Рабочая программа по изо 5-7 класс. Неменский.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;

- Примерная основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерные программы по учебным предмета
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 5 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;


  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра

  • и обсуждения выполненных работ в классе.


Общая характеристика учебного предмета в учебном плане

  • Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

  • Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

  • Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

  • Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.





Роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки школьников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором,
с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление
программы этого года обучения предполагает акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.

6 класс предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Учебник 7 класса. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.

С методической точки зрения предпочтительным является изучение в 7 классе 1-й части программы «Художник — дизайн — архитектура. Основы композиции» , 2-й части «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Дидактико-содержательной основой этого года является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования.

В 7 классе так же рассматривается содержание 3-й части программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека», 4-й части «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». Раскрывается сфера применения дизайна и архитектуры в жизни человека и общества, даются знания и навыки индивидуального конструирования.

При одногодичном преподавании курса предлагается выбор для работы с учениками отдельных упражнений из системы заданий, знакомство с конструктивными искусствами, составление проектов домов, интерьеров, витрин, одежды и т. д. должно отражать постижение основных композиционных принципов.



Содержание программы


5 класс Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


Раздел 1 : ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, и декор предметов народного быта.

Северная прялка. РКМ АРХ.прялки.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.уч.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел 2 :СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч)


Раздел 3 ДЕКОР ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (7ч) Раздел 4 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (11ч) Лоскутная аппликация или коллаж.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы. 2часа

Декоративные игрушки из мочала.

Декоративные куклы. 2 часа

Повторительно-обобщающий урок.

Учебно-тематический план 5 класс


Название раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

(9 ч)

2

Связь времён в народном искусстве

(7 ч)

3

Декор- человек, общество, время


(7ч)

4

Декоративное искусство в современном мире


(11 ч)

Итого

34


6 класс

1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 ч)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Тема. Цвет в произведениях живописи

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Тема. Основы языка изображения

Тема. Повторительно – обобщающий урок.

2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Тема. Цвет в натюрморте

Тема. Натюрморт в графике

Тема. Освещение. Свет и тень

Тема. Выразительные возможности натюрморта

Тема. Повторительно – обобщающий урок.

3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Тема Пропорции фигуры человека.

Тема Фигура человека в движении

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Тема. Портрет в живописи Роль цвета в портрет 2 часа

Тема. Великие портретисты

Тема. Повторительно – обобщающий урок.

4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (6 ч.)

Тема. Пейзаж в русской живописи и графике. Городской пейзаж.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Тема. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Тема. Пейзаж — большой мир. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Тема. Повторительно – обобщающий урок.


Учебно-тематический план 6 класс

Раздел

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

9

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

6

Итого

34



7 класс

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры

Тема: «Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции»

Тема «Ассиметрия и динамическое равновесие»

Tема: «Прямые линии и организация пространства»

Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»

Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»

Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»

Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»

Тема: «Многообразие форм графического дизайна»

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»

Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства.

Тема:Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»

Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»

Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»

Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»

Тема: «Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции»

Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»

Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»

Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»

Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»

Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»

Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»

Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»

Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»

Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»

Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»

Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»

Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»

Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс

Планируемые результаты 5 класс

Предметные:


  • понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

  • осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

  • выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;

Метапредметные:


  • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);

  • научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Личностные:

  • уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

  • социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

  • активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека; осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

Планируемые результаты 6 класс

Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIIIXIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.

  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

  • использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.




7 класс


Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.


Учащиеся должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).







Рабочая программа по изо 5 класс Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»


урока


ТЕМА

УРОКА

Часы учебного времени


Тип урока


Вид урока



Характеристика видов

деятельности учащихся


Планируемые результаты

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)


Домашнее задание

Дата проведения


1 раздел

Древние корни народного искусства ( 9 часов)


1


Древние образы в народном искусстве.

1 час


Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний



ДПИ



Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Подбор материала о русской избе


2

Убранство русской избы.


1час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тематическое рисование



Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:

ценностное отношение к культуре своего края.


