Конспект урока информатики на тему Высказывания. Логические операции

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математический лицей №38 г.Ульяновска»













Конспект урока по информатике

в 8 классе (ФГОС)

по теме «Высказывание. Логические операции.»













Подготовил:

учитель информатики

Волкова Наталья Васильевна






г. Ульяновск, 2016

План-конспект урока информатики в 8 классе с учетом требований ФГОС.

ФИО автора: Волкова Наталья Васильевна

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей №38 г.Ульяновска»

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика

Класс: 8

Тема урока и номер урока в теме: Высказывание. Логические операции, 8 урок в разделе «Математические основы информатики»

Базовый учебник: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.


Цель: изучить теоретический материал по теме «Высказывание. Логические операции», научиться сопоставлять и применять полученные навыки на практике.

Задачи урока:

Образовательная - определяет понятия: понятие, высказывание, умозаключение; различает формы мышления; называет понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции; составляет сложные высказывания; решать логические задачи; оценивает способ решения логических задач; анализирует, строит логические рассуждения.

Развивающая - развивает интерес к предмету, познавательную активность, самоконтроль, навыки работы с интерактивной доской; формирует целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развивает осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; формирует коммуникативную компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Воспитательная - формирует ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирует информационную культуру, внимательность, дисциплинированность.

Универсальные учебные действия:

Личностные – понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Регулятивные – формулируют учебные цели при изучении темы

Познавательные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации, структурируют свои знания

Коммуникативные – проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимают роль и место информационных процессов в различных системах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация), практические (упражнения).

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, таблица логических операций (Приложение 2).


План урока.

  1. Организационный момент. (Приветствие, проверка отсутствующих, психологический настрой обучающихся)

  2. Подготовка обучающихся к усвоению материала: активное целеполагание. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Физминутка.

  5. Решение задач.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов урока. Оценка деятельности обучающихся.

  8. Домашнее задание.

Ход урока


Организационный момент

Приветствую учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

1 мин

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Решение шуточных задач:

  1. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

  2. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?

- Давайте подумаем с вами и скажем к какому же типу относятся данные задачи?

- Ребята, давайте посмотрим на данное облако тэгов. Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Есть ли тут слова, которые вам не знакомы?

- Какая цель стоит перед нами на уроке?

3 мин



Отвечают на вопросы




Отвечают на вопрос




Знакомятся с облаком тэгов


Ставят цель

  1. Изучение нового материала.

- Переворачиваем листочки. (Приложение 1)

- Посмотрите в них и скажите, а кто же является основоположником формальной логики?

В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.

А что для вас, ребята, логика? (высказывают свои предположения)

Давайте вместе заполним пропуски в ваших листках.

Логика – это наука о формах и способах мышления. (Вписываем пропущенные слова)

Подумайте и скажите, какие еще науки изучают логику? (алгебра, математика)

Что же изучает алгебра? (числа, числовые величины, числовые выражения, а также правила выполнения действий над ними).

Объединим два этих понятия. Как вы думаете, чем занимается алгебра логики!?

Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями. Определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний.

Кто же был основоположником алгебры логики? (Найдите в Приложении 1)

Основы данной алгебры были положены английским математиком Джорджем Булем в 19 веке, также называли булевой алгеброй.

Мы сегодня часто сталкивались еще будем встречать слово «высказывание». А кто знает, что оно обозначает?

Высказывание (суждение) - это повествовательное предложение, содержание которого можно однозначно определить, как истинное или ложное. (Заполняют пропуски)

Высказывания бывают истинными и ложными. Приведите и запишите в свои конспекты пример истинного и ложного высказываний.

Примеры:

  1. Истинное высказывание:

«Буква “б” – согласная»

  1. Ложное высказывание:

«Сейчас 2013 год»

Высказываниями НЕ являются:

  • Побудительные предложения

  • Вопросительные предложения

  • Предложения вида:

«Это предложение является ложным»

«Компьютерная графика – самая интересная тема в курсе школьной информатики»


Теперь давайте устно отвечать на вопросы

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность:

  1. Париж – столица Англии. (высказывание, ложное)

  2. 4 + 5 = 9. (высказывание, истинное)

  3. Кто приехал?

  4. У треугольника 5 сторон. (высказывание, ложное)

  5. Посмотри в окно.

  6. Назвать устройства вывода информации.

  7. Егор Крид – самый не популярный певец.

- Молодцы! Справились с заданием.

Вывод: теперь вы можете определить какое предложение является высказыванием, а какое нет.

Прейдём к логическим выражениям и операциям.

