Рабочая программа. ИЗО 7 класс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


д


Рабочая программа

На 2015/2016 учебный год

Предмет: изобразительное искусство

Класс (ы) 7 Учитель: Гернер Р.И.


Пояснительная записка Количество часов в неделю 1


Программы общеобразовательных учреждений

«Изобразительное искусство и художественный труд» С краткими методическими рекомендациями

1 - 9 классы

Под руководством Б.М.Неменского, 5 издание


Коллектив авторов: Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских

Москва, Издательство «Просвещение»,2009 год

Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации


Учебный комплекс для учащихся:

Учебник для 7-8 классов «Изобразительное Искусство» авторы А.С Питерских, Г.Е. Гуров

Под редакцией Б.М. Неменского

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Просвещение 2008 год.






Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

 Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

        - формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

        - формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

        - формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

        - творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

        - творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний  об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

        3 год обучения (7 класс)

        Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

        Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

дополнительные пособия для учителя:

О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;


 – Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

О.В.Павлова .,  Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

 

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа.






















Учебно-тематический план

Предмет ИЗО 7 класс

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».



1четверть Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека».9 час.


1

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор»

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека для различных культур.

Проанализировать изображения людей различных пропорций..



2,3

Пропорции и строение фигуры человека.

Уроки формирования новых знаний, умений, навыков.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

Учебные рисунки фигуры человека, таблицы и пособия; рисунки великих мастеров Возрождения..

. Экспресс-выставка работ и их анализ, ответы на вопросы.

Уяснить пропорции человеческого тела.

Представить схемы движения..



4,5

Лепка фигуры человека.

Комбинированные уроки (изучение нового материала, повторение и закрепление)

Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения ( Донателло, Микеланджело).

.Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.

Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества..

Укрепить каркас на подставке. Закрепление практических навыков.



6

Наброски фигуры человека с натуры.

Комбинированные уроки

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры.

В. Серов, К. Сомов, А. Корин – наброски фигур с яркой образной характеристикой.

Самоанализ и оценка работ.

Принести графические материалы для работы с натуры. Уяснить особенности наброска как вида рисунка.



7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.


Человек-главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Восприятие произведений искусства.

Примеры произведений изобразительного искусства разных эпох, презентация «Образ человека эпохи Возрождения.

Просмотр и обсуждение презентации.

Проанализировать образы человека в искусстве разных эпох. Подготовить работы к просмотру.



8,9

Обобщение темы четверти.

Обобщение и систематизация знаний.

Значение понятий:

- пропорции фигуры человека;

- строение фигуры человека;

- красота движения фигуры человека.

Репродукции картин А. Дейнека, Д. Жилинский, А. Самохвалов; рисунки учащихся из методического фонда.

Выставка и обсуждение рисунков учащихся..

Вспомнить всё, о чём говорили и что узнали.



2четверть Тема: «Поэзия повседневности». 7 час.


1

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве – это особый способ выражения поэзии повседневной жизни, народного быта, мировоззрения определённой эпохи, своеобразная история различных народов.

Репродукции картин мастеров бытового жанра: Чжоу Фан; Янь Либэнь, Хань Хуан.

Изобразить сцену жизни какого- либо народа.

Уяснить понятие: бытовой жанр.



2

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Жанр – это исторически сложившееся деление живописных произведений в соответствии с темой и главным объектом Изображения.

Репродукции картин бытового и исторического жанров: Веласкес «Сдача Бреды», Босх «Страшный суд», «Сад наслаждений», Брейгель Старший «Охотники на снегу», «Избиение младенцев».

Почувствуй себя мастером бытового жанра. Может быть жизнь вашей семьи.

Уяснить понятие жанр. Бытовой, исторический, мифологический.



3

Сюжет и содержание в картине.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Все произведения искусства имеют свой определённый сюжет. Однако некоторые картины имеют один и тот же сюжет, но абсолютно разное содержание. Сюжет является как бы фоном в картине, выступает философским подтекстом, а содержание сообщает нам о каких-либо довольно конкретных событиях.

Репродукции картин Э. Мане «Завтрак на траве», П.А. Федотов «Завтрак аристократа».

Изобразить с помощью красок рисунок бытового жанра на тему6 «Праздник в моём доме».

Чем отличается сюжет от содержания в картине?



4

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни.

Репродукции картин В.М. Васнецов «Витязь на распутье», Н.Н. Ге «Тайная вечеря». А.И. Куинджи «Забытая деревня», П.А. Федотов «Первое утро обманутого молодого», «Сватовство майора».

