Портфолио в работе учителя начальных классов.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Немного о портфолио и о моей работе.


Пять лет назад в школу, где я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, приехала устраиваться на работу преподаватель физики. В кабинет директора она принесла ни один ящик из под офисной бумаги, с папками. Я была удивлена её работоспособности. В течение своей рабочей деятельности она собрала такое огромное документальное портфолио, с которым её возьмут на работу ни просто в деревенскую школу, а городские предложат свои услуги. В итоге ей предложили место работы в 5 школах и она устроилась действительно в Омске и получает заслуженную заработную плату. Встреча с педагогом подвигла меня на систематизацию своих достижений и участие в конкурсах и мероприятиях через Интернет. Постепенно у меня стал накапливаться документальный материал, подтверждающий мое участие в конкурсах и моих учеников.

Портфолио - это систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. Портфолио – может быть рабочей файловой папкой, содержащей многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Такую презентационную папку я отправляла в марте на областной конкурс «Социальная звезда» в городе Омске. По итогам получила Диплом Признательности.

Но в наш век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы у учеников и педагогов накапливалось электронное, или онлайнпортфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными организациями. Необходимо предоставить документы на конкурс «Ученик года», пожалуйста, текст набрали, награждения отсканировали, папку сформировали и отправили. Принимайте.

Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте школы. Например, на школьном сайте Изумруднинской школы [link]  ). Причем очень активны в поддержании и обновлении этих портфолио наиболее перспективные в карьерном отношении педагоги, например те, кто участвует в ежегодных конкурсах типа «Учитель года», Молодёжных карьерных форумах, ярмарках вакансий, проходящих как в районе, так и за его пределами.

Разработка структуры материалов портфолио.

Структура и содержание материалов портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение, нужно не только использовать знания об уже имеющихся в культуре типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать собственное творчество и гибкость мышления. При формировании персонального электронного портфолио, каждый волен делать выбор в пользу предпочтительных для него позиций, а также может делать предложения для включения материалов, не указанных в рекомендуемой структуре. Крайне важно в портфолио представить отчет по процессу образовательной деятельности, самоанализу значимых образовательных результатов.

Часть 1.

«Введение»

краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.

Часть 2.

«Мои достижения»

материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта;

Часть 3.

«Я в мире людей»

материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.

Часть 4.

«Взгляд на себя и в будущее»

материалы, содержащие самооценку человеком своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

Часть 5.

«Заключение для…»

обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

Я предлагаю такую структуру:

Часть 1. «Введение»

1.1. Фото

1.2. Резюме

Часть 2. «Мои достижения»

2.1.

«Официальные документы»

документы об окончании школы, среднего, высшего ,дополнительного образования,

сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий,

документы об участии в грантах,

сертификаты о прохождении практик, повышении квалификации, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах,

журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах,

2.2.

«Жизненный опыт»

автобиография,

газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев,

характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас,

отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)

2.3.

«Научная деятельность»

список научных работ,

научная переписка,

аннотации к своим работам,

рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий,

отзывы на ваши работы,

2.4.

«Курсы по выбору и творческие работы»

список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, .

список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п

Часть 3. «Я в мире людей»

3.1.

«Участие в общественной жизни»

характер вашей общественной активности,

занимаемые посты,

проекты и программы, в которых участвовали, их результативность.

«Хобби, интересы»

сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности. При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип "добровольности" (прежде всего, с точки зрения его владельца).