Подбор иллюстративного материала


3

Внутренний мир русской избы

1 час

Урок комплексного применения знаний

Тематическое рисование


Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Материал об орнаментальных символах



4



Конструкция и декор предметов народного быта.
















1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний




ДПИ





Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.


Материал о вышивках, о прялках, орудия труда.


5

Северная прялка.

РКМ АРХ.прялки.

1 час


дпи

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.


Материал о прялках.


6

Русская народная вышивка.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ





Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.


подбор иллюстративного материала о вышивках.


7

Народный праздничный костюм.

1

час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Тематическое рисование






Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


подбор иллюстративного материала о народном костюме


8

9

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.


2 час

Урок обобщения и систематизации знаний


Груп

повая работа



Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


Повторить все о народном искусстве.

1. подбор материала по теме.

2. Выставка работ



2 раздел

Связь времен в народном искусстве (7 часов).


10

Древние образы в современных народных игрушках.


1 час


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



ДПИ






Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

1. Подбор материала

2.выставка работ


11

Искусство Гжели.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Подбор материала о городецкой росписи


12

Городецкая роспись

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.

Подбор материала о хохломе


13

Хохлома.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



ДПИ





Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Подбор материала о жостовских подносах


14

Жостово. Роспись по металлу.


1

час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Подбор материала.


15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

РКМ Арх.обл.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям Арх.обл.

Сравнивать сочетание теплых тонов Арх.обл. с традиционными цветами промыслов России.

Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях Арх. мастеров.

Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре изделий севера.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.



Повторить все о народных промыслах



16

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы


1 час

Урок обобщения и систематизации знаний

групповая работа




Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.


Выставка работ


3 раздел

Декор – человек, общество, время ( 7 часов)

17

Зачем людям украшения.


1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематическое рисование







Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Подбор материала по теме




18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Декоративное рисование







Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.


Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:

самооценка на основе критериев успешной деятельности.

принести иллюстративный материал

по теме




19

20

Одежда «говорит» о человеке.

2 часа

Урок - практикум

Коллективная работа

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одежды с положением ее

владельца в обществе.Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

1.Подобра

ть иллюстративный материал по теме

2.выставка работ





21

22

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

РКМ


2 часа

Урок изучения и закрепления знаний


Декоративное рисование




Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Арханг. области.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Подбор материала о ДПИ



23

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).


1 час

Урок обобщения и систематизации знаний



Декоративное рисование






Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.


Подбор информации о современном ДПИ





4 раздел

Декоративное искусство в современном мире (11 часов).

24


























25

26

Современное выставочное искусство.

























Ты сам – мастер.


1

Час

























2

часа

Урок закрепления новых знаний






















Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование






















Декоративное рисование



Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.



Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:

преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.





Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению


Подбор материа

ла о витражах




27

Лоскутная аппликация или коллаж.

1 час

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование


Разработка и создание эскиза. Использование языка ДПИ, принципами декоративного обобщения. Овладение практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративных композиций.


Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению


Подбор материала о лоскуте и коллаже.


28

Витраж в оформлении интерьера школы.


1

час

Урок комплексного применения знаний









Декоративное рисование



Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства


1.подобрать материал по теме

2.выстав

ка работ


29

30

Нарядные декоративные вазы.

2

часа

Урок комплексного применения знаний

ДПИ

Разработка и создание эскиза. Использование языка ДПИ, принципами декоративного обобщения. Овладение практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративных композиций.




Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства




31

Декоративные игрушки из мочала.

1

час

Урок комплексного применения знаний

ДПИ

Разработка и создание эскиза. Использование языка ДПИ, принципами декоративного обобщения. Овладение практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративных композиций.


Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства




32

33

Декоративные куклы.


2

часа

Урок комплексного применения знаний

ДПИ

Разработка и создание эскиза. Использование языка ДПИ, принципами декоративного обобщения. Овладение практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративных композиций.





Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства




34

Повторительно – обобщающий урок.

1

час

Урок закрепление знаний


Участвовать в итоговой игре-викторине.














Рабочая программа по изо 6 класс

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»



Тема урока

Виды деятельности учащихся

Форма контроля

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов

Стр.учеб.

