Программа элективного курса Праздники и традиции Англоговорящих стран

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Праздники, традиции, обычаи великобритании и сша


Программа элективного курса (предпрофильная подготовка)

Куманенко Е.Л., учитель английского языка, МАОУ СОШ №37, г. Таганрог


Пояснительная записка

Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучащихся 9 классов с ориентацией на гуманитарный (лингвистический) профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обла­дает новизной для учащихся.

Актуальность программы определяется тем, что в условиях гуманизации и гуманитаризации процесса обучения знакомство учащихся с иноязычной культурой приобретает особое значение, тк. культура во всем многообразий значений этого слова становится целью и содержанием обучения иностранным языкам на данном этапе школьного образования. Предметом иноязычного учебного общения становится изучение духовной и материальной культуры страны изучаемого языка как части мировой культуры, культуры взаимодействия индивида и государства, общества и природы, культуры общения как инструмента достижения взаимопонимания между людьми.

Общими принципами отбора содержания мате­риала программы являются:

  • системность;

  • целостность;

  • объективность;

  • научность;

  • доступность для обучащихся основной школы;

реалистичность с точки зрения возможности усвоенного содержания программы за 32 часа.


Полнота содержания - программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения.

Практическая направленность содержания - содержание обеспечивает фактическую компетентность по предмету.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного материала.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 32 учебных часа,


Цели, задачи, образовательные результаты курса

Роль предлагаемого нами курса в образовательном про­цессе определяется тем, что обладая уникальным воздействием на учащихся, спецкурс является важнейшим средством приобщения учеников к культуре стран Великобритании и США, при­общает их миру общечеловеческих, нравственно-эстетических ценностей, способствует развитию речевой культуры, обогащению языковых знаний учащихся, их духовному развитию.

Важнейшие задачи этого курса - всестороннее целостное развитие личности обучащегося, повышение его культурного уровня одновременно с совершенствованием англоязычных умений и навыков.

Учитывая, что данный образовательный модуль является начальным звеном в системе школьного культурологического образования в основной школе, в нем, получает отражение система ознакомления с лингвострановедческим культурологическим аспектом языка, т.к. этому аспекту языка в учебной литературе не уделяется должного внимания.

При освещении данного курса авторы стремились создать условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировое наследие и на переосмысление отечествен­ной культуры в зеркале мировой.

При построении концепции данного модульного курса авторы пытались найти оптимальный для познавательных воз­можностей учащихся 9 класса сбалансированный подход к освещению культурной самобытности народов, населяющих Великобританию и США, который обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов, т.к. культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других народов.

Обучение англоязычному общению в контексте диалога культур в данном образовательном модуле предполагает, что коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов, независимо от их этнической и ра­совой принадлежности.

Данный курс создает предпосылки для дальнейшего изучения культур народов – носителей языков; международного общения и является подготовительным этапом к изучению культуроведения в системе лингвострановедческого профиля.

Предлагаемый нами образовательный модуль должен стимулировать интерес к; продолжению образования в рамках выбранного гуманитарного (лингвистического) профиля.


Конкретные задачи данного учебного курса

Предлагаемый нами курс по изучению праздников, тра­диций и обычаев Великобритании и США должен обеспечить реализацию следующих задач культурологического образования обучащихся основной школы:

  • ознакомление учащихся с многообразием английских и аме­риканских праздников;

  • наглядное, действенное знакомство с английскими и амери­канскими обычаями и обрядами;

  • организация и проведение народных национальных праздни­ков в условиях художественной организации предметно-­пространственной среды (проведение классных и семейных праздников);

  • организация выставок творческих работ учащихся: индиви­дуальных, коллективных, групповых;

  • содействие и творческое осмысление, приобщение учащихся к ценным сторонам зарубежной культуры;

  • действенная реконструкция английской среды с разного рода импровизациями (поэтическими, музыкальными, театральными);

  • формирование у школьников культуроведческих ценностей, способности участвовать в диалоге культур.

Таким, образом, курс предназначен для формирования коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой и общеучебной компетентностей.


Предполагаемые результаты изучения курса

Предлагаемый учебный курс, (образовательный модуль) для предпрофильной подготовки обучащихся с ориентацией на гуманитарный (лингвистический) профиль должен помочь им овладеть базовыми знаниями по предмету, усвоить основные названия праздников, традиций и обычаев англоязычных стран.

На основании изучения данного курса учащиеся могут и должны усвоить необходимый минимум культуроведческих реалий и понятий, тематику национальных англоязычных праздников.

