Программа внеурочной деятельности - изо 2кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Управление образования администрации района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

рабочего поселка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ р.п. Мухен

________________Лазорко О.Г.

«___»__________________2013г


«Согласована»

Зам. директора по УВР

_____________Караванова Е.Ю.

«___»__________________2013г


«Согласована»

руководитель МО

______________Муравьева И.И.

«___»__________________2013г





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК»

(1 год обучения, для детей 6-11 лет)

2 классы





Программу разработала:

учитель искусства

МБОУ СОШ р.п. Мухен

Гударева Оксана Сергеевна









2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – художественно-изобразительная деятельность ребёнка.

Художественная деятельность – специфическая активность детей, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Данная программа «Волшебный мир красок» предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования.

Цель программыознакомление и овладение детьми 6-10 лет элементарными способами нетрадиционных техник рисования.





Задачи программы

*Знакомить детей с многообразием нетрадиционных способов рисования.

*Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

*Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.

*Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, композиций, сюжетов, а также инструментов, материалов, приёмов и способов реализации своего замысла.

*Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, любознательность и ассоциативное мышление.





Форма занятий

Программа рассчитана на один год обучения (с 1 сентября по 30 мая) с детьми младшего школьного возраста в составе не более 15 человек.

Занятия (теоретические и практические) проводятся 1 раз в неделю по 45 минут с перерывом в 5 минут. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Рекомендуется посещение музеев и выставок.

Предполагаемый результат

К концу года ребёнок может:

*Различать и называть изученные техники нетрадиционного рисования.

*Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему техники рисования и средства выразительности (цвет, линия, композиция и т.д.)

*Самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные её варианты с элементами перспективы.

*Выражать своё отношение к окружающему его миру через рисунок.

*Давать мотивированную оценку результатам своей деятельностью.







































Учебно-тематический план





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие «Здравствуй, волшебный мир красок».

Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования (методы, приёмы, необходимые материалы). Инструктаж по технике безопасности.



Раздел 1. Рисование пальчиками.

Тема 1.1. Бабочки.

Тема 1.2. Божьи коровки в траве.

Практические занятия: опустить в краску пальчик и нанести точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик наносится краска разного цвета. После завершения работы пальчики вытираются салфетками и ополаскиваются водой.

Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Раздел 2. Рисование ладошкой.

Тема 2.1. Пальма.

Тема 2.2. Осьминог.

Практические занятия: опустить в краску ладошку или окрасить её с помощью кисточки (губки) и сделать отпечаток на бумаге. Рисунок исполняется и правой и левой руками, окрашенными в разные цвета. После завершения работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Материалы: широкие блюдца с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и формата, салфетки.

Раздел 3. Оттиск печатками из картофеля.

Тема 3.1. Вкусные калачи.

Тема 3.2. Грибочки в лукошке.

Практические занятия: прижать печатку к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета и рисунка меняются и мисочка с краской и печатка.

Материалы: мисочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, печатки из картофеля разных форм, плотная бумага любого цвета и размера, салфетки.

Раздел 4. Оттиск поролоном, пенопластом.

Тема 4.1. Мой дом.

Тема 4.2. Осенний пейзаж.

Практические занятия: прижать поролон (пенопласт) к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет и другую фигуру, меняются и мисочка с краской и поролон (пенопласт).

Материалы: мисочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона (пенопласта), плотная бумага разного цвета, салфетки.



Раздел 5. Печать растениями.

Тема 5.1. Осенние листья.

Тема 5.2. Цветы для мамочки.

Практические занятия: покрыть листок дерева или цветка красками разных цветов, затем приложить его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз используется новый листок.

Материалы: бумага, листья разных растений (желательно опавшие), гуашь, кисти, салфетки.

Раздел 6. Печать смятой бумагой.

Тема 6.1. Ёжик.

Тема 6.2. Одуванчики.

Практические занятия: прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести печать на бумагу. Чтобы получить другой цвет, необходимо поменять и блюдце, и смятую бумагу.

Материалы: блюдце, в которое вложена штемпельная подушка , пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета, смятая бумага, салфетки.



Раздел 7. Восковые мелки + акварель.

Тема 7.1. Звёздное небо.

Тема 7.2. Портрет папы.

Практические занятия: нарисовать восковыми мелками изображение на белой бумаге, затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, кисти, акварель, салфетки.

Раздел 8. Печать по трафарету.

Тема 8.1. Весёлые котята.

Тема 8.2. Любимый щенок.

Практические занятия: прижать печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Материалы: блюдце, в которое вложена штемпельная подушка, пропитанная гуашью, плотная бумага, тампон из поролона, трафареты, салфетки.



Раздел 9. Монотипия (предметная, пейзажная).

Тема 9.1. Новогодняя ёлка (монотипия предметная).

Тема 9.2. Ночной город (монотипия пейзажная).

Практические занятия: монотипия предметная - сложить лист бумаги пополам и на одной его половине нарисовать половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова сложить пополам для получения отпечатка. Полученное изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная – сложить лист пополам, на одной половине листа нарисовать пейзаж, на другой получается его отражение в воде (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он отличался от отпечатка.

Материалы: бумага, кисти, акварель или гуашь, влажная губка, салфетки.

Раздел 10. Кляксография(обычная, с ниточкой).

Тема 10.1. Звездное небо (обычная).

Тема 10.2. Экзотические цветы (с ниточкой).

