Разработка урока по изо на тему Народные промыслы России (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по изобразительному искусству в 5 –м классе

по теме: «Народные промыслы России».

Цели:
Образовательная - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами;
Познавательная - развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России;
Воспитательная - формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и актерских способностей..
Оборудование и материалы: компьютер, пазлы по видам народных промыслов.
Оформление класса: рисунки учеников с прошлых уроков, экспонаты изделий народных промыслов.
На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Дымково, Городца, Гжели, Филимонова, Жостова, таблички с названиями народных промыслов.
Литературный ряд: книги о народных промыслах России.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Ход урока

1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. 
Хоть и более привычны 
Нам полеты на Луну, 
Вспомним русские обычаи, 
Вспомним нашу старину.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.


Просмотр слайд - шоу напомнит вам виды и особенности народных промыслов, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях.
Через компьютер учитель демонстрирует слайд - шоу « Народные промыслы».


2. Практическая работа.


Учащиеся заранее разделены на три группы: мастера «Хохлома», мастера «Дымковская игрушка», мастера «Гжель». Учитель раздает картинки – пазлы с различными видами народных промыслов. Группы мастеров их собирают на время. Во время практической работы звучат русские народные песни. По картинкам учащиеся повторяют основные элементы «Хохломы», «Дымковской игрушки», «Гжели».

3. Подготовка к творческой работе.

Учитель. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?


Ученики. Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
Учитель. И продавцам и покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия.
Мастера представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.


Учащиеся объединяются по 6-7 человек в группы по выбранному промыслу.
В классе работают: «Городец», «Жостово», «Гжель», «Народная игрушка».
Задание мастерам:
прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.

4. Театрализованное представление творческих работ.

Учитель.
Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы свой товар расхвалить, Ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать.


Учитель. Откуда посуда ?


Ученики — мастера. «Хохломы»

Из Горьковской области

Из чудесного села Хохлома.

Наш товар весь расписной,

Посмотрите, вот какой.

Весь хотим вам показать

И подробно описать.


Ученик. Нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это необыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.


Ученик. Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.

Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. так и родилось название – «золотая хохлома».


Ученик.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески

Шелковые всплески

Солнечно медовой

Золотой листвы… ( П. Синявский)


Учитель. Достойные товары. Берем ваш товар. Кто еще привез свой товар на ярмарку?

Ученики — мастера. «Дымковской игрушки»

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские

На все манеры.

Вот вам барыни,

А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.


Ученик.

Как-то давно на поросшем лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки – свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярило – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».


Ученик.

Легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи- люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и мал, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой « Свистуньей». И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.


Ученик.

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки…


Частушки


Ученик.

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.


Ученик.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.


Ученик.

Дымковские барыни

Всех на свете краше,

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.


Ученик.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (П. Синявский)


Учитель. Берем игрушки для наших подружек.


Ученики — мастера. «Гжель»
А деревня наша Гжель 
Не за тридевять земель. 
Под Москвою мы живём. 
Глину месим и поём. 
Очень любим синий цвет, 
Потому что краше нет. 
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей Земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.


Учитель: Посуда просто удивительно хороша. Так ли прочна она, как красива?


Ученик. Гжельская керамика выполняется из белой гончарной глины. В жарком пламени обжигается, закаливается и становится звонкой и прочной.
Обожженная глина расписывалась кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретает блеск.


Учитель. Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок.


Закончила работу наша ярмарка. 
Кто смел, 
Тот успел 
И себя показать, 
И товар продать.


Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое - что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.

5. Заключение.

Учитель. вспомним обычай на Руси на праздниках водить хороводы. В завершении урока проведем хоровод.


В золотые ворота 
Проходите, господа! 
Первый раз пройдем –
Всех друзей проведем. 
На второй же раз 
Не пропустим вас!