Поурочный план по информатике для 7 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Лицей при КазГАСА Информатика Алдибекова к.А.

Предмет: Информатика Класс: 7

Преподаватель: Алдибекова К.А. Учебный год: 2016-2017

Тема №8: Программирование как формальный способ записи алгоритмов.

Дата проведения: _________________


Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление о алгоритме и его формальном исполнении, свойствах алгоритма и его исполнителях;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Проверка знаний. (5 мин)
3. Теоретическая часть. (15 мин)
4. Практическая часть. (15 мин)
5. Д/з (2 мин)
6. Вопросы учеников. (5 мин)
7. Итог урока. (2 мин

Ход урока:
1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Проверка знаний.

3.Теоретическая часть.

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

  • словесная (запись на естественном языке);

  • графическая (изображения из графических символов);

  • псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

  • программная (тексты на языках программирования).

Основные служебные слова

Общий вид алгоритма:

алг название алгоритма (аргументы и результаты)

дано условия применимости алгоритма

надо цель выполнения алгоритма

нач описание промежуточных величин

последовательность команд (тело алгоритма)

Кон

Программная (тексты на языках программирования).

Система программирования Паскаль является интегрированной средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик и имеет много сервисных возможностей.

Рассмотрим задание № 1. Учебник А.Г. Кушнеренко, " Основы информатики и ВТ" стр.32-35.

Исполнитель " Чертежник".

Чертежник — предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков и т.д. на бесконечном листе бумаги.

4 команды:

Поднять перо

Опустить перо

Сместится в точку ( арг вещ х, y)

Сместится на вектор ( арг вещ х, y)

Разбор примера буква М

5. Домашнее задание:

1.Выучить конспект.

2.Ответить на 1-3 вопросы.

6.Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

7.Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.




Предмет: Информатика Класс: 7

Преподаватель: Алдибекова К.А. Учебный год: 2016-2017

Тема №9: Алфавит, синтаксис языка программирования.

Дата проведения: _________________


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с алфавитом, синтаксисом языка программирования;

  • Продолжить работу над освоением компьютерного программного обеспечения;

  • Прививать интерес к предмету и желание его осваивать
    Оборудование: доска, компьютеры
    Ход урока
    1. Организационный момент
    Подготовка всего необходимого к уроку. Сообщение темы и цели урока.
    2. Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос
    3. Объяснение новой темы.

Основными элементами любого языка программирования являются его алфавит, синтаксис и семантика.

Алфавит – совокупность символов, отображаемых на устройствах печати и экранах и/или вводимых с клавиатуры терминала. Обычно это набор символов Latin-1 с исключением управляющих символов. Иногда в это множество включаются неотображаемые символы с указанием правил их записи (комбинирование в лексемы).

Лексика – совокупность правил образования цепочек символов (лексем), образующих идентификаторы (переменные и метки), операторы, операции и другие лексические компоненты языка. Сюда же включаются зарезервированные (запрещенные, ключевые) слова языка программирования, предназначенные для обозначения операторов, встроенных функций и пр. Иногда эквивалентные лексемы, в зависимости от языка программирования, могут обозначаться как одним символом алфавита, так и несколькими. Например, операция присваивания значения в языке Си обозначается как «=», а в языке Паскаль – «:=». Операторные скобки в языке Си задаются символами «{» и «}», а в языке Паскаль – begin и end. Граница между лексикой и алфавитом, таким образом, является весьма условной, тем более что компилятор обычно на фазе лексического анализа заменяет распознанные ключевые слова внутренним кодом (например, begin – 512, end – 513) и в дальнейшем рассматривает их как отдельные символы.

Синтаксис – совокупность правил образования языковых конструкций, или предложений языка программирования – блоков, процедур, составных операторов, условных операторов, операторов цикла и пр. Особенностью синтаксиса является принцип вложенности (рекурсивность) правил построения конструкций. Это значит, что элемент синтаксиса языка в своем определении прямо или косвенно в одной из его частей содержит сам себя. Например, в определении оператора цикла телом цикла является оператор, частным случаем которого является все тот же оператор цикла.

Необходимо строгое соблюдение правил правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации. Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, после каждого оператора. Перед словом End точку с запятой можно не ставить. Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.

Строгий синтаксис в языке программирования необходим прежде всего для транслятора. Транслятор – это программа, которая исполняется формально. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то транслятор в качестве оператора воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если вы забыли поставить этот знак между какими-то двумя операторами, то транслятор будет принимать их за один, что неизбежно приведет к ошибке.

Основное назначение синтаксических правил – придать однозначный смысл языковым конструкциям. Если какая-то конструкция может трактоваться двусмысленно, значит, в ней обязательно содержится ошибка. Лучше не полагаться на интуицию, а выучить правила языка.

Для описания синтаксиса языка программирования тоже нужен какой-то язык. В этом случае речь идет о метаязыке («надъязыке»), предназначенном для описания других языков. Наиболее распространенными метаязыками в литературе по программированию являются металингвистические формулы Бекуса – Наура (язык БНФ) и синтаксические диаграммы. Язык синтаксических диаграмм более нагляден, легче воспринимается.

В БНФ всякое синтаксическое понятие описывается в виде формулы, состоящей из правой и левой части, соединенных знаком ::=, смысл которого эквивалентен словам «по определению есть». Слева от знака ::= записывается имя определяемого понятия (метапеременная), которое заключается в угловые скобки < >, а в правой части записывается формула или диаграмма, определяющая все множество значений, которые может принимать метапеременная.

Синтаксис языка описывается путем последовательного усложнения понятий: сначала определяются простейшие (базовые), затем все более сложные, включающие в себя предыдущие понятия в качестве составляющих.

В такой последовательности, очевидно, конечным определяемым понятием должно быть понятие программы.

В записях метаформул приняты определенные соглашения. Например, формула БНФ, определяющая понятие «двоичная цифра», выглядит следующим образом:

<двоичная цифра>::=0|1

Значок «|» эквивалентен слову «или».

В диаграммах стрелки указывают на последовательность расположения элементов синтаксической конструкции; кружками обводятся символы, присутствующие в конструкции.

Понятие «двоичный код» как непустую последовательность двоичных цифр БНФ описывает так:

<двоичный код>::=<двоичная цифра>|<двоичный

код><двоичная цифра>

.

Синтаксические диаграммы были введены Н. Виртом и использованы для описания созданного им языка Паскаль.

Семантика – смысловое содержание конструкций, предложений языка, семантический анализ – это проверка