Доклад Нетрадиционные техники рисования

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБУ ДО «ДШИ»

МО «Сенгилеевский район»

филиал р.п.Красный Гуляй

преподаватель изобразительного искусства

Москалева Елена Викторовна



Доклад: « Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Как правильно распределять мышечную нагрузку руки детей 5 лет»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Одним из эффективных методов развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Существуют различные техники изображения, например,  такие как: рисование пальчиками, рисование ладошкой, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, тычок жесткой полусухой кистью,  оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная,  кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная, метод волшебного рисунка.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется активизация познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом виде - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки ватную палочку или листочек рябины). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, стимуляция самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать.) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития мелкой моторики рук. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к занятию. Рисунок каждого ребенка получается индивидуальным и неповторимым.

Любой ребенок, почувствовав интерес к рисованию,  сам пытается найти нужные способы к творчеству. Но далеко не у каждого это получается, так как многие только начинают овладевать художественной деятельностью, поэтому им необходимо получать новые знания с помощью взрослого, ведь только так ребенок будет чувствовать себя уверенно.

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой путь и темп развития. Важным компонентом в обучении является подготовленная рука ребенка. Из наблюдений за детьми видно, что им трудно захватывать карандаш. Маленький ребенок уделяет большое внимание не на захвате карандаша, кисти, а на точке соприкосновения его с бумагой. Часто это формирует неправильный захват карандаша (кисти, ручки) , что в дальнейшем сказывается на качестве формируемых навыков рисования. У одних детей можно наблюдать слабый тонус, что приводит к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. У других – повышенный тонус мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Задача преподавателя –сформировать правильный захват карандаша, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, развивать мелкую моторику руки, развивать пространственную ориентировку.

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним.

Упражнения, для правильного распределения мышечной нагрузки:

1.Штампы.

Для работы штампами я беру карандаш с твердым ластиком на конце. Резинка на конце срезается острой бритвой под углом 45 градусов. Вся работа нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Перед началом работы показываю, как правильно держать карандаш-штамп, рассматриваем его и определяем, какой след получится. Штамп макаем в гуашь и легко прижимаем к листу, должен получиться круг. Оцениваются отпечатки по ровности и четкости получившихся кружков. Упражнения: «Снег» , «Малина для медвежат», «Цветы», «Узор» - художник нарисовал узор, но не успел его закончить.

2. Бумажные комки.

Размер комка зависит от количества салфеток: чем больше салфеток скатывается в комок, тем большего диаметра он получается. Для получения комка берется одна салфетка , мнется, а затем катается двумя ладонями. Для получения комка большего диаметра берется следующая салфетка, в середину которой вкладывается получившийся комок. И снова катается двумя ладонями. Для закрепления комков между собой можно использовать клей ПВА. ( «Колобок», «Снеговик», «Цыпленок», «Гусеница», «Лошарик»)

3. Бумажные шарики.

Ребенок должен оторвать салфетки полоской. Салфетку держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает полоску. Готовые полоски катаются в шарики. В идеале нужно катать шарики одной рукой, тремя пальцами ( большим, указательным и средним)

4. Ниткопись.

Выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу или вырезаны из нее. Я использую ворсистые нитки и бархатную бумагу контрастных цветов. Нитка выкладывается внутри вырезанной заготовки по контуру, как бы украшая её. В дальнейшем сюжет усложняется и добавляются несколько разноцветных нитей.

5. Мозаика. Пуговицы. Бисер.

Для этой работы нужны заготовки из пластилина. На заготовку наносится контур рисунка и ребенок выкладывает этот контур, используя различные материалы.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!