Конспект открытого урока: Иллюстрации к произведениям Абая

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Изобразительное искусство

6 класс

Тема: « Иллюстрации к произведениям Абая».

Слайд 1 – тема урока.

Цель: выполнить иллюстрацию к стихотворениям Абая Кунанбаева.

Задачи:

  • Закрепить знания в области графического искусства, книжной графики;

  • использовать иллюстрирование литературного произведения в формировании культурно - изобразительного пространства, развивать творческие способности учащихся, воображение, умение пользоваться различными техниками графики и живописи.

  • Воспитывать эстетические чувства через поэзию, музыку, изобразительное искусство. воспитывать интерес к истории родной земли, её людям, обычаям и традициям.

Оборудование:

для учителя: Презентация к уроку, выставка работ учащихся, распечатанные стихотворения Абая на каждого учащегося.

для обучающихся : подготовленные фоны в трех колоритах(розово-голубой, зелено-голубой, бежево-серый), гуашь, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.

Методы: обьяснительно-иллюстративный, практический.

Форма: коллективная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Опорные слова: Книжная графика, иллюстрация, иллюстратор

Подготовительная работа к уроку: работа творческих групп:

«Знатоки искусства» - составление кроссвордов по искусству;

репортеры рубрики «История искусства» - подготовка информации по биографии Абая Кунанбаева, художников –иллюстраторов Казахстана;

«Юные художники» - подготовка выставки иллюстраций « По страницам любимых книжек»; «Колористы» - подготовка колоритов по временам года;

«Поэты» - подбор стихотворений к уроку.

План урока.

I . Организационный момент-2-3 мин.

II. Актуализация знаний – 5 мин..

III. Объяснение нового материала – 12 мин.

IV.Практическая работа – 20 мин

V. Итог урока. Выставление работ учащихся – 3 мин.

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой учащихся, проверка явки и готовности к уроку.

Слайд №2 - Знать и уметь

II. Актуализация знаний.

Учитель: Наше занятие мне бы хотелось начать со слов известного поэта Самуила Яковлевича Маршака:

Слайд 3. У книги два автора.

Один из них – писатель, другой художник.

С.Я Маршак

- Как вы думаете, о ком говорил С.Маршак?

- Почему он ставит на один уровень и художника и автора литературного произведения?

Давайте вместе со «Знатоками искусства» вспомним, что необходимо знать для того чтобы грамотно оформить книгу, какие инструменты и материалы нужны художнику для этого.

Слайд 4. 5 - Разгадывание кроссворда.

Слайд 6 – Иллюстрация, иллюстратор.

III . Объяснение нового материала.

Учитель. Тема нашего урока «Иллюстрации к стихам Абая»- это непростое задание нам будут помогать выполнять репортеры, рубрики « История искусства»- они подготовили сообщения об Абае Кунанбаеве, художниках иллюстраторах. «Юные художники» оформили выставку ваших работ по предыдущему уроку, специалисты в области цветоведения, « Колористы» подобрали цветовую гамму для выполнения работ, а «Поэты» подобрали стихотворения для иллюстирования.

Слайд 7 - Абай Кунанбаев – гениальный казахский мыслитель, поэт просветитель, музыкант, переводчик, основоположник современной казахской письменной литературы. Родился в семье крупного феодала, потомственного аристократа. Дед и прадед главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. В детстве получил домашнее образование. Затем продолжил обучение в медресе, учился в русской школе. К концу пятилетней учебы начал писать стихи.

С 13 лет Кунанбай приучал Абая к административной деятельности главы рода. Абаю приходилось вникать в межродовые интриги и тяжбы. Постепенно он испытывает разочарование к административной деятельности. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее и посвящает себя самообразованию. К 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Значительным импульсом в раскрытии творческого потенциала Абая стало его общение с русскими ссыльными, проживающими в Казахстане.

Особое влияние на Абая оказали произведения русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова) и поэтов и ученых Востока.

Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив поэтический язык национальной литературы. Память об Абае чтут не только в Казахстане, но и в России.

Слайд 8 - Памятники Абаю

Памятники поэту установлены в Алмате, Байкануре, во многих городах Казахстана, в Стамбуле, Тегеране, Москве.

Имя Абая Кунанбаева носят улицы, города, горные вершины, театр оперы в Алматы, университет. О нем написаны книги, сняты фильмы, известными художниками созданы портреты.

Слайд 9Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева.

И мы гордится тем, что наша школа носит имя этого известного поэта просветителя.

Слайд 10 – Казахские художники иллюстраторы.

Многие художники Казахстана в своем изобразительном искусстве обращались к творчеству Абая Кунанбаева, украшая его произведения своими прекрасными, высокохудожественными иллюстрациями.

С некоторыми из них нас познакомят наши репортеры рубрики «История искусства», собравшие материал об этих художниках-иллюстраторах.

Слайд 11,12 - Абылхан Кастеев - первый профессиональный художник Казахстана, основоположник казахского искусства. Благодаря Кастееву мы сегодня можем увидеть исторические личности прошлого: Кенесары хана, Амангельды Иманова, Биржан Сала. Особое место в его творчестве занимали пейзажи, национальные традиции и обычаи.

Кастеев не раз в своем творчестве обращался к теме Абая, создал произведения: «Абай у юрты», «Молодой Абай», «Абай». Работы Абылхана Кастеева вошли в золотой фонд национальной культуры и искусства Казахстана.

