Методическое пособие Куклы из соломки (изобразительное искусство 5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №16 «Интерес»




Куклы из соломки

Методическое пособие для учителей технологии, изобразительного искусства и руководителей кружка

декоративно-прикладного творчества

[pic]









Подготовила:

Маризова Людмила Александровна





2016 год

Содержание

  1. Плетение из соломки как вид народного творчества

  2. Соломенная кукла в обрядах наших предков

  3. Технологические приемы в изготовлении соломенных кукол

    1. Кукла - женская фигурка

    2. Кукла - мужская фигурка

  4. Литература




























Плетение из соломки как вид народного творчества

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству. Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка хлебных злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта соломка шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку:

« Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная».

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы изготовляли игрушки, плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы, будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

Необходимо остановиться и на истории возникновения соломенных кукол в Пензенской области.

У истоков соломенного ремесла в Пензенской области стояла Екатерина Константиновна Медянцева (09.12.1904 – 29.06.2000 г.) – жительница с. Михайловка Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Лунинского района, мастер народного искусства, с 1965 года Заслуженный работник культуры Российской Федерации (Рисунок 1). Проработав всю жизнь сельским учителем и, выйдя на пенсию, она впервые в России выполнила уникальные соломенные игрушки из соломы (куклы, кони, петухи), которые делали в нашей губернии еще в царскую эпоху. Технологию их производства никто не помнил, поэтому ей пришлось по памяти восстанавливать метод обработки соломы. Так Медянцева возродила в области художественный промысел п [pic] летения из ржаной соломы.

Сделанные Екатериной Константиновной куклы и композиции экспонировались на выставках в Москве, в Нижнем Новгороде, Бухаресте. Сотрудники Музея народного творчества рассказывали,

что эти куклы Рисунок 1. Медянцева Е. К. за работой

демонстрировались даже

во Франции, в Лувре.

В настоящее время её работы хранятся в государственном Историческом музее. В пензенском музее народного творчества выставлены 22 работы. Они поражают самобытной красотой и не оставляют равнодушными посетителей музея.


Соломенная кукла в обрядах наших предков

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и подпоясала его пояском. Это и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей. И тема эта далеко не исчерпана.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла? В сказке "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева есть такие строки: Умирая, купчиха позвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: "Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета". Такая игрушка необходима для общения, игры, приобщения к ремеслу, может служить подарком.

Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем, какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы. Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся. Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

Технологические приемы в изготовлении соломенных кукол

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей. Далее, от отдельных работ переходим к тематическим композициям. Работа над композициями требует более глубокого знакомства с бытом, укладом, традициями, праздниками, обрядами наших предков.

В плетении из соломки существует много вариантов изготовления соломенных кукол. Самые простые приемы, пришедшие из традиционного народного искусства, основаны на перегибах 1—2 соломенных пучков. Эти куклы просты в изготовлении и имеют небольшие размеры: 12— 20см. Современные мастера разработали приемы изготовления кукол на основе составных каркасов. Элементы таких кукол — голова, верхняя часть туловища и нижняя часть туловища — изготавливаются отдельно, они могут иметь каркас, собранный из пучков соломы, или плетеную основу. У современных кукол черновой каркас изготавливают чаще всего для головы, рук и верхней части туловища, у мужских фигурок — еще и для ног. Нижнюю часть куклы (это, как правило, юбка) выполняют из собранного в конус пучка цельных соломин, выплетают из витой плетенки в виде колокольчика или сшивают из плоских плетенок. Во всех случаях используют самый разнообразный декор. В мужской скульптуре дополнительно оформляются штаны и обувь.


Нами выявлены наиболее характерные технологические приемы выполнения женской и мужской фигурок, основанные как на традиционных, так и на современных технологических приемах.

Кукла (женская фигурка, размер12x7x3 см) на основе 2 пучков соломки
[pic]
Рисунок 2

Материалы:

  • 18 соломин из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 18см для туловища;

  • 7 соломин из средней части стебля диаметром 3 мм и длиной 8 см для рук; 3 длинные соломины из верхней части стебля диаметром

1,5—2 мм для прически;

  • 2 соломенные ленты красного и натурального цвета шириной 5 мм и длиной 30—35 см;

  • красная тонкая тесьма шириной 3—4 мм и длиной 50 см; бусинка диаметром 1,5 см для каркаса головы; ножницы, нитки (Рисунок 2).

 Техники:

- [link] .

Выполнение работы
1. Из пучка приготовленных для туловища куклы соломин возьмите 18 штук, выровняйте по одному краю. Плотно свяжите концы соломенного пучка. Перевязку расположите на расстоянии 3,5—4 см от края соломенного пучка.