Логические выражения и операции.

В алгебре логики высказывания обозначаются именами логических переменных (А, В, С), которые могут принимать значения истина (1) или ложь (0).

Истина, ложь – логические константы.

Логическое выражение – простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операции.

Пример: Рассмотрим два простых высказывания:

А = “Два умножить на три равно шести”

В = “Два умножить на три равно семи”

В нашем случае первое высказывание истинно, т.е. А = 1, а второе ложно. т.е.

В = 0

В алгебре высказываний над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания.

Составное высказывание – Логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций.

Рассмотрим три базовые логические операции, выражаемые с помощью логических связок “и”, “или”, “не”, конъюнкция, дизъюнкция и отрицание.

Для этого вам потребуется таблица (на обратной стороне листа см. таблицу 1), в которой не заполнены столбцы. Вам необходимо используя материал в листочках заполнить ее. Столбец про конъюнкцию мы заполним с вами вместе. (Заполняем таблицу) Первый ряд заполняет про дизъюнкцию (2 столбец), второй – про инверсию (3 столбец), третий – про дизъюнкцию.


Конъюнкция (логическое умножение) – соединение двух логических выражений (высказываний) с помощью союза И. Эта операция обозначается символами & и [pic] .

Правила выполнения логической операции отражаются в таблице, которая называется таблицей истинности:

А – У меня есть знания для сдачи зачета.

В – У меня есть желание для сдачи зачета.

A&B – У меня есть знания и желание для сдачи зачета.

Вывод: Логическая операция конъюнкция истинна только в том случае, если оба простых высказывания истинны, в противном случае она ложна.


Дизъюнкция (логическое сложение) – соединение двух логических высказываний с помощью союза ИЛИ. Эта операция обозначается значком Vили |.

Рассмотрим таблицу истинности для данной логической операции.

Обозначим через A - летом я поеду в лагерь, B – летом я поеду к бабушке.

AVB - Летом я поеду в лагерь или поеду к бабушке.


Вывод: логическая операция дизъюнкция ложна, если оба простых высказывания ложны. В остальных случаях она истинна

Отрицание или инверсия – добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО, обозначается символом ¬ , ¯.

Пусть A – Сейчас на дворе лето.


Вывод: если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то оно будет истинным.


ОБЩИЙ ВЫВОД: в результате работы вы познакомились с тремя основными логическими операциями. Какими? И узнали в когда составные высказывания будут истинными, а когда ложными.


15 мин

Находят ответы в раздаточном материале, отвечают на вопросы. Работают с печатным материалом.










Заполняют пропуски


Отвечают на вопросы







Заполняют пропуски в Приложении 1.



Находят ответы в раздаточном материале, отвечают на вопросы. Работают с печатным материалом.



Заполняют пропуски.











Объяснительно-иллюстративный метод.








Отвечают на вопросы, репродуктивная деятельность.

















Объяснительно-иллюстративный метод.

























Знакомятся с новым материалом, по группам заполняют таблицу, частично поисковый метод.























  1. Физминутка

Для снятия усталости с глаз и активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа:

  • Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

  • Горизонтальные вправо-влево;

  • Вращение глазами по часовой стрелке и против;

  • Потягивание за мочки сверху вниз;

  • Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

  • Ноги на ширине плеч, наклонились и расслабили спину, затем потихоньку поднимаемся вверх, сопровождая нарастающими хлопками.

Похлопали себе. Молодцы! Садимся на места.

2 мин.

Выполняют упражнения.

  1. Решение задач.

  • На рабочем столе открываем папку Наш урок. Запускаем файл Высказывания_Логические_выражения.oms, выполняем упражнения №1,3 и 5.

  • Закрепление. Решение индивидуальных карточек.

При выполнении индивидуальной карточки, полученные результаты записываются последовательно, соотносятся с ответами на доске.


5 мин

Репродуктивный метод.

  1. Рефлексия.

Формируем вывод урока.

Лестница успеха. Проанализируй свою работу на уроке и поставь себя на одну из ступенек лестницы успеха.

2 мин


Ставят себя на ступеньку в соответствии с самооценкой.

  1. Подведение итогов урока.

Оценка деятельности обучающихся.

Кто мне подскажет, что мы сегодня узнали?

ФИ

обучающегося

Оценка

1.



2.



3.



4.




Выставим оценки:

Учитель проставляет оценки в таблице оценок, которая проецируется на экране, а также в классный журнал.


1 мин

Отвечают на вопрос, формулируют вывод урока

  1. Домашнее задание.

На сегодня все молодцы! До свидания!

1 мин