Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 5 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоселовская общеобразовательная школа»

пгт. Новоселовское Раздольненского района Республики Крым


Рассмотрено на МО

МБОУ «Новоселовская школа»

Протокол №____

от «____»____________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Боришкевич В.А.

от « »____________2016 г.

«Утверждаю»

и.о. директора МБОУ

_____________ Попов Е.В.

Приказ № ___ от « »__________2016 г.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗО

для 5 класса

(2016-2017 учебный год)

Перегудова Н.П.

учитель ИЗО

МБОУ «Новоселовская школа»


пгт. Новоселовское, 2016 г.




Календарно – тематическое планирование

5 класс



урока


Тема урока


Кол-во часов


Содержание урока


Знания, умения, навыки

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и уч-ся


Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

I. «Древние корни народного искусства»

1

Древние образы в народном искусстве символика цвета и формы

1

Традиционные образы, память народа, представления о мироздании

Древние образы (солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни)

Набор плакатов.

ДПИ

Учебник. Стр.12-19



2

Дом – космос. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Коллективная работа «Деревня».

1

Органическое единство и значение вещи в интерьере крестьянского жилища. (Перспектива сельского деревянного дома, карандаш, акварель)

Линейная перспектива. Значение древних корней народного искусства. Единство формы и декора избы

Н.П.Костерин. «Учебное рисование) стр.137

Найти изображения крестьянских жилищ разных народов и сравнить их.



3

Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Причелины. Полотенца.

1

Подчёркивание формы и конструкции узором. (изготовление модели «Избушка»)

Особенности народного искусства России Интерьер. Перспектива.

Репродукции с изображением интерьера крестьянского жилища.

Найти и рассмотреть интерьеры крестьянских домов у других народов



4

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Русские прялки.

1

Культура быта, труда народа, человеческих отношений. (Рисунок прялки с образами – оберегами)

Роспись русских прялок. Основные элементы прялки. Значение прялки в жизни крестьянской избы.

Репродукции с образцами росписи прялок

Придумать и нарисовать собственный узор для росписи прялки



5

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Полотенце.

1

Импровизации на тему древних образов. (Полотенце, аппликация, вырезка)

Символика орнамента. Композиция, функциональность, декоративность.

Репродукции с элементами вышивки полотенца

Учебник, стр.44-49



6

Народная вышивка и ткачество

1

Знакомство с народной вышивкой и ткачеством, их особенностями

(Ковёр. Скатерть.)

Особенности ткачества. Символы. Обереги. Знаки.

Репродукции с элементами вышивки.

Создать узор по собственному замыслу.



7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»

1

Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство. Эскиз «Интерьер крестьянской избы с печью»

Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Символика орнамента, обереги. Особенности народной мебели, предметов быта.

Репродукции с видами интерьера крестьянской избы. Учебник. Стр.30 - 35

Доработать рисунок



8

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»

1

Макет внутренней обстановки русской избы.

Красный угол. Сундук. Лавка. Полотенце. Посуда.


Повторить изученный материал.



9

Современное повседневное декоративное искусство

1

Беседа о повседневном декоративном искусстве и его место в жизни человека. Дизайнерский проект любой комнаты своего дома.

Дизайн, как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности.

Работы учащихся

Доработать рисунок



II. «Связь времён в народном искусстве»

10,11

Древние образы в современных народных игрушках

2

Беседа о старинном и современном народном декоративном искусстве. Дымковская игрушка. Лепка. Роспись.

Промыслы России. Дымковская игрушка.

Альбом «Дымковская игрушка», учебник стр.66.

Придумать узор для росписи игрушки.



12

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Уроки искусства и ремесла. Гжель.

1

Особенности промысла. Форма и роспись посуды.

Своеобразие художественного языка. Цветовая гамма.

Набор плакатов «Гжель» Учебник стр.76.

Сообщение «Жостовские подносы»




13

Народные промыслы. Жостовские подносы.

1

Элементы промысла, история, разнообразие форм, язык кисти.

Исторические особенности промысла. Элементы росписи (цветы, вязь, листики, ёлочки, травки, дождичек, рожочки и др.)

Набор плакатов «Жостовская роспись»

Ответить на вопросы, учебник стр.95.



14

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни (Хохлома)

1

Хохломская роспись. Жизненный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Гармонизация композиции.

Жизнерадостный колорит, цветовая доминанта. Особенности вырисовки травки, маковки, ягодки, яблочка, винограда и т.д.

Альбом «Хохломская роспись»

Учебник, стр.86 - 91



15

Городецкая роспись

1

Искусство городца. Роспись разделочных досок.

