Урок по музыке для 5 класса Волшебная палочка дирижёра

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Образовательная: организовать деятельность учащихся по получению представления о роли дирижера в симфоническом оркестре, познакомить с историей возникновения симфонического оркестра.

Развивающие: развивать интерес к музыкальному искусству, творческого потенциала, общих музыкальных способностей.

Воспитательные: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.


УУД

Личностные УУД:  

1. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений

2. Владеть навыками самооценки музыкально- творческой деятельности

3. Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям

4. Доброжелательное отношение к мнению другого человека

 Регулятивные УУД:

1. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя , понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.

2. Выполнять музыкально - творческие задания по заданным правилам

3. Развитие навыков самооценки и самоанализа

 Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека.

Умение строить сообщение.

2. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

3. Применять полученные знания в исполнительской деятельности.

Познавательные УУД:

1. Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации.

2. Проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительные интонации

3. Различать звучание отдельных инструментов.

Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке: технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить)

Оборудование: ноутбук, акустическая система (колонки), мультимедийный проектор, аккордеон, шумовые инструменты.

Презентация.

Раздаточный материал: папка музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров, фотографии музыкантов, названия групп музыкантов,

Список учебной и дополнительной литературы

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Издательство Москва «Просвещение» 2016.

Проект урока

Этапы урока

Планируемые результаты каждого этапа урока

(предметные, метапредметные, личностные)

Используемые методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностика достижения результатов

(как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты)

Организационный момент (самоопределение к учебной деятельности)

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом

Регулятивные:

адекватное восприятие информации учителя

Словесный метод.

Приветствие.

В добрый день и в добрый час я очень рада видеть вас. Я вижу, у всех хорошее настроение, а значит можно начинать наш урок.

Объясняет, как работать с листом оценивания.

Приветствие учителя.

Слушают объяснение, задают вопросы.

Положительный настрой на работу.

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Предметные: различает ансамбли по составу исполнителей

Познавательные:

постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

Работа в группах, умение слушать других учащихся.

Регулятивные:

Умение обнаружить проблему.

Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению

Материалы: фотографии музыкантов, названия групп музыкантов,

Игровой метод.



Перед вами лежат фото исполнителей.

Проблема: разложить по группам (дуэт, трио, квартет)


Проверка задания по слайду.



Рассуждают, выполняют задание.




Проверяют правильность выполнения работы по слайдам. Определяют степень выполнения задания по баллам, заносят баллы в листы оценивания.

Критерии оценивания.


1 балл за каждую правильную группу.

Общее количество баллов – 6.

Постановка проблемы:


Предметные:

Различает музыкальные жанры.

Осознанно исполняет музыкальное произведение на шумовых инструментах.

Метапредметные УУД.

Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы

Сравнивает музыкальные образы.

Коммуникативные: Обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение.

Регулятивные: следят за ответами одноклассников.

Личностные: культура общения и поведения на уроке.

Объяснительно-иллюстративный.

Критическое мышление.























Музицирование.

Шумовые инструменты.

Задает вопрос: « А если исполнителей будет гораздо больше, как называется такой состав музыкантов или исполнителей?»


Просит сравнить оркестр и ансамбли: что общего и что различно.





Давайте вместе определим тему нашего урока. (корректирует тему урока) «Волшебная палочка дирижёра».

Какую цель вы для себя поставите?

Есть оркестр, есть дирижёр, а что дирижёр делает в оркестре? (корректирует цель)


Сможет ли оркестр играть без дирижера?


Давайте мы сыграем на наших шумовых инструментах.


Легко ли вам было играть?

А что бы облегчило вам исполнение?

Вступают в диалог совместно с учителем, отвечая на вопросы.

(Оркестр)



Сравнивают ансамбли и оркестр.

(Главное отличие: оркестром руководит дирижёр.)

Отвечают на вопросы учителя.


Определяют тему урока.





Определяют цель.


Цель: получить представление о роли дирижёра в оркестре.




Отвечают на вопрос.



Играют на шумовых инструментах,



высказывают свою точку зрения.

Сформулирована тема урока,

Поставлена цель урока,

Определили проблему и обсудили её.

Открытие новых знаний.

Цель формирование представления о роли дирижера в оркестре

Предметные:

Различает оркестры по виду; различает инструменты симфонического оркестра и инструменты оркестра народных инструментов.


МетапредметныеУУД

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные: целеполагание, оценка, самооценка.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, обосновать собственное мнение, задавать вопросы;

Личностные: продолжается формирование межличностных отношений


Словесный метод.





Работа с текстом.



Аудио-визуальный метод.















Игровой метод.

Даёт информацию о роли дирижера в оркестре.



Предлагает учащимся познакомиться с текстом о возникновении оркестра.


Как люди определяли содержание музыкальной сцены?

Для чего создали оркестр?


Я предлагаю вам послушать три вида оркестра при этом дирижировать.


Изменялись ли жесты руки? Почему?

Как вы определили вид оркестра?

Какие инструменты звучали?


Задание. Перед вами лежат карточки с изображением инструментов. Распределите их на два оркестра: симфонический и народный.


Проверка по слайду.

Определяют на слух главную информацию, участвуют в беседе.


Работают с источником.




Отвечают на вопросы.





Слушают, дирижируют и определяют вид оркестра. (симфонический, народный и военный).


Отвечают на вопрос.

Называют инструменты оркестров.





Соотносят инструменты и оркестры.






Проверяют результат работы по слайду, определяют степень выполнения по баллам.

Дают ответы на вопросы






Определили виды оркесров.






















Критерии оценивания задания: 1 балл за каждый инструмент определённый правильно.

Первичное закрепление

Цель: установить степень усвоения учебного материала

Предметные:

Знать общие понятия о значении музыки в жизни, о значении дирижера в оркестре


Метапредметные УУД

Познавательные: рассуждают о роли дирижера в оркестр, Коммуникативные:

Умение слушать, участвовать в обсуждении.

Регулятивные: вносить коррективы в свою работу.

Личностные: демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя;

Понимать связь между оркестром и дирижером.

Выполнение творческой задачи.

Просмотр видеофрагмента работы дирижера с симфоническим оркестром (фрагмент из оперы

«Свадьба Фигаро» Моцарта).


Задает вопрос: Какими способностями должен обладать дирижер? Продолжите фразу:

«Чтобы быть дирижером, нужно...»


А сейчас познакомимся с выдающимися дирижёрами, для этого выполним творческое задание.

Каждая группа составит краткое сообщение о дирижёре на формате А3 (материалы подготовлены заранее).

Объясняют, проговаривают, высказывают свое мнение.
















Выполняют задание самостоятельно,










Правильно отвечают на вопрос и продолжают фразу.









Этап включения новых знаний и повторений

Предметные:

знает выдающихся дирижёров отечества.

Метапредметные УУД

Познавательные: фиксируют и анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные:

Договариваются, проявляют активность во взаимодействии.

Регулятивные:

Планируют действия, выполняют творческое задание по заданным критериям

Личностные :

Имеют представление о дирижёрах и понимают важность их профессии.

Творческий отчёт.

Организует выступление групп

Выступают с сообщением

Критерии оценивания сообщения.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: давать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Метапредметные УУД

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные:

Проявляют активность во взаимодействии.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль

Личностные: формирование личностного самоопределения

Словесный.

Организует содержательную рефлексию по вопросам:

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Перечислите названия произведений, которые сегодня звучали на уроке.

В чем вы испытывали затруднения?

Оценивают себя, выставляя отметки, делают выводы

Адекватная оценка своей деятельности, объяснение своей оценки.





7