Ча

сы

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (9 часов)

1

8-23

1 час

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Беседа на тему изобразительного искусства, выделение видов и подробное их рассмотрение.

Знакомство с пространственными, синтетическими и временными видами искусств. Умение характеризовать три группы пространственных искусств, объяснять их значение. Приобретение представления об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Развитие умения определять к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.


Презентация, компьютер, проектор.

2

24-29

1 час

Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественные материалы

Выполнение рисунка ветки рябины с натуры. Материалы: графические по выбору.

Знакомство с рисунком как видом художественного творчества. Различать рисунок по цели и художественным задачам, овладевать навыками рисунка с натуры. Обучение сравнивать и обобщать пространственные формы, размещать рисунок на листе.

Знакомство с ролью материала в построении художественного образа. Развитие умения характеризовать выразительные особенности различных материалов. Подробное изучение основных графических и живописных материалов.


Наглядные пособия

3

30-33

1

час

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выполнение линейных рисунков по представлению или с натуры. Материалы: карандаши или уголь.

Знакомство с выразительными возможностями линии, способностью линии выражать эмоции, чувства и настроение. Освоение использования ритма в рисунке. Обучение выбору характера линий для передачи эмоционального состояния, статики или динамики.


Фото материалы на тему, компьютер, проектор.

4

34-37

1

час

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Изображение различных состояний в природе осенью. Материалы: гуашь.

Знакомство с пятном как одном из основных средств изображения. Развитие навыка обобщенного, целостного видения формы. Развитие аналитических возможностей глаза, освоение навыков композиционного мышления на основе ритма пятен.


Наглядные пособия, примеры работ

5













38-42


1

час

Цвет. Основы цветоведения.

Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Материалы: гуашь

Подробное изучение понятий основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет, цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность. Развитие навыка сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков. Различать и называть основные, составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Характеризовать цвет как средство выразительности. Изучение понятий: цветовые отношения, контраст, локальный цвет, сложный цвет, колорит.


Наглядные пособия, таблица цветов.

6

43-47

1

час

Цвет в произведениях живописи. РКМ

Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Материалы: гуашь

Подробное изучение понятий основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет, цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность. Развитие навыка сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков. Различать и называть основные, составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Характеризовать цвет как средство выразительности. Изучение понятий: цветовые отношения, контраст, локальный цвет, сложный цвет, колорит.


Наглядные пособия, таблица цветов.

7

48-51

1

час

Объемные изображения в скульптуре

Создание из пластилина различных объемных или рельефных изображений.

Изучение видов скульптуры, их назначение. Знакомство с основными скульптурными материалами и условиями их применения.


Наглядные пособия

8








52-53

1

час

Основы языка изображения.

Беседа о выполненных художественных работах и пройденном материале.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть их и определять их назначение. Рассказать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.


Видео и фото материалы, презентация на тему, компьютер, проектор.

9


1

час

Повторительно-обобщающий урок.


Тест за 1 четверть.


Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт ( 8 часов)

10

138-141

1

час

Жанры в изобразительном искусстве

Беседа на тему жанров изобразительного искусства.

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием. Объяснять как изучение изобразительного искусства дает возможность увидеть изменения в видении мира.


Презентация на тему, компьютер, проектор.

11

62-63

1

час

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Конструирование из бумаги простых геометрических тел. Материалы: бумага, ножницы, клей.

Изучение понятия простой и сложной формы, основных геометрических фигур и объемных тел. Обучение выявлению конструкции предмета через соотношение простых геометрических фигур.


Наглядные пособия

12

58-61

1

час

Изображение предметного мира – натюрморт

Работа над натюрмортом из плоских предметов с решением задачи их композиционного и ритмического расположения на листе.

Формирование представления о различных целях и задачах изображения предметов быта. Знакомство с разными способами изображения предметов, в зависимости от изображения. Развитие навыка плоскостного силуэтного изображения простых предметов, освоение основ композиции и организации пространства листа.


Наглядные пособия

13

78-85

1

час

Цвет в натюрморте

Выполнение натюрморта в технике монотипии. Материалы: гуашь, бумага.

