Конспект урока Секреты Владимирской вышивки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]


МБУ ДО

"Станция юных техников".









Конспект урока по изобразительному искусству.

Тема: «Секреты владимирских полотенец».











Педагог дополнительного образования: Кипушова О.В.






2015-2016 уч. г.

Цель:


Продолжать приобщать детей к истории русского народа через знакомство с предметами рукотворного мира- полотенцами, украшенными владимирской вышивкой.

Задачи:


  1. Познакомить детей с символическими фигурами на полотенце, с орнаментом.

  2. Учить детей рисовать узор по мотивам Владимирской вышивки, передавать его характерные особенности: элементы, колорит. Закреплять на навыки и приемы рисования карандашом, кистью и красками, умение смешивать дополнительные цвета для украшения узора.

  3. Развивать творческую фантазию, внимание при составлении узора.

  4. Воспитывать нравственно- патриотическое отношение к истории народных промыслов, любовь к традициям и обычаям русского народа.


Зрительный ряд:

схемы- таблицы с мотивами орнаментов, таблица знаков- символов,

выставка "Владимирские полотенца", таблица с вариантами узоров Владимирской вышивки ,презентация "Владимирская вышивка"

Литературный ряд: история народного промысла- владимирская вышивка, стихотворения о вышивке.

Предварительная работа:

Проведение познавательного занятия кружка по теме: «Полотенце-оберег», посещение музея, рассматривание иллюстраций, предметов русского быта, разучивание игры «Узелок», посещение выставки «Владимирская вышивка», вырезание кружев и тонирование бумаги к полотенцам. Обогащение словаря детей старинными словами и выражениями: рушник, оберег, Владимирский узор, вышивка.


Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: выставка уголка рукоделия русской избы, изделия, украшенные Владимирской вышивкой, ткацкий станок, предметы рукоделия, узоров для полотенец, запись народной музыки, сундук с полотенцем, игра «Выложи узор», мольберт с ворсовым покрытием, презентация Владимирская вышивка.

Раздаточный материал:


На столах - две половинки бумажного полотенца с кружевами, сложенные вместе, гуашь красного, зеленого, желтого, синего цвета, кисти беличьи № 3, карандаши простые, тряпочки, элементы Владимирского узора игры «Выложи узор» (один набор на двух детей).

На общем столе - трафареты для рисования части узора.


План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Понятие об орнаменте и символике вышивки. Формы и мотивы русских вышивок. История Владимирских полотенец.

4. Постановка художественной задачи, выбор композиции.

5. Работа над эскизом.

6. Выставка и обсуждение работ.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся класса, проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала.
- Ребята о чём мы с вами разговаривали на прошлом уроке?

( Тема прошлого урока была "Русская прялка. Роспись прялки по мотивам обнинской росписи").

-Мы с вами говорили, что в избе был красный угол, где стояли иконы, украшенные рушниками, там была прялка, стояли стол и лавки, где встречали дорогих гостей.

- Сегодня тема нашего урока называется "Секреты Владимирских полотенец", мы познакомимся с вами с украшением одежды и предметов интерьера вышивкой, с её значением в жизни человека. Вы научитесь составлять узор и выполните эскиз по мотивам по мотивам Владимирской вышивки.

- Дети, вы знаете что такое вышивка?

Вышивка - один из распространенных видов создания узоров на ткани с помощью иглы и ниток. Вышивкой украшали все предметы одежды, полотенца, скатерти, крестильные рубашки для детей. С раннего детства девочки учились прясть, ткать, вышивать и шить. Когда девушку выдавали замуж, у неё был сундук с приданным, где лежали полотенца с узорами, рубахи, простыни, скатерти. Все предметы были очень яркие, красивые. Очень яркая и самобытная была женская праздничная одежда, где важную роль играла вышивка. По народному поверью она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла.

Символика полотенца и одежды.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Это геометрические узоры: ромбы, прямоугольники, квадраты, символы солнца, фигуры людей, птиц, лошадей, растений, цветов.

Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шёлковыми. Иногда вышивку дополняли блёстками, бисером, жемчугом. У каждого народа была своя национальная вышивка, складывались традиции составления орнаментов для одежды и для украшения жилища.

Орнамент – это узор, построенный на ритмичном чередовании элементов узора. Вышивки использовали разные стежки: крест, перевить, роспись, олонецский шов по стеклу и другие; гладьевые: владимирская вышивка, белая гладь, тамбурный шов.

Сегодня мы с вами поговорим о владимирской вышивке.

-Вышивка во Владимирской земле складывалась в течении столетий. История владимирской вышивки начинается с 11 века во Владимиро-Суздальском княжестве. Найденные образцы вышивки – это вышивка шёлковыми и золотыми нитями праздничных костюмов и головных уборов князей и представителей других знатных сословий.