Работа с пятна, с постепенного моделирования формы цветом. Композиционное расположение предметов. Пропорции. Цветовое сочетание.

Альбом «Городецкая роспись»

Учебник, стр.82 – 85.



16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Урок-игра.

Загадки, поговорки, потешки, куплеты.

Каргопольская игрушка.

Промыслы России. Знание народных поговорок, загадок, потешек, выставка детских рисунков ДПИ, национальные традиции.

Детские работы ДПИ

Ответить на вопросы учебника, стр.103



III . «Декоративное искусство в современном мире.»

17

Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм.

1

Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Импровизация по мотивам старинной праздничной одежды.

Колорит и основной характер костюма. Выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения

Плакаты «Народная праздничная одежда»

Доработать рисунок



18

Народная праздничная одежда. Головной убор.

1

Композиция узоров основана на обращении к солнцу, звёздам, птицам. Проект – импровизация в русле образного языка народного искусства. Павловский платок.

Формы и правила ношения головных уборов.

Набор плакатов «Головные уборы»

Учебник стр.56 - 59



19

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме

1

Беседа. Куклы-богини, духи природы, хозяйки, обереги. Народная кукла – значимый элемент народной культуры. Кукла-идол.

Колодийный обряд.

М.п.для учителя стр.187.

Сообщение «Мотивы русской вышивки»



20

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1

Беседа о вышивке как виде народного творчества. Орнамент в полосе. Изображение птиц. Птица – вестница неба, женское начало.

Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.

М.п для учителя стр.44.

Презентация «Народная праздничная одежда»



21

Русский костюм и современная мода

1

Беседа о месте традиционного русского национального костюма в современной моде.

Эскиз образца модной одежды, в котором определяется колорит и основной характер костюма.

Конструкция, декор, цветовое сочетание

Журналы мод, каталоги,

Презентация «Народная праздничная одежда»



22-23

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

2

Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении. Масленица.

Иллюстрации к р.н.сказке «Снегурочка»

Сырная неделя.

М.п. для учителя стр.60. Русская народная сказка «Снегурочка»

Подобрать наиболее интересные загадки, пословицы, прибаутки и поговорки.



24 - 25

Народные промыслы родного края

2

Беседа о народных промыслах родного края. (Семикоракорский фарфор)

Разнообразие промыслов. Перечень. Характер и приёмы изготовления.

Плакаты «Семикоракорский фарфор»

Повторить изученный материал



26

Обобщающий урок – путешествие


1

Выставка рисунков учащихся с комментариями учащихся.






IV. «Декор-человек, общество, время.»

27

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху др.Египта.

1

Декоративная работа по мотивам древнеегипетских шейных украшений

Роль декоративно – прикладного искусства в др. Египте.

М.п для учителя стр108.

Ответить на вопросы учебника стр.117



28

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи древней Греции


1

Беседа об истории куль- туры др.Греции, костюме и орнаменте этого периода.

(Древнегреческий костюм)

Костюм, символика, цвет Хитон, гиматий, хламида, диплоидий…

Учебник по истории др.мира 5 кл.

М.п. для учителя

Стр.25.

Презентация «Греческая керамика»



29

Греческая керамика

1

Предметы декоративно- прикладного искусства др.Греции.

(Чернофигурные и краснофигурные греческие вазы)

Греческие вазы: Амфоры, кратеры, килики, гидрии, лекифы. Форма, орнамент, вазопись.

Н.Н.Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе»

Доработать рисунок



30

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества

1

Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья.

(Костюм эпохи Средневековья)

Различные социальные группы в определённые периоды развития общества.

Набор плакатов

«Средневековый костюм»

Презентация «Готика»



31

Символика цвета








1

Смена художественных стилей. Стилевое единство декоративного искусства.

(Витраж. Фломастеры. Живая линия. Заливка цветом, гуашь.)

Особенности художественного языка классического декоративного искусства – тонкие переходы одного цвета в другой, утончённое переплетение растительных элементов

Собор Шартре.




32

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

1

Символический характер языка декоративного искусства особенно проявляется в гербах, флагах, эмблемах.

Символика цвета в классической геральдике


История средних веков

Сообщение о происхождении Российского герба



33

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.

1

Символика в наши дни. Символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов.

Как читать эмблемы. Из истории геральдики.

М.п. для учителя стр.103

Придумать эмблему своей семьи.



34

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Обобщающий урок-викторина



Повторить изученный материал



35

Обобщающий урок.

1

Выставка работ с комментариями уч-ся