Изучение понятия собственный цвет и обусловленный. Развитие возможности передавать настроение в натюрморте с помощью цвета.


Наглядные пособия, примеры работ

14

76-77

1

час

Натюрморт в графике

Выполнение графического натюрморта с натурной постановки. Материалы: карандаш, гелевая ручка, уголь, фломастер (по выбору).

Знакомство с различными графическими техниками, с понятием «гравюра» и ее видами. Изучение основных приемов изображения графического натюрморта.


Наглядные пособия, примеры работ

15

68-75

1

час

Освещение. Свет и тень

Выполнение тонировки и работы светотенью на готовом рисунке улицы. Материалы: карандаш, уголь, сангина (на выбор).

Изучение главного правила «освещение – основное средство выявления объема». Выполнение упражнений на использование в рисунке света, тени, блика, полутени, рефлекса. Знакомство с падающей и собственной тенью. Уметь использовать полученные навыки при изображении геометрических фигур.


Видео и фото материалы, компьютер, проектор.

16



17

86-87

1

час


Выразительные возможности натюрморта.

Создание натюрморта-«автопортрета».

Закрепление основных знаний и правил изображение натюрморта. Развитие способности и умения выражать собственную индивидуальность через натюрморт.



Тест за 2ч.

Наглядные пособия, примеры работ

Повторительно-обобщающий урок

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)

18

90-101

1

час

Образ человека – главная тема искусства

Беседа на тему образа человека в искусстве на протяжении многих эпох.

Познакомиться с историей развития изображения человека в истории искусства. Умение отличать различных изображения человека и определять их принадлежность к своим эпохам. Формирование представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.


Презентация на тему, компьютер, проектор.

19

102-105

1

час

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Выполнение рисунка-наброска портрета человека. Материалы: карандаш.

Изучение основных пропорций человеческой головы и фигуры.



Наглядные пособия, примеры работ

20

106-107

1

час

Изображение головы человека в пространстве.

Зарисовки объемной конструкции головы. Материалы: карандаш.

Познакомиться с основными приемами и правилами изображения человеческой фигуры в движении. Научиться делать наброски человека в подвижном состоянии.


Наглядные пособия, примеры работ

21

102-105

1

час

Пропорции фигуры человека

Выполнение рисунка-наброска фигуры человека с натуры. Материалы: карандаш.

Изучение основных пропорций человеческой фигуры. Развитие умения изображать человека в соответствии с его пропорциями и телосложением.


Наглядные пособия, примеры работ

22

116-117

1

час

Фигура человека в движении

Выполнение рисунка-наброска фигуры человека с натуры. Материалы: карандаш.

Изучение основных пропорций человеческой фигуры. Развитие умения изображать человека в соответствии с его пропорциями и телосложением.


Наглядные пособия, примеры работ

23

112-115

1

час

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Создание рисунка своего друга или соседа по парте. Материалы: карандаш, уголь.

Знакомство с приемами изображения графического портрета. Развивать умение передать портретное сходство и индивидуальность. Развитие художественного видения, наблюдательности.


Наглядные пособия, примеры работ

24

120-121

1

час

Образные возможности освещения в портрете

Выполнение быстрых набросков пятном. Материалы: гуашь.

Развить умение прочувствовать изменение образа при различном освещении. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Знакомство с выразительными возможностями освещения при создании художественного образа.


Наглядные пособия, примеры работ

25

26

122-125

2

часа

Портрет в живописи. Роль цвета в портрете

Создание портрета (женского или мужского) по мотивам иконописных ликов. Состаривание. Материалы: восковые мелки, гуашь.

Ознакомление с основными приемами и цветовой гаммой для изображения портрета. Продолжать развивать навык передачи объема в изображении с помощью цвето- и светотени.


Презентация на тему, компьютер, проектор. Наглядные пособия, примеры работ

27


28

126-129

1

Час

1час

Великие портретисты.

Знакомство с работами великих портретистов и их стилями. Умение ориентироваться в их произведениях, отличать эпохи и авторов.