Вышивка золотыми и серебряными нитями была плотная двухсторонняя с настилом, позднее возникла другая техника исполнения золотого шитья – это шов в прикреп, когда золотые нити прикреплялись к ткани при помощи шёлковых нитей, что позволяло сохранить целостность изделия без проколов золотой нитью. Именно эта техника легла в основу вышивки «Владимирского шов» или «верхошов», в котором крупными гладьевыми швами вышиваются все элементы узора с лицевой стороны, а с изнаночной остаются небольшие стежки. Сегодня мы с вами будем выполнять эскиз полотенца по мотивам владимирской вышивки.

-Полотенца богато украшались каймой, кружевами или петельным швом. Выполнялась декоративная вышивка крупными стежками в 6-12 нитей мулине. Основной цвет вышивок красный с небольшими добавками жёлтого, синего, голубого, зелёного и чёрного. Основные швы «Владимирская гладь», стебельчатый шов, шов «козлик», различные геометрические сетки в цветах, птицах и других мотивах. Орнамент в основном симметричный, т.е. две половины узора.

-Композиция орнамента узора на вышитых изделиях бывает симметричной, где две части узора с левой и правой стороны повторяются относительно центра узора, или ассиметричной, где элементы узора повторяются по длине несколько раз. Один край полотенца вышит богаче, другой конец меньше украшен вышивкой.

-Во Владимирских полотенцах чаще встречается симметричная композиция. Элементы узора – это птицы, цветы, ветки, образ женщины, образ лошади, древо жизни.

Давайте вспомним, что символизируют эти элементы.

Птица- вестница неба, дом приносит в дом счастье. Птицы были разные: птица счастья, жар- птица, птица- павлин, курочки, петушки

Конь - мужское начало, гонец солнца.

Женский образ- хранительница рода, семьи.

Древо жизни - продолжение рода, связь поколений.

Цветы и листья означают достаток, плодородие.

Посмотрите в таблице варианты создания узора на полотенцах.


4. Постановка художественной задачи.

- Сегодня мы будем придумывать свой орнамент для вышивки полотенца по мотивам Владимирской вышивки, которые мы с вами рассматривали.

Игра «Выложи узор».

В конвертике у вас лежат элементы узора, из которых вы можете выложить орнамент полотенца.

Учащиеся выкладывают узор из готовых элементов.


5.Объяснение последовательности рисования узора.

1. Сначала наметим линию середины, где будет располагаться узор.

2. Прорисуем центральный элемент узора – большой цветок.

3. Прорисуем одну половину узора. Нарисуем птиц, мелкие цветы, веточки. Добавим детали. Чтобы нарисовать узор на другой половине воспользуемся копировальной бумагой. Положим её вниз яркой стороной, обведем элементы карандашом, у нас получился узор, будем выполнять его красками. При выполнении узора прорисуем элементы узора.

4. Начнём рисовать узор в цвете. Основной цвет вышивки – красный, значит, будем рисовать все элементы узора красной краской. Не забываем рисовать разные по длине стежки. Украшаем серединку большого цветка сеточкой и другие элементы дополняем вставками жёлтого, зелёного, василькового цвета.

5. Прорисуем самые тонкие линии вышивки и завершим работу. Закрываем краски, рисунок пусть немного высохнет.

6. Физкультминутка. Игра «Узелок». К доске выходят 8 учащихся играют в игру. Остальные учащиеся приплясывают на месте. Звучит музыка народной песни «Русский сарафан».

7. Практическая работа детей над эскизом полотенца.

Учащимися придумывается орнамент симметричной композиции в полосе. Эскиз прорисовывается карандашом, затем выполняется роспись гуашевыми красками.

Слушаются русские народные песни.

Итоги работы.

В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы сегодня узнали секреты Владимирской глади, узнали, как вышивали мастерицы Владимирского княжества. Сейчас мы можем полюбоваться своими работами.

Релаксация.

Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какими символическими образами украшались полотенца в старину? О чём хотели сказать рукодельницы, вышивая птиц?

Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с украшением русского народного костюма.





















Приложение.



Игра «Узелок».



Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота» в виде большого игольного ушка. Остальные становятся в ряд, берутся за руки, двигаясь вдоль улицы, поют:


Шила барыня-княгиня, Она тонка да длинна,

Весь мир нарядила, Одноуха, остра,

Нарядила, обшила. Одноуха, остра,

Сама нагая ходила. Всему миру красна.


А я тычу - потычу:

Носик стальной,

Носик стальной-

Хвостик льняной.


Они проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний участник «затягивает узелок», поясами обматывая ребят, изображающих «ворота», ведет их за собой, приговаривая:


Хвостик нитяной

Тяну за собой.

Сквозь холст он проходит,

Конец себе не находит.


















Список литературы.



  1. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2001 г.

  2. «Российский этнографический музей - детям», Санкт-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2001 г.

  3. «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства». Москва, издательство «Советская Россия», 1990 г.

  4. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада». Санкт-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2000 г.

  5. «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, Москва, Гуманитарный издательский центр, 2000 г.