.

2.Употребление предлогов: В, НА, ПОД, У.

3.Образование прилагательных от

существительных: бумага – бумажный.

4.Подбор эпитетов к понятиям.

5.Согласование существительных с

числительными.


1.Составление

рассказа по

картине:

«Украшение

новогодней ёлки»


1.Звук «М».

Понятие

«согласный звук».

1. «Что сначала, что

потом».

2.Что изменилось?

3.Перепутанные

картинки.

4.Нарисуй, что

Запомнил ( по

тексту).

Игра: «Ёлочка»

Январь




















1 - 2






Зимние игры и забавы



1.Употребление существительных со словом

«много».

2.Употребление конструкций творительного

падежа: Кто с чем? Кто с кем?

3.Употребление конструкций предложного

падежа: «Кто на чём?»

4.Употребление предлогов: В, НА, ПО, С.



1.Составление

коротких

рассказов:

- по серии картин

- по сюжетной

Картине

- по

демонстрируемому

действию



1.Звук «М»

Символ. Чтение

по символике.

1.Чего не хватает на

картинке?

2.В какую игру будут

играть дети?

(догадаться по

атрибуту)

3.Сравни снеговиков.

4.Подбери пару:

клюшка – шайба,

лыжи – палки,

Игра: «В какую игру я играю? (пантомима)





3



Зимующие птицы:

голубь – снегирь.


1.Подбор действий и признаков к понятиям

и наоборот.

2.Образование глаголов с приставками:

пере -, у -, за -, в -, с -, вы -, под -,

3.Употребление множественного числа

существительных.

4Употребление уменьшительно –

ласкательной формы существительных.

5.Употребление антонимов (много - мало,

далеко – близко, высоко – низко,



1.Составление

описательного

рассказа по

алгоритму:

«Снегирь».



1.Звук: К

1.Сложи картинку –

осколочную.

2.Узнай по части.

3.Докажи, что это

птица (по символике).

4.Кто где?

5.Сравни птиц.

Игра: «Снегири», «Воробей».







4







Одежда



1.Согласование существительных с

прилагательными в роде и числе.

2.Согласование существительных с

местоимениями: мой, моя, моё.

3.Согласование понятий с числительными.

4.Употребление существительных в

родительном падеже.



1.Составление

описательных

рассказов: «Магазин одежды».



1.Звук: К.

Чтение по

символам.

1.Перепутанные

картинки

(наложенное

изображение)

2.Чего не хватает на

одежде?

3.Часть – целое.

4.Узнай количество

детей по одежде.

5.Найди пару (узнать,

что носят парой)

6.Из чего шьют?

7.Что шьют из?

Игра: «Помощники»стр.271

февраль





1






Обувь


1.Образование относительных

прилагательных (кожа – кожаный).

2.Употребление антонимов: чистые –

грязные, новые – старые…

3.Употребление местоимений: мой, моя, мои

4.Употребление приставочных глаголов:

завязывать – развязывать…

5.Употребление глаголов прошедшего

времени: что сделал? – надел

6.Согласование с числительными.


Отгадывание и толкование загадок.

Составление сравнительных рассказов.



1.Звук: Ы

1.Что без чего?

2.Часть – целое (каблук – часть).

3.Найди пару.

4.Найди такой же.

5.Дорисуй рисунок.

6.Соедени точки.

7.Продолжи ряд слов,

картинок.

Игра: «Новые

сапожки»






2



Домашние животные

Обобщающее понятие.

корова

коза



1.Употребление существительных в разных

падежах.

2.Употребление предлогов: С, БЕЗ, ПОД,

ОКОЛО.

3.Согласование с числительными.



Рассматривание картины:

«Корова с телёнком».



1.Дифференциа

ция звуков:

Ы - И

1.Кого нет?

2.Назови одним

словом.

3.Узнай по частям.

4.Сколько животных

за забором (по

количеству ног).

5.Кто с кем?

6.Кто у кого?

Игра: «Телёнок» .135








3





Домашние животные

кошка собака

свинья



1.Употребление глаголов в единственном и

множественном числе.

2.Подбор признаков к понятиям и наоборот.

3.Употребление множественного числа

существительных – названий детёнышей и

частей тела – в им. падеже.



Пересказ стихотворного текста С.Я. Маршака «Котята».



1.Звук: П

1.Сравни.

2.Запомни ряд.

3.Убавилось –

прибавилось.

4.Нарисуй по точкам.

5.Чей голос?

6.Кто где?

7.Накорми животное.

Игра: «Хозяюшка» стр.135 Нищева




4



Домашние животные

лошадь

овца - баран



1.Составление предложения с союзом: А.

2.Употребление антонимов.

3.Подбор действий и признаков к понятиям

и наоборот.



Составление сравнительного рассказа о лошади и свинье


1.Звук: П

1.Запомни ряд.

2.Узнай по частям.

3.Найди ошибку в

Картинке.

4.Накорми животных.

5.Чей детёныш?

6.Чья мама?

7.Соедени по точкам.

Игра:»Кошка», «Коза»