Тест за 3ч.

Презентация на тему, компьютер, проектор.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж (6 часов)

29

156-163


168-171

1

час

Пейзаж в русской живописи и графике. Городской пейзаж

Создание городского пейзажа в графике или смешанной технике (акварель, фломастер). Материалы: акварель, фломастер, гелевая ручка, карандаш, уголь.

Изучение истории развития художественного образа природы в русской культуре. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формирование эстетического восприятия природы как необходимое качество личности. Получение представления о графическом пейзаже, о разновидности цветной графики. Изучение развития жанра городского пейзажа.


Презентация на тему, компьютер, проектор.

30

148-151

152-155

1

час

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Перспективное изображение улицы города. Материалы: бумага, линейка, карандаш.

Обучение понятиям плоскость и объем. Более глубокое изучение основных правил перспективы. Обучение приемам изображения простых тел в линейной перспективе. Изучение понятий: линия горизонта, точка зрения, точка схода, взгляд сверху, снизу и сбоку, перспективное сокращение.


Презентация на тему, компьютер, проектор.

31

146-147

1

час

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Изображение пейзажа с дорогой с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Изучить понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. Развивать умение различать и характеризовать различные уровни линии горизонта. Знать и объяснять правила воздушной перспективы.


Презентация на тему, компьютер, проектор.

32

148-151

152-155

1

час

Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. РКМ

Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и памяти с предварительным рисунком и выбором личного впечатления.

Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать, эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретение навыков передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Научиться экспериментировать на основе полученных знаний о линейной и воздушной перспективе.


Наглядные пособия, примеры работ

33





34

172-173

1

час



1

час

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Беседа о пройденном материале, обсуждение изученных тем и подведение итогов года.

Знать значение изобразительного искусства в жизни людей, виды, средства выразительности.




Тест за год.

Презентация на тему, компьютер, проектор.

Повторительно-обобщающий урок.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс – 34 часа

по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

п/п


Тема

Кол-во

часов

Виды контроля

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Оборудование

Дата проведения



план

факт


ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)



ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (9 часов)


1

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции


1

Устный опрос. Практическая работа.

Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.

Знать:

- определение композиции и её закономерности;

-типы композиций;

-центр внимания в композиции: доминанта.

Уметь:

организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.

Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.


Учебник А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 6-11

Мультимедий-ная презентация «Авангард в живописи».



2

Ассиметрия и динамическое равновесие.


1

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Задания 1-4 стр. 20 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»


Знать

образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь

выполнять коллаж на заданную тему.


Учебник А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20





3

Прямые линии и организация пространства

1

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока

Задания 1-3 стр. 22. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»


Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22




4
















5.

Цвет — элемент композиционного творчества.














Свободные формы: линии и пятна

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.














Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

Задания 1-2 стр. 27 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

1. Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка

2. Создать композицию

из цветных линий,

прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма)

3. Создать композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу

цветовой гармонии или контраста.

4. Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.)


Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь

– применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.


Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27


















6

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

1

Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.

Задания 1-4 стр. 31 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


1. Создать композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой.

2. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

3. Создать композицию, аналогичную предыдущей, но с использованием цвета. Цвет строк и других элементов должен гармонировать с цветом фона. (Работа выполняется на компьютере)




Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.


Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31

Мультимедийная презентация «История шрифта».



7

Композицион-ные основы макетирования в графическом дизайне.

Текст и изображение как элементы композиции

1

Анализ творческих работ.

Задания 1-3 стр. 39 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

1. Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения , объединяющие в себе изображения и текст:

а) вместо прямоугольников –фотографии, вместо линий – строки текста («рыба»).

б) вместо пятен – изображения (фото, рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как строки, из фона;

в) фотография служит фоном для текста («рыба») и других композиционных элементов.

2. Макетирование открытки (в реальном формате)



Знать:

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты



Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки).

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39

Мультимедийная презентация «Язык плаката».



8-9

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).

2

Анализ творческих работ, выполненных на уроке.