Слайд 13,14 -Евгений Сидоркин – Свои графические работы он посвящал теме казахских национальных игр и образам батыров. Евгений Сидоркин создавал иллюстрации к казахским сказкам, эпосам, «Путь Абая» Мухтара Ауэзова. Его работы очень узнаваемы. Многие художники – иллюстраторы подражают его графической технике создания рисунков.

Слайд 15 - Исатай Исабаев в совершенстве владел всеми видами графических техник. Являлся постоянным участником республиканских и зарубежных выставок. Известность Исатай Исабаев приобрел как автор замечательных книжных иллюстраций и графических серий, посвященных казахскому эпосу и народному быту. Одна из его лучших работ в области книжной графики - оформление двухтомника произведений Абая.

Слайд 16 - Макум Кисамединов - Он приобрел известность как автор замечательных книжных иллюстраций и графических серий, посвященных казахскому эпосу и народному быту. Первыми значительными его работами стали оформление и иллюстрирование юбилейного издания стихов Абая в 2-х томах.

Макум Кисамединов создал серию графических работ, посвященных Махамбету Утемисову, которые в последствии стали иллюстрациями к изданию стихов Махамбета. Художнику удается создать в графике мужественный и одновременно трагический образ великого поэта-бунтаря.

Учитель: Творчество каждого из представленных художников очень многогранно и самобытно, но всех их объединяет одна тема, к которой они не раз обращались – это тема Абая.

IV. Практическая и индивидуальная работа.

Слайд 17.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем с вами работать по группам. Каждая группа (ряд) – творческая мастерская. И каждая мастерская выполняет иллюстрацию к разным временам года по стихотворениям Абая в определенной цветовой гамме.

Мы сейчас прослушаем отрывки из стихотворений Абая, «Времена года» подготовленные ребятами.

Три мастерские поочередно читают отрывки стихотворений Абая: « Времена года»

I ряд- работа по готовому фону (основной фон: розово-голубой).

Слайд 18.

Весна

Как весенней порою шумят тополя!
Ходит ветер, цветочною пылью пыля, 
Всё живое обласкано солнцем степным,
Пестроцветным ковром зацветает земля. 
И смеётся, и песни поет молодёжь, 
Да и старых по юртам ищи — не найдешь: 
И со смертного ложа могли б их поднять 
Песни, солнце, и ветер, и птичий галдёж.

Учитель: Какая картина представилась вам в этом стихотворении?

(обсуждение стихотворения)

II ряд – работа по готовому фону (основные цвета: травенисто-зеленый и светло –голубой) .

Слайд 19.

Лето

Лето — солнечная пора!
В тучных, шелковых травах степь
От душистых цветов пестра,
К половодной реке аул
На кочевье пришел с утра.

Учитель: Я думаю что все согласятся со мной: у вас перед глазами сразу воспоминания о теплом, солнечном лете.

3 ряд – работа гуашью по готовому фону (основной цвет: серо-желтый).

Слайд 20.

Осень

Тучи серые, хмурые, дождь не далек.
Осень. Талую землю туман заволок.
Ни травы, ни тюльпана. И всюду затих
Звонкий голос детей, смех парней молодых.
И деревья, как нищие старцы, стоят.
Оголенные, листьев лишились своих.

Учитель: Какое настроение у вас после этого отрывка? Грустное. Так умело поэт сумел передать картину осени.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и послушать одну из песен Абая в современной переработке.

Слайд 21.

V. Валеологическая пауза - прослушивание и просмотр ролика песни, по стихотворению Абая – « Тихо ночью при луне», на казахском языке.

В работе вам помогут, «Колористы», которые подготовили цветовые гаммы, соответствующие каждому времени года, изображенные в стихах Абая.

Представление колористов.

Слайд 22 - Представление колористов.

Весна. Природа одевается в нежные, не яркие наряды. Поэтому палитра состоит из мягких тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Контрастным выступает цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенно коричневый.

Лето. Краски лета сочные, яркие, радостные. Палитру составляют травянисто-зелёный, алый. малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета.

Осень. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового. Темные красно – коричневые ярче в сочетании с охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зелёный цвет хвои.

Учитель: И так мы обсудили с вами стихотворения, каждый из вас представил будущую картину, колористы напомнили нам сочетания цветов для каждого времени года, осталось только воплотить всё на бумаге.

Слайд – 23. Рекомендации:

  • Внимательно прочтите стихотворение, представьте сюжет, продумайте композицию.

  • Продумайте, какими средствами лучше передать сюжет.

  • Определите расположение формата, линию горизонта, и место происходящего события.

  • Учитывайте правила, приемы композиции и законы воздушной и линейной перспективы, цветовое и тоновое решение.

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальное консультирование.

Заключительная часть урока

V. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся.

Учитель: Ребята, вы сегодня как настоящие иллюстраторы, проявили творческую фантазию и приложили немало усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике .

Как вы думаете, какие работы, наиболее полно раскрыли содержание стихотворений Абая. А вам нравятся эти работы? (Взаимооценивание).

Слайд 24. Рефлексия.

А мне на память об этом уроке оставьте свои впечатления в виде клякс краски на палитре. Теплые цвета: оранжевая, желтая, красная – прекрасное настроение, холодные цвета: голубой, синий - мне немного грустно.

И наша палитра засветилась разными цветами. Вот оказывается ребята. Какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

VI. Домашнее задание.

Слайд 25.

Выполнить иллюстрацию к стихотворению Абая Кунанбаева «Зима», из серии «Времена года».

Завершение урока.

Слайд - 26. Наш урок мне бы хотелось закончить словами великого Абая:

Не думай о выгоде, думай о чести,

Стремись к большому знанию,

В книге - любая наука,

Только читай - не ленись.