Рабочая программа по МХК для 11 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ир» МО - Пригородный район РСО - Алания




«Согласовано» «Утверждено»

« »______________2016 г. « »_____________2016 г.

Зам. директора школы по УВР Директор школы

___________/Санакоева О. И./ ____________/Гаспарян А.Г./






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

МХК для 11 - го класса

на 2016-2017 учебный год

















Составила: учитель русского языка и литературы

Санакоева О.И.





2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И.- М.:Дрофа, 2012.

Учебник:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2013 г. Рабочая программа составлена на 1 час в неделю, на 34 часа в учебном году.


Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующем программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура XIX - XX века».


Образовательные цели и задачи курса

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели, задачи курса

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.




Учебно-методический комплекс


Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И. Москва. Дрофа 2012год.

Учебник

«Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2013год. Автор: Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2013год. Автор: Данилова Г.И.












Календарно-тематическое планирование МХК в 11 классе


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Требования стандарта. Базовый уровень

Знания и умения.

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Стилевое многообразие искусства

XVII- XVIIIв.в.

Знать: художественные стили и направления в искусстве.

Уметь: разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха». Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма.

7.09.2016 г.


2

Архитектура барокко.

Знать: характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко.

Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

14.09.2016 г.


3

Изобразительное искусство барокко.

Знать: особенности живописи барокко, основную тематику.

Уметь: узнавать изученные произведения.

21.09.2016 г.


4-5

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Знать: характерные черты архитектуры классицизма.

Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

28.09.2016 г.

5.10.2016 г.


6-7

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Знать: шедевры классицизма в архитектуре России.

Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

12.10.2016 г.

19.10.2016 г.


8

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Знать: шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо.

Уметь: узнавать изученные произведения.

26.10.2016 г.


9

Реалистическая живопись Голландии.

Знать: многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров

Уметь: узнавать изученные произведения

9.11. 2016 г.


10

Русский портрет XVIII в.

Знать: шедевры русских портретистов

Уметь: узнавать изученные произведения

16.11. 2016 г.


11

Музыкальная культура барокко.


Знать: шедевры музыкальной культуры барокко

Уметь: узнавать изученные произведения

23.11. 2016 г.


12

Композиторы Венской классической школы.

Знать: разнообразие наследия Венской классической школы

Уметь: узнавать изученные произведения

30.11. 2016 г.


13

Театральное искусство XVIIXVIII вв.

Знать: шедевры театрального искусства XVIIXVIII вв.

Уметь: узнавать изученные произведения

7.12. 2016 г.


14

Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков».


14.12. 2016 г.


15

Романтизм.

Знать: особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

21.12. 2016 г.


16

Изобразительное искусство романтизма.

Знать: шедевры изобразительного искусства романтизма

Уметь: узнавать изученные произведения

11.01.2017 г.


17

Реализм – художественный стиль эпохи.

Знать: особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

18.01.2017 г.


18

Изобразительное искусство реализма.

Знать: шедевры изобразительного искусства реализма

Уметь: узнавать изученные произведения


25.01.2017 г.


19

«Живописцы счастья»

(художники импрессионизма).

Знать: художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.

1.02. 2017 г.


20

Многообразие стилей зарубежной музыки.

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля.

8.02. 2017 г.


21

Русская музыкальная культура.

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.


15.02.2017 г.


22

Пути развития западноевропейского театра.

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре.

22.02. 2017 г.


23

Русский драматический театр.

Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ.

1.03. 2017 г.


24

Искусство символизма.

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова.

8.03. 2017 г.


25

Триумф модернизма.

Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

15.03. 2017 г.


26

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.

22.03. 2017 г.


27

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали.

5.04. 2017 г.


28

Мастера русского авангарда.

Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова.

В. Татлин –основоположник живописного конструктивизма.

12.04. 2017 г.


29

Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера.

19.04. 2017 г.


30

Русская музыка XX столетия.

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.

26.04. 2017 г.


31

Зарубежный театр XX в.

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет

17.05. 2017 г.



32

Русский театр XX в.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра


24.05.2017 г.


33-34

Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20 веков».

Защита презентаций по темам.




Приложения


Что можно рассказать о произведении архитектуры.

1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?

4. Художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).

5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения (общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная.

6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?

7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.

8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?



Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания живописного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.


Анализ произведения скульптуры.


1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания скульптурного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.

6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).

7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?



Анализ произведения музыки.


1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания музыкального произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.

5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.

6. Принадлежность к музыкальной форме.

7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.

8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?


Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)

1. Кто является автором литературного сценария?

2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?

3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением

4. Отметьте характерные особенности игры актеров.

5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?

6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?

7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Ваше личное мнение.


Как подготовиться к семинару или диспуту.


1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.

2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.

3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.

4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.

5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните, что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.

6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.


Работа со справочной литературой.

1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:

- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;

- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;

- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.

2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.

3. Найди справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.

4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.

II. Работа с беллетристикой:

1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.

2. Прочти отзывы исторических личностей о временном периоде и самом жанре. и направлении.