Задания 1-2 стр. 45 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

1. Графическое макетирование. Деловая игра «Коллективное макетирование книги (журнала)». Предварительные эскизы.

2. Создание макета журнала или книги (разворот или обложка).

Выполняется в технике коллажа или компьютерной графики.

Коллективная работа.

Дополнительное задание (по желанию)

1.Создать «тематический » алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы — обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы — архитектурные элементы и т. п.;

Знать:

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.


Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45


Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».






ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (10 часов)

10

Объект и пространство.


От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональ-ность.

3

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Задания 1-3 стр. 53 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

1. Упражнения на изобретательность: а)выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий;

б) создание объемно-пространственного макета, с решением задачи соразмерности объема (дома) и площади поля (композиция фронтальная или глубинная);

2. создание объемно-пространственной композиции из 2-3 объемов, с решением задачи пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля.

Создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметров путем противопоставления сгущенности и разреженности в из расположении.



Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.


Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.

А.С.Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53

Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».



11

Архитектура — композиционная организация пространства.

3

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Макетные упражнения (выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий).



Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».



12

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Творческое обсуждение работ.

Задание стр. 57 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.


Развитие образно-ассоциативного мышления.

Дизайн проекта: введение монохромного цвета.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57



13

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Задания 1-3 стр. 64 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.


Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64



14

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Задания 1-2 стр. 69 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь

использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69

Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».




15

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функциональ-ного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

2


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Задания 1-2 стр. 75 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Схематическая зарисовка.

Создание образно-тематической инсталляции.

Знать:

- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире»



16-17

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

3

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Задания 1-2 стр. 81 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.

Проект «Из вещи – вещь»

Знать

отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь

работать по воображению.

Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».



18-19

Цвет в архитектуре и дизайне

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Задания 1-2 стр. 87 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Выполнить комплект упаковок из 3-5 предметов

Знать

отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь

работать по воображению.

Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.




А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».




ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 часов)


20

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.


Анализ образцов архитектуры разных стилей.

Задания 1-3 стр. 101 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

1. Зарисовки храма или общественного здания любого стиля.

2. Живописный этюд части города.

3. Фотоколлаж (Задания 1-3 стр. 101)


Знать

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).

Образ и стиль. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101

Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».



21

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

РКМ Арх.обл.

1

Творческое обсуждение работ.

Задания 1-3 стр. 109 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Образ современного города и архитектурного стиля будущего.

Знать

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;

- имена архитекторов 20 века.

Уметь

Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109

Мультимедийная презентация «О. Нимейер».




22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

Творческое обсуждение работ.

Задания 1-3 стр.114 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Знать

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115



23

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Задания 1-2 стр. 119 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119

Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы».



24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Задания 1-2 стр. 125 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

Архитектурный «остов» интерьера.

Историчность и социальность интерьера.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125

Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».




25

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Задания 1-3 стр. 131 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131

Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура».



26

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Задание стр. 135 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»

Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135




ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 часов)


27

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1

Творческое обсуждение работ.

Задание стр. 142 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты»

Знать

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны.

Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.


Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142

Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения».



28

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Задания 1-3 стр. 146 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146

Мультимедийная презентация «дизайн интерьера».




29


Дизайн и архитектура моего сада.

1


Творческое обсуждение работ.


Задания 1-2 стр. 153 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Макетирование фрагмента сада из природных материалов

Знать

- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153

Мультимедийная презентация «Виды организации садов».



30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Творческое обсуждение работ.

Задания 1-2 стр. 161 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161

Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков».



31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

РКМ Арх.обл.

1

Творческое обсуждение работ.

Задание стр. 168 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»

Знать: - демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168

Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды».






32

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.


Творческое обсуждение работ.

Задания 1-2 стр. 173 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)


Изменение образа средствами внешней выразительности.

Знать:

- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и причёска являются продолжением костюма;

- профессии стилиста и визажиста.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски».




33


Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.



Эстетическая оценка результата работы.


Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной

формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

А.С.Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

.




34


Моделируя себя – моделируешь мир.



Эстетическая оценка результата работы.


Заключительное занятие. Обобщение темы года.

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года