Обобщение опыта на тему Опыт использования проектной деятельности как средства нравственного воспитания личности ребенка на уроках иностранных языков

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Новоречье Чернянского района Белгородской области"





«Опыт использования проектной деятельности как средства нравственного воспитания личности ребенка на уроках иностранных языков»




















Автор опыта: Онипченко И.А. учитель английского языка

МОУ «ООШ с. Новоречье»






2016





Содержание







Информация об опыте…………………………………………..3



Технология опыта………………………………………………..7



Результативность опыта………………………………………….14



Библиографический список………………………………………15



Приложение к опыту……………………………………………....17



























Онипченко Инна Анатольевна



Информация об опыте



1. Тема опыта: «Опыт использования проектной деятельности как средства нравственного воспитания личности ребенка на уроках иностранных языков».


2. Сведения об авторе опыта: Онипченко Инна Анатольевна, учитель французского, немецкого и английского языков, МОУ «ООШ с. Новоречье Чернянского района Белгородской области».


3. Условия возникновения, становления опыта.


На практике осуществления проектной деятельности в малокомплектной школе, как и в других учебных заведениях, в которых мною приобретался опыт ранее, я обозначила наличие одной и той же проблемы: большинство учащихся страдают всеми признаками неумения учиться. А ведь это основная компетенция, владение которой продиктовано современной жизнью с постоянно и быстро меняющимися условиями. Большой процент школьников страдает от отсутствия желания приобретать знания, рассеянностью внимания, слабо развитым умением слышать, выделять важное, второстепенное, анализа и синтеза. И какими бы современными методами работы над формированием и развитием умения учиться я ни пользовалась, все это, в конце концов, не имело ощутимого результата. Позже я поняла, что причина таится гораздо глубже - в духовно-нравственном состоянии учащихся. И достичь хотя бы малейшего результата можно рассчитывать только в случае работы учителя над обучением учащихся параллельно с нравственным воспитанием подопечных.


4. Актуальность опыта.

Настоящая проблема в наше время – это проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения. Обучение в школе дает возможность получить умственные умения — сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей. Философ Гераклит был прав: никакое "многознание не научает иметь Ум". Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, придавая ему самомнения и



Онипченко Инна Анатольевна

изворотливости. Российская школа и сейчас неплохо развивает ум, но необходимо воспитание души, преображение сердца. Пока еще главный показатель работы в школе - это хорошая успеваемость, поступление в вузы, награды на олимпиадах и конкурсах. Тогда, как все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира. Если у ребенка все в порядке с его нравственным состоянием, то у него всегда есть желание учиться и развивать свои компетентности, которые используются им только во благо. Вспомним И.А. Ильина, который писал, что "жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения. Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства".



6. Длительность работы над опытом.

Мой опыт использования проектной деятельности как средства нравственного воспитания личности ребенка на уроках иностранных языков начался с 2009 года и продолжается по сей день. Моя практика начиналась с написания и реализации долгосрочных и краткосрочных образовательных проектов школьного, городского и областного уровней ("Школа радости", "Новый генофонд", "Юный Project-Manager"), а также предметных: групповых проектов ("Неделя английского языка"), индивидуальных проектов согласно авторских программ по английскому языку Вербицкой М.В., Биболетовой М.З., Афанасьевой О.В., Кузовлева В.П. и по немецкому языку автора Бим И.Л. В 2011 году мною была написана и реализована в течение трех лет авторская программа-проект "Практическая этика 7-9 классы" (утверждена Дзержинским гороо в Донецкой области: протокол гороо №3 от 09.01.2011 г.), которая реализовывалась на базе ОШ I-III ступеней №9 г. Дзержинска в Донецкой области. В 2012 и 2013 годы на курсах переквалификации Донецкого областного института последипломного педагогического образования после прохождения обучения по православной этике я вела кружок "Библейская история и христианская этика" для учащихся 5-х классов городской школы. В результате полученного опыта я пришла к выводу, что педагогу для нравственного воспитания личности ребенка необязательно вести специальные кружки или дисциплины.









Онипченко Инна Анатольевна

7. Диапазон опыта.

Применение данного опыта рекомендуется в работе учителей-предметников в учебном заведении любого уровня, предварительно получив в этом направлении начальное духовное образование.


8. Теоретическая база.