Изобразить с помощью красок выходной день, проведённый в кругу вашей семьи.

Просмотр картин испанского художника Гойя.



5

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Городской пейзаж.

Репродукции картин Ф.А. Алексеев «Вид Соборной площади», С.Ф. Щедрин «Вид с Петровского острова в Петербурге», К. Моне «Вид церкви в Верноне».

Простым карандашом изобразить город прошлых столетий, каким вы представляете его.

Просмотр картин великих художников.



6,7

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Праздник – наиболее верное проявление народного духа и самосознания. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад.

Репродукции картин В.Е. Маковский «Молебен на Пасху», С.Л. Кожин «Иван Купала. Гадание на венках», Б.М. Кустодиев «Масленица».

Изобразите русский праздник – День Ивана Купала.

Просмотр картин русских художников.



3четверть Тема: «Великие темы жизни». 10 час.

1

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения, Мозаика. Темперная и масляная живопись.

Примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А.Мантеньи, С.Боттичелли, Рафаэля. Исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Э Делакруа, Ф. Гойи.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Наброски фресок.

Закончить рисунок. Посмотреть репродукции Ф. Гойи, Д. Веласкеса.



2

Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Правда жизни и правда искусства.

К. Брюллов. Последний день Помпеи; А. Иванов. Явление Христа народу; В. Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И Репин. Бурлаки на Волге; И. Крамской. Христос в пустыне.

Беседа о великих русских живописцах Х1Х столетия. Рисунок из школьной жизни.

Уяснить понятие тематической картины. Рассмотреть картины. Н. Ге. Библейский цикл картин.



3,4

Процесс работы над тематической картиной. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции. Процесс живописного исполнения произведения.

Комбинированный урок

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды.

Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко.

Выбор темы из истории нашей Родины; Зарисовки костюмов, предметной и архитектурной среды, исполнение композиции.

Сбор зрительного материала из книг и журналов.


.

5,6

Библейские темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Комбинированный урок

Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение..

Иконы, А. Рублёв. Троица. Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде. Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна. Рембрандт. Возвращение блудного сына. Микеланджело. Страшный суд.

Создать композицию на библейскую тему. Рождество, Возвращение блудного сына, Поклонение волхвов.

Проанализировать работы иконописцев Андрея Рублёва, Феофана Грека.



7

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Комбинированный урок

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Мемориалы.

Э – М. Фальконе. Медный всадник ( Санкт-Петербург); И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. (Москва). С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому(Москва) В. Мухина. Рабочий и колхозница (Москва) Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Закончить проект памятника.



8,9,10

Место и роль картины в искусстве ХХ века. (Обобщение темы)

Комбинированный урок.

Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо) . Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. . Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

В. Попков, Д. Жилинский, И Обросов, Б. Неменский, В. Иванов, Н. Нестерова. Братья Смолины,

Беседа и дискуссия о современном искусстве.

Проанализировать работы П. Пикассо, М. Шагала. Монументальная живопись Мексики.



4 четверть Тема: «Реальность жизни и художественный образ». 8 час.

1

Художественно-творческие проекты.


Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Замысел, идеи, эскизы. Развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проектов.

Иллюстрации к любимым литературным произведениям.

Обсуждение идеи проекта. «Жизнь в моём городе(селе) столетие назад.

Закончить проект.



2

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Комбинированный урок.

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти, и др. отечественных художников, а также Г.Доре, О. Домье.

Построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить

Собрать необходимый для иллюстрирования материал. (Характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали.

Учебник стр.28-31



3

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Комбинированный урок.

Конструктивное начало - организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Примеры знакомых произведений.

Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала ХХ века.

Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.

Учебник стр.32-39



4

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Комбинированный урок.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие « художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

Творческий характер зрительного восприятия. Произведения искусства - звенья культурной цепи.

Системный, глубокий аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Учебник стр.40-45



5

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; Строй искусства определённой эпохи, страны. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники.

Иллюстрации произведений к. Моне. Передвижники. Примеры художественных направлений ХХ века.

Направления в искусстве Нового времени

Анализ произведений с точки зрения принадлежности их к стилю, направлению



6

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Комбинированный урок.

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника.

Произведения великих художников.

Беседа. Великие художники в истории искусства и их произведения.

Анализ работ художников ХХ века.



7,8

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

(Обобщение темы)

Комбинированный урок.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвящённые коллекциям музеев.

Проекты о художественных музеях мира.