2. Из соломин верхней части пучка будут выполняться волосы, нижняя станет основой для туловища и ног.

 3. Поместите внутри соломенного пучка бусину. Равномерно распределите вокруг нее соломины и сделайте следующую перевязку сразу по границе бусины. У вас получилась голова куклы.

4. Возьмите соломины, приготовленные для ручек куклы. Свяжите их плотно вместе двумя перевязками. Расстояние между перевязками равно 5см. Концы соломин подрежьте так, чтобы их длина составляла 6—7 мм.


[pic]

Рисунок 5

5. Определите, где у вашей куклы будет лицо. Разделите соломины туловища пополам на передний и задний пучки. Между пучками вставьте ручки куклы. Предварительно соломины ручек слегка сплющите в средней части. Ручки плотно придвиньте к перевязке шеи.

6. Свяжите оставшиеся 3 соломины, приготовленные для туловища, близко к концам. Поместите связанные соломины внутрь пучка соломин туловища, подперев ими ручки куклы.

7. Завяжите соломины туловища на поясе, уравнивая пропорции куклы.

8. Разделите свободные концы соломин на 2 равные части — правую и левую, по 9 соломин в каждой, — это будут ноги куклы. Свяжите каждый пучок внизу на расстоянии 6— 6,5см от пояса.

9. Пучок коротких соломин, предназначенных для выполнения волос куклы, расщепите иголкой на узкие полоски шириной 1,5—2 мм. Расщепленные соломины равномерно отогните вниз, распределяя их по всей поверхности головы. Положение соломин зафиксируйте временной перевязкой, которую после того, как соломка высохнет, снимите.

10. Сплетите из длинных соломин, взятых от средней части стебля диаметром 3мм, 2 простые плоские плетенки из 4 соломин длиной по 9см.

11. Плетенки перегните крест-накрест через плечи куклы и завяжите тесьмой на поясе.

12. Узкими соломенными лентами шириной 2мм перевейте крест-накрест каждую ножку куклы от колена. Ленты завяжите на нижней перевязке ног.

13. Сплетите длинную плетенку «косичка» шириной 4—5 мм и длинно

25—27 см.

14. Отрежьте кусочки плетенки «косичка» и сделайте из них два колечка, связав концы плетенок. Диаметр каждого колечка 1,5см. Из колечек вы сделаете обувь куклы. Внутрь каждого колечка поместите ножку куклы на уровне нижней перевязки и свяжите вместе с задней стороны ноги. Колечкам придайте вытянутую форму, имитируя ступни ног. Нитки перевязок закройте, обмотав их узенькими соломенными лентами. Выступающие части соломенных пучков от ног куклы подрежьте. Установите куклу на плоскости.

15. Высохшую соломку, из которой выполнены волосы куклы, подрежьте в ровную прическу. Сделайте челку, открыв лицо. Из плетенки «косичка» свяжите или сшейте колечко, соответствующее периметру головы. Слегка смажьте его с внутренней стороны клеем и наденьте на голову кукле, зафиксировав волосы.

16. Закройте тесемками перевязки рук и шеи (Рисунок 5).

Говорят, что соломенные куклы приносят удачу.

Но самые изысканные соломенные вещи из обычной пшеничной соломы делают, конечно же, в Белоруссии. Белорусские мастерицы умеют творить из соломы настоящее чудо. Современные мастера и дизайнеры создают из соломки целые костюмы и платья в народном стиле. Они смогли возродить к жизни старинные техники и приемы соломоплетения.
[pic] г. Минск

[pic]


Литература

  1. Аблынина Г.А. Соломенная живопись. Методическое пособие по работе с соломкой. – Пенза: 1997

  2. Голубева Н. Аппликация из природных материалов - Москва: Культура и Традиции, 2002.

  3. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М.. Возьми простую соломку. – Минск: Полымя, 1988.

  4. Новикова И.В., А.В. Базулина. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

  5. Починова Н.В, Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой.- Минск: Полымя, 1988.

  6. Прекрасное своими руками. Библиотека для родителей. Москва: Детская литература, 1989.

  7. Учебное пособие для педагогических училищ. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – Москва: Просвещение, 1991

  8. Щеблыкин И.К, Романина В.И, Кагакова В.И. Аппликационные работы в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1983

  9. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Москва: Просвещение, 1969.

  10. Я вхожу в мир искусств № 3, 1999.











Вернисаж

детского творчества

[pic] [pic]


[pic] [pic]