За теоретическую основу для обобщения своего опыта я взяла взгляды К.Д. Ушинского, который считал, что главным трудом педагога является «человек, как предмет воспитания». Также он утверждал, что обучение в общеобразовательной школе решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе, обществе, вторая – формирование «миросозерцания», «убеждений». И эти две задачи, по его мнению, не должны друг друга взаимозамещать или взаимоисключать. Однако материалистическая тенденция восприятия мира, распространяющаяся в современном обществе, как раз пытается это сделать путем постепенной подмены ценностей русского народа и переключения внимания педагогов и родителей с нравственного воспитания детей на интеллектуальное или какое-либо другое. В связи с чем между планируемыми по стандартам ФГОС личностными результатами в развитии учащихся общеобразовательной школы таких, как: моральное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам - и их реальным воплощением в поведении учащихся в повседневной школьной жизни наблюдается растущее противоречие. Прежде, чем поделиться своей технологией опыта нравственного воспитания учащихся в проектной деятельности, считаю необходимым изложить суть некоторых личностных результатов - моральное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.

Моральное сознание – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного. Оно состоит из законов личности. Обычно общечеловеческие нравственные законы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай имущества ближнего своего», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь». Эти законы помогают отделить человеку добро от зла. Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является



Онипченко Инна Анатольевна

как бы зеркалом другой. Известно, что один и тот же поступок может быть оценен разными людьми по-разному (даже противоположно).

Нравственные чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к Богу, себе, другим людям, добру и злу. Моральные чувства напрямую связаны с нравственными ценностями и приоритетами. Внешнее поведение вскрывает внутренний мир каждого человека. В дореволюционной России приоритеты в системе образования выстраивались следующим образом: 1. Бог 2. Семья 3. Родина 4. Я. В современном же мире "Я" занимает первую позицию. К нравственным чувствам относятся любовь к родине (патриотизм) и людям, сочувствие, милосердие, доверие, дружба, совесть и др.

Нравственное поведение - поведение, которое приводится человеком в соответствие нравственным законам и выполняется им постоянно в ежедневной практике на основе морального выбора и моральной ответственности за свои поступки.

Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д. Ушинский считал урок. Современный урок претерпел значительные изменения и дал нам возможность разнообразить методы и формы работы. Одним из таких методов является проектная деятельность, которую я активно использую на своих занятиях. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Это приводит к естественному переходу педагога из роли ведущего в роль наблюдателя за поведением учащихся и их консультанта в процессе подготовки к проекту и его непосредственным осуществлением. Поскольку проектная деятельность, как и любая другая, требует проявления личностных ценностных смыслов учащихся, показывает их реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др., она может быть использована учителем в качестве средства влияния и нравственного воспитания личности ребенка. При достижении цели и осуществлении задач проектов учителю ясно открываются как положительные, так и отрицательные личностные качества их участников. Учитель получает возможность скорректировать поведение учащихся или развить их личностные качества различными методами, применяя личностно-ориентированный подход. Я разделяю мнение К.Д. Ушинского, который считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит, выделяя главную задачу воспитания – нравственность.

Что же такое нравственность человека? Есть разные понимания этого. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние





Онипченко Инна Анатольевна

рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Под Его влиянием, мстительный и судящий других становится способным прощать, жадный - щедрым, завистливый радуется успеху окружающих его людей, гордый - смиренным, ленивый - трудолюбивым, эгоист больше не ищет своего. Основой нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал религию, в которой он видел прежде всего залог нравственной чистоты, а не самого человека, как то принято считать у сторонников гуманизма.

Нравственное воспитание, по концепции К.Д. Ушинского, должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга, уважение к людям, искренность, доброжелательность, справедливость. Важное место он отводил и гражданским задачам – подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества. Поэтому самое главное для меня в моем педагогическом опыте проектной деятельности за последние 7 лет было нравственное воспитание личности детей.


9. Технология опыта.