Курс позволяет школьникам научиться полностью и частично понимать неаутентичные и частично аутентичные вы­сказывания в рамках изучаемой, тематики и способствует их коммуникативному проигрыванию. Учащиеся с неизменным интересом учатся писать поздравительные открытки, коммуникативно приемлемо дополнять - незаконченные открытки-поздравления с событиями и праздниками, отмечаемыми в европейских странах, лексически правильно и с учетом социокультурных традиций заполнять коммуникативно-речевые пропуски в незаконченном послании (поздравлении).

Усвоенные на основе данного курса культурологические знания должны стать основой для последующего изучения страноведения Британии и других дисциплин в системе лингвистического (гуманитарного) профиля. Данный курс должен стимулировать, интерес учащихся к изучению и сопоставлению англоязычных праздников и традиций с родным языком и русской самобытностью. Посредством данного образовательного модуля школьники научатся рассматривать вопросы взаимоотношений культуры стран изучаемого языка с нашей страной, овладеют способами творческо-исследовательской деятельности.

Курс позволяет рассматривать иностранный язык в каче­стве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуру России, духовного наследия России и ее вклада в мировую культуру.


Формы учебных занятий. Формы контроля за уровнем достижений обучащихся.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

Основные методические принципы и формы организации деятельности, в которую будут погружаться обучащиеся:

  • в области предметной компетенции учащиеся овладевают фактологическими понятиями, способами мини-исследовательской деятельности (постановка целей деятельности, отбор и анализ культурологических источников, соотнесение англоязычных и русских традиций, обычаев и культурных реалий, систематизации и обобщение материала, выявление причинно-следственных связей, определение личностного отношения к проблеме). Предметная компетенция способствует самореализации учащихся и помогает им в выборе профессиональной ориентации

  • в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение и способность понимать и порождать англоязычные высказывания по содержанию в разных ситуациях общения: беседа, дискуссия, спор, обмен мнениями), аргументированно излагают и отстаивают заимствованную и свою собственную точку зрения;

  • в области лингвострановедческой компетенции учащиеся овладевают соответствующими фоновыми знаниями, знаниями, потенциально присутствующими в сознании англичан, без которых знакомство с культурой Великобритании и США было бы невозможно, а также владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой;

  • в области общеучебной компетенции учащиеся овладевают навыками интеллектуального сотрудничества с книгами, коллективом, а также навыками владения умственными операциями по анализу, синтезу и творческому переосмыслению художественной информации;

  • в области филологической компетенции учащиеся посредством лингвострановедческого анализа текста глубже воспринимают живую функцию слова, его широкие смысловые и эстетические возможности;

  • в литературоведческой компетенции учащиеся овладевают навыками восприятия и- осмысления стилистических особенностей текстов на языке оригинала;

  • в. области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегий достижения целей, оценка результатов деятельности).

Данный модуль будет способствовать реализации воспитательных и мировоззренческих задач курса культурологии в школе, а также соответствовать традиционным дидактическим принципам:

  • научность;

  • доступность;

  • наглядность;

  • обеспечение мотивации;

  • системность вопросов и заданий;

  • прослеживание межпредметных связей;

  • актуальность;

  • практическая направленность.

Важным принципом методики изучения курса является постановка творческих заданий и вопросов, которые позволяют учителю проверить уровень усвоения и степень сформированности учебных умений. Это различные виды тестовых заданий и задания поискового творческого характера.


пп/п

Наименование курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

1

Introductory lesson

1

1

-


2

Great Britain is a country of traditions

English traditions

Royal traditions

5

2

3

Тестирование; культурологический тест

3

Public holidays in Great Britain

2

1

1

Устное собеседование

4

Public Holidays in the USA

2

1

1

Устное собеседование

5

Thanksgiving Day

Customs

Traditions

2

1

1

Лексический тест

6

Merry Christmas

New Year’s Day

2

0

2

(Исследовательская) творческая работа

7

Saint Valentine’s Day

2

1

1

Работа с Интернетом

8

Shrovetide

2

1

1

Лексический тест

9

Easter

Customs

Traditions

2

1

1

Творческая работа (essay)

10

May Day Memorial Day

4

2

2

Устное собеседование

11

Spring Bank Holidays

Late Summer Bank Holiday

2

1

1

1

Мини исследовательская работа

12

National Saints Days

2

1

1

Проектная работа

13

Заключительный урок

Урок - повторение

2

0

2

Проектная работа




Литература для преподавателей

  1. L Khimwiina, Ж Копоп, I. Walshe. Customs* Traditions and Festivals of Great Britain.

  2. Д Ouicnxuea, И. Шустшова Britain in Brief.

  3. Приложение к газете «Первое сентября». 1994. № 20, 33, 34, 35; 1995; № 8,35, 38, 39.



Литература для обучащихся

  1. И.И Бурова. British Festivals (пособие для учащихся обще­образовательных школ).

  2. Учебники "Happy English (2)"/ Reader; "Happy English (3)" "Happy English (4)" (под редакцией Т.Б. Клементьевой).

35

3