Практические занятия: кляксография обычная - зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на лист бумаги, получается пятно. Затем лист накрыть другим листом и прижать. Далее верхний лист снять, рассмотреть изображение и определить на что оно похоже. Недостающие детали дорисовать.

Кляксография с ниточкой – опустить нитку в краску и отжать её. Затем на листе бумаге выложить изображение из нитки, оставляя один её конец свободным. После этого сверху наложить другой лист, прижать и придерживая рукой вытягивать нитку за кончик. Недостающие детали дорисовать.

Материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в блюдце, пластиковая ложечка, нитка средней толщины, кисти, акварель, салфетки.



Раздел 11. Тычок жёсткой полусухой кистью.

Тема 11.1. Зимний лес.

Тема 11.2. Медведь.

Практические занятия: опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускать. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Материалы: Бумага любого цвета либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного, жёсткая кисть, гуашь, салфетки.

Раздел 12. Рисование по сырой бумаге.

Тема 12.1. Зимние узоры.

Тема 12.2. Тюльпаны.

Практические занятия: намочить в чистой воде комочек ваты, отжать его и провести или по всему листу бумаги, или (если требует сюжет) только по отдельной части, затем нанести рисунок. Если бумага будет излишне мокрой – рисунка может не получиться.

Материалы: плотный лист бумаги, миска с чистой водой, вата, акварель, кисти, салфетки.



Раздел 13. Набрызг.

Тема 13.1. Весенние цветы.

Тема 13.2. Лошадка.

Практические занятия: набрать краску на кисть (зубную щетку) и ударить ею о картон, находящийся над бумагой. Краска разбрызгивается на бумаге, создавая нужное изображение.

Материалы: бумага, кусочек плотного картона или пластика, жёсткая кисть (зубная щётка), гуашь, салфетки.

Раздел 14. Восковая свеча + акварель.

Тема 14.1. Яички простые и золотые.

Тема 14.2. Голубь.

Практические занятия: нарисовать изображение свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым, создаётся эффект «волшебных» красок.

Материалы: плотная бумага любых размеров, свеча, акварель, кисти, салфетки.



Раздел 15. Знакомая форма – новый образ.

Тема 15.1. Слоник.

Тема 15.2. Зайчик.

Практические занятия: обвести карандашом любой выбранный предмет (при обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист). Затем превратить его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивания любыми подходящими материалами.

Материалы: бумага, простой карандаш, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, стаканчики, подносы, ложки и др.), краски, мелки, кисти, салфетки.

Раздел 16. Обрывание бумаги.

Тема 16.1. Паучок.

Тема 16.2. Весенний пейзаж.

Практические занятия: отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем клеем рисуется задуманный рисунок и на него накладываются кусочки бумаги. В результате изображение получается объёмным.

Материалы: цветная двусторонняя бумага или салфетки, плотная бумага (цветной картон) для основы, клей ПВА, кисть.



Итоговое занятие. Экскурсия на выставку детских работ.

Подведение итогов работы за пройденный курс обучения. Отбор и оформление лучших детских работ для выставки. Проведение выставки. Организация экскурсии.





Методические рекомендации

Занятия в изобразительной студии очень интересны и полезны детям, так как проходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает их на творческую деятельность.

Наибольшую эффективность работы по данной программе даёт способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам рисования, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.

Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приёмов работы сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.

Практические методы, включающие ряд упражнений, экспериментирование с разными способами рисования, обеспечат формирование увлечённости работой и в целом всем процессом творческой деятельности.

Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие похвалу, подбадривание, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.

Также, немаловажно, использовать на уроках по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение (приложение 1), чтение стихотворений (приложение 2), что ещё раз способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа.

Условия реализации программы

Создание художественно-эстетической развивающей среды в СОШ (изобразительная студия); подбор музыкального репертуара (см. приложение I, диск № 1), художественных произведений (см. приложение II),создание копилки нетрадиционных техник рисования (см. диск № 1).

Для занятий в изостудии необходимы:

  • бумага (офисная белая, пергаментная, цветная, цветная двусторонняя, глянцевая, фольга);

  • картон (белый, цветной);

  • краски (гуашь, акварель, пальчиковые, белила, тушь);

  • карандаши (простой, цветные);

  • мелки (масляные, восковые);

  • фломастеры;

  • клей ПВА;

  • кисточки (мягкая, жёсткая);

  • стаканчики для воды;

  • линейка;

  • ножницы;

  • трафареты;

  • печатки и оттиски из различных материалов;

  • восковые свечи;

  • палочки (ватные, с заточенным концом);

  • трубочки (соломинки для напитков);

  • нитки средней толщины;

  • зубные щётки;

  • поролоновые губки;

  • засушенные листья растений;

  • клеёнка для стола;

  • салфетки (бумажные, ситцевые);

  • рабочая одежда.





ЛИТЕРАТУРА

  1. Анке Шмид. Детское творчество: весёлые уроки для малышей. - М.: «Мой мир», 2007.

  2. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

  3. Комарова Т.С. Обучение школьников технике рисования. - М., 2007.

  4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

  5. Лыкова И,А, Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз Дидактика», 2007.

  6. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера»,2004.

  7. Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывёт по Земле. – М.: «Линка – Пресс», 2006.

  8. Серия журналов «Воспитатель ДОУ» - (2008 - 2009).

  9. Серия журналов «Дошкольное воспитание» - (1991, 2002, 2004).

  10. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.