В моем опыте нравственного воспитания личности ребенка на уроках иностранных языков проектная деятельность выступает как основное средство не случайно. Поскольку проект имеет четкие цели и задачи, которые учащиеся должны реализовать за определенный промежуток времени, преодолевая при этом возникающие перед ними трудности, то такая форма организации обучения как нельзя эффективнее помогает немедленно обнаружится путям, которыми дети следуют при достижении результата, а значит, их мотивам и ценностям, образам их мыслей и чертам их характера. Именно в процессе осуществления проекта перед педагогом открывается широкое поле деятельности по возделыванию детских душ. Ему приходится работать над коррекцией их образа мыслей, понимания о добре и зле, тренировкой воли и самообладания, пробуждением совести, вдохновлять их к борьбе с собственными страстями. При этом физический возраст детей не имеет никакого значения. Каждая победа учащегося над собою и есть результат усилий педагога. Считаю важным отметить, что в воспитательной работе важно сохранять единство требований и примера со стороны вовлеченных в процесс взрослых. Если в этом педагог достигает договоренности и взаимопонимания с коллегами по школе и родителями воспитуемых, то воспитательное воздействие усиливается, закрепляясь в сознании детей, а затем и в их поведении, выражаясь в новой доброй привычке конкретного ребенка. При этом важно соблюдать принцип




Онипченко Инна Анатольевна

добровольности, о котором писал еще К.Д. Ушинский так: "В нравственном развитии ребенку нельзя навязывать убеждения, их следует вносить в детскую душу, не совершая над ней насилия". Для реализации принципа добровольности в моем опыте незаменимы методы самоанализа и самонаблюдения, рефлексии, эвристической постановки вопросов.

Этапом номер 1 в моей воспитательной системе в проектной деятельности является этап подготовки: знакомство с детьми, детским коллективом, наблюдение за поведением учащихся в различных обстоятельствах данной проектной деятельности, за особенностями их межличностных связей, определение круга проблем в их нравственном состоянии. На начальном этапе проектной деятельности в моей практике обычно обнаруживается один и тот же набор страстей, процветающих в душах детей независимо от социального статуса их родителей, места проживания или обучения учащихся, их способностей, одаренности или отсутствия таковой, достатка или любых других внешних показателей. В центре внимания - только сердце ребенка. Ведь высокие показатели в успеваемости могут дать и ученики с холодными сердцами, корыстные умом, для которых знание является механизмом, с помощью которого они добиваются превосходства над другими.

К этапу номер 2 относится этап нравственного воспитания конкретных учащихся в возникающих в период проекта ситуациях при помощи подбора методов и приемов воспитательного воздействия на личность каждого ребенка исходя из его индивидуальности. Часть из них применялась мною с опорою на специально продуманные в этом направлении авторские упражнения (например, в УМК Кузовлева В.П., Бим И.Л.). Часть методов я выбирала самостоятельно. Так, например, методами для формирования сознания обычно служат: беседа, лекция, рассказ, диспут, дискуссия, внушение, работа с книгой, методы иллюстрации и демонстрации. Методами организации деятельности и формирования опыта поведения - воспитывающие ситуации, общественное мнение, приучение, упражнения, метод "Зеркало", "Крепкий орешек", метод социодрамы, "Конверт вопросов", метод дидактической сказки, проблемный метод, частично-поисковый метод, моделирование объектов, исследовательский метод. Методами стимулирования и мотивации поведения - одобрение (поощрение, признание) или осуждение поступков, создание ситуации успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и другие методы и приемы. Все они призваны пробудить моральные чувства. Главное, приучить детей быть внимательными не к поведению их одноклассников, а к тому, что происходит внутри них самих в их внутреннем диалоге, сердечных помышлениях, которые они могут порой и не сообщать другим вслух. Как только ребенок переключается с наблюдения за другими на наблюдение за собой, он начинает осознавать свое духовно-нравственное несовершенство и



Онипченко Инна Анатольевна

самостоятельно осуществлять личностный моральный выбор между работой над собою или абсолютным равнодушием к состоянию своей души. Педагог оказывает активную поддержку в первую очередь тем детям, которые быстро делают добровольный выбор в пользу нравственного совершенствования, что ведет к переходу к формированию в них компетентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, нравственного поведения, выражающегося в повседневных ситуациях, например, в уважительном и доброжелательном отношении к другому человеку. Касательно менее отзывчивых на добро детей, а также педагогически запущенных, "трудных", у которых чаще всего перемешаны понятия о добре и зле, закрепленные ранее преподанным им безнравственным примером поведения взрослых, я провожу коррекционную работу и ожидаю время осознания ними разницы между добрым и злым поведением (по-другому пробуждения спящей совести), появлением желания у них стать на сторону света, которое всегда поддерживаю и мотивирую до тех пор, пока ребенок не начнет совершать нравственные поступки самостоятельно.

