Технологическая карта урока ИЗО на тему Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 37

города Смоленска

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (технологическая карта урока 5 класс)



Работу выполнила:

Учитель изобразительного искусства

Меркушева Елена Алексеев



Смоленск 2016



Пояснительная записка

К уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

Автор: Меркушева Елена Алексеевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СШ № 37».

Раздел, тема, класс: Декор – человек, общество, время. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Выполнение эскиза украшения в стиле древнеегипетского искусства.

Тип урока: комбинированный.

УМК: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н. А. Горяева, О. В. Островская, под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2014 год.

Количество часов на изучаемую тему: 1.

Цели урока:

1.Образовательные:

  • Формирование представлений о многообразии древнеегипетского искусства; знакомство с элементами одежды древних египтян, священными символами, с искусством древних ювелиров.

2. Развивающие:

  • Совершенствование навыков работы с инструментами при выполнении творческого задания.

3. Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой деятельности.

УУД:

  • Личностные УУД: понимать красоту окружающего мира, осознавать многообразие видов декоративно-прикладного искусства древних египтян, проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию к учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии, решать проблему.

  • Коммуникативные УУД: развивать у обучающихся умения работать самостоятельно над творческим заданием, излагать свое мнение, аргументируя его.

  • Познавательные УУД: осмысливать услышанную информацию, выделять главное, представлять ее в материале (гуашь).

Планируемые результаты:

  • Научаться создавать эскизы костюмов древних египтян, познакомятся с декоративно-прикладным искусством древнего общества, его местом в истории искусства, увидят выдающиеся памятники древней культуры, получат навыки составления эскиза костюма и украшений в стиле древнеегипетского искусства;

  • Преобразовывать информацию;

  • Ставить вопросы к теме урока, находить ответы на них;

  • Формулировать выводы по теме урока.

Метапредметные:

  • Уметь самостоятельно определять цели и способы взаимодействия, планировать способы работы:

  • Уметь репродуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, принимать позиции других участников деятельности.

Личностные:

  • Формирование собственной мировоззренческой позиции

  • Формировать учебно-познавательный интерес к изучению изобразительного искусства и творчеству.

Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Приемы обучения: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информацией, индивидуальное выполнение творческого задания.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, технология развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология проектного обучения.

Оборудование: учебник, альбом, простой карандаш, гуашь, кисти.

Наглядно – демонстративный материал: мультимедийная презентация, наглядные пособия (костюмы древних египтян, эскизы украшений, священных знаков).

Основные понятия и термины: пирамида, фараон, калазирис, клафт, тиара, скарабей, глаз – уаджет, змея-урей.

Этапы урока.

1 этап – организационный, цель которого настроить учащихся к восприятию материала (ребенок увлекается новым материалом, включается в творческий процесс.

2 этап – создание проблемной ситуации и формулировки проблемы – сопровождается слайд - презентацией. Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечением учащихся к решению проблемы.

3 этап – выдвижение гипотез, актуализация знаний по проблеме, планирование собственной деятельности – обучающиеся формулируют тему урока и под руководством учителя составляют план урока.

4 этап – применения нового знания и формулирование вывода – была организованна индивидуальная работа (выполнение творческого задания). Каждый выполняет задание, а затем представляет результат своей работы. Здесь используется творческий поиск. В конце этапа проводится рефлексия.

Между всеми этапами урока четко прослеживается связь и завершенность.

Отметочное оценивание происходит в конце урока после завершения творческого задания.

Сценарий урока.

1. Организационный момент.

2. Этап создания проблемной ситуации и формулировка проблемы.

Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну.

Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая река Нил. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей.

Сокровенная мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашла в особом культе – культе мертвых. Древние египтяне строили пирамиды – усыпальницы фараонов.

Перед собой вы видите одну из самых больших статуй – изваяние сфинкса, которое охраняет пирамиды в Гизе.

Царскую гробницу украшали росписями.

Для царской мумии изготавливали саркофаг изготовленный из камня, ценных пород деревьев с узорной позолотой.

Вот один из них, принадлежавший фараону Тутанхамону.

Рассмотрим внимательно погребальную маску фараона Тутанхамона.

У египтян сложилась своя четкая система декоративных символов. Один из самых значимых был лотос.


Учащиеся выслушивают учителя, получают новую информацию.

Слайд 2






Слайд 3






Слайд 4



Слайд 6




Слайд 7


Слайд 8



Слайд 9

Умение высказывать свою позицию.













Выдвижение гипотез, излагают свое мнение.



3. Этап выдвижение гипотез, актуализация знаний по проблеме, планирование собственной деятельности.

А теперь давайте познакомимся с искусством древних ювелиров.

Многие украшения предназначались для торжественных церемоний.

На них можно увидеть знаки-обереги.

Змея-урей.

Пектораль фараона Тутанхамона с изображением скарабея.

Цвет тоже имел символическое значение (объяснение символики цвета).

В городах Древнего Египта процветали ремесла.

Климат в Древнем Египте повлиял на одежду людей (легкая, открытая, подчеркивающая красоту смуглых тел, оттеняя их своей белизной.

Величественны головные уборы.

Египтяне использовали знаки – иероглифы.



Рассматривают слайды, анализируют, занимаются творческим поиском; высказывают свои мнения.

Фронтальная беседа Слайд 14

Слайд 15



Слайд 13

Слайд 16

Слайд 17


Слайд10


Слайд 18

Слайд 12




Слайд 11

Слайд 19, 20

Выдвижение гипотез. Умение обобщать информацию, высказывать свою позицию.



4. Этап открытия нового знания, применение на практике и формирование вывода.

- Сегодня мы познакомились с декоративным искусством Древнего Египта.

Задание. На основе полученной информации, выполните эскиз костюма древнего египтянина, украшенного знаками – оберегами.

Излагают свое мнение, проявляют познавательную активность.

Фронтальная беседа.

Индивидуальная работа над заданием.

Умение применять полученные знания на практике. Умение представлять информацию графически.

Планируют учебную деятельность, формулируют вывод.