В последнее время я все больше склоняюсь к постепенной отмене из моей воспитательной практики принципа конкуренции, поскольку он создает нездоровую атмосферу в детском коллективе и активно служит формированию и утверждению в характере детей таких тяжких пороков, как: ложь, лицемерие, зависть, эгоизм, тщеславие, превозношение, гордость. Как учит известный педагог, подвижник Глинской пустыни Порфирий: "Все методы воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу". Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества.

Третий этап - этап подведения итогов - в нравственном воспитании имеет свои особенности. На этом этапе не совсем уместно ссылаться только лишь на полученные учащимися и педагогом грамоты, хотя и они показывают некоторые достижения в сформированности и развитии основных компетентностей, знаний у учащихся, а в учителе - некий уровень его мастерства (у каждого учителя он разный и во многом зависит от его духовно-нравственного развития).

Прямая цель воспитания - научить воспитуемого не только знать неизменные в веках нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни. При этом педагогу нужно помнить одну важную вещь: никогда ребенок, не имеющий смирения в исполнении нравственных законов, не будет придерживаться элементарных правил поведения в школе и на уроках. Так что третий этап по времени выходит за рамки проекта, так как посеянные

Онипченко Инна Анатольевна

семена добра в детские души прорастают и дают плоды у каждого ребенка в свое время, а у части детей вообще могут не дать результатов.

В большой мере дело нравственного воспитания зависит и от родительского участия в нем. В школе больше всего проявляется то, что уже было подготовлено родителями в детстве. Поэтому в этом плане очень важно сотрудничество педагога с родителями, нахождение взаимопонимания. И это тоже труд. Ребенок каждый день возвращается из школы домой и погружается в привычную для него атмосферу, созданную семейными традициями, ценностями, стилем межличностных отношений. Здесь он получает первые образы и представления об окружающем его мире, здесь он проводит свое основное время, воспитывается и растет, отсюда он выходит в жизнь. Поэтому, на мой взгляд, нельзя переложить всю ответственность за конечный результат нравственного воспитания только на педагога, как это было в прошлой эпохе в советской школе. Я думаю, роль педагога в нравственном воспитании имеет косвенный характер. Педагог - всего лишь сотрудник в строительстве детских душ, а не ее краеугольный камень. От педагога в воспитании детей требуется усовершенствовать их человеческую природу, подавая добрый пример, чтобы их сердца стали способными приносить добрые плоды. Но и эту роль каждый педагог может выполнять с разной степенью ответственности и качества. Нельзя педагогу браться учить других тому, чему он прежде не научился сам. Эта профессия более других требует от человека демонстрировать свои знания не словом, а действием, и постоянного возрастания его личности и профессионализма.

В случае отсутствия единых требований семьи и школы в воспитании детей педагогу следует считать результатом и пользой от его труда хотя бы малейшие изменения в поведении воспитуемых даже и на время проектной деятельности, поскольку ребенок из неблагополучной семьи получает возможность за короткий срок приобрести опыт разнообразного моделирования доброго поведения и реакций, сделать самостоятельные наблюдения и выводы об их последствиях для него и окружающих людей, пережить моральные чувства совести, достоинства, патриотизма, чести, товарищества, и др.

О роли личности педагога в воспитательном процессе. Многовариантность взаимодействия в проекте с учащимися, большая доля непредсказуемости ответных реакций, требующих немедленного анализа ситуации педагогом и принятия решения в условиях ограниченности времени усиливают потребность в развитии индивидуального стиля учителя, применения педагогической импровизации в учебно-воспитательном процессе. Только оперативность принятия решений, их адекватность учебно-воспитательной ситуации и качественная, умелая реализация учителем могут направить проект в нужное русло, обеспечить реализацию поставленных целей. Навыки и умения педагогической импровизации имеют особое значение в преподавании гуманитарных наук, в частности иностранных

Онипченко Инна Анатольевна

языков, так как данные уроки характеризуются диалогизмом взаимодействия учителя и учеников и использованием нетрадиционных методов обучения. Способность учителя к педагогической импровизации способствует реализации дидактических принципов связи обучения с жизнью.

На мой взгляд, ни одного успешного педагога нельзя возводить в ранг кумира, от него можно лишь перенять усвоенные им истины по духовно-нравственному воспитанию, дающие плоды в его практике.

Какова душа воспитателя и воспитуемого, таковы и результаты образования. Это центральный постулат в учебно-воспитательном процессе в школе. Во всем педагогу следует руководствоваться постоянным стремлением к совершенству. Толкований понятия "совершенство" существует множество. Наиболее полно, на мой взгляд, оно трактуется Л.Н.Толстым: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Из чего следует, что профессиональный рост педагога движим только любовью учителя к своей профессии, а его духовно-нравственное возрастание - любовью к детям. Поэтому параллельно своему профессиональному развитию педагог при желании возрастает в любви к детям и вообще к людям. Как конкретно эту идею ему воплотить на практике? Благодаря каким чертам в его характере и поведении учащиеся без слов понимают, что учитель их любит? Вспомним новозаветное толкование любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

В конце хочу подчеркнуть, что описанный выше мною опыт нельзя рассматривать как формулу успеха по нравственному воспитанию личности ребенка в современной школе. Педагог советской эпохи А. С. Макаренко считал, что «педагогика - вещь прежде всего диалектическая - не может быть установлено никаких абсолютных правил педагогических мер и систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным».


10. Результативность опыта.


Нравственность - понятие духовное. Ее нельзя пощупать или попробовать на вкус. Поэтому один из самых серьезных вопросов, который волнует меня: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает представленная система. Можно ли оценить, насколько у ребенка сформировано чувство ответственности и долга перед

Онипченко Инна Анатольевна

Родиной или доброжелательное отношение к другому человеку? Эти результаты достаточно сложно измерить. Многие педагоги вовлечены в оценочно-показательную систему своей деятельности. А значит, надеются и

обращены на видимый и поверхностный успех, который часто оказывается не тем успехом, к которому нам следует стремиться. Наш взор необходимо направлять на то, как в совместных муках и борьбе шаг за шагом в ребенке в

процессе получения общего образования воспитывается и рождается образ и подобие Божие под названием человек. Если все-таки требование предоставления зафиксированных результатов сохраняется, то в моей практике они следующие:

1. Письмо-подтверждение 2009 года о победе моего образовательного проекта "Новый генофонд" в конкурсе грантов для одаренной молодежи Дзержинского городского совета в Донецкой области.

2. Грамота 2011 года Донецкого Государственного университета за участие в областном конкурсе проектов для школьников "Юный Project-Manager" и занятое II место 15 учащихся ООШ №9.

3. Грамота 2011 года Онипченко И.А. за популяризацию детских и молодежных социальных инициатив и поддержку социальной активности ученической молодежи.

4. Грамота призера 2013 года Дроботущенко Софии во II областном конкурсе знатоков библейской истории и христианской этики.

5. Благодарность 2013 года ректора Донецкого областного института последипломного педагогического образования Онипченко И.А. за весомый вклад в формировании ключевых компетентностей личности учащихся на основе библейской истории и христианских ценностей.

6. Грамота Управления образования администрации Мантуровского района МОУ ДОД "Дом пионеров и школьников" за 2014 год учащейся МОУ "Мантуровская СОШ" Марухиной Ангелине, занявшей I место в фото-видеоконкурсе "Патриот Отечества".

7. Грамота Управления образования администрации Мантуровского района МОУ ДОД "Дом пионеров и школьников" за 2015 год учащемуя МОУ "Мантуровская СОШ" Межевикину Вадиму, занявшму III место в конкурсе художественного творчества "Русь православная" в номинации "Пасхальное яйцо".

8. Грамота за 2014-2015 учебный год Онипченко И.А. за формирование патриотических и духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

















































Онипченко Инна Анатольевна

Библиографический список



1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русское государство Х1У-ХУП вв. М., 1985. С. 91.
2. Вербицкая М.В. Авторская программа. Москва: "Вентана-Граф", 2013. - 80 с.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М. 1995 г

4. Галюзина. А.А. «Лествица любви». "Ступеньки мастерства учителя православной культуры». Методические материалы в помощь молодому учителю православной культуры.- Старый Оскол: ООО ИПК «Кириллица", 2013.- 222 с.

5. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. М., 1992. Т.2, с. 40.

6. Плигин А.А. Личностно – ориентированное образование. История и практика – М., 2003 г.

7. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 79.

8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник: М. - "Благовест", 2013. - 832 с.

9. Св. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. М., 1883. С. 90.
10. Смирнов С.А. Технологии в обучении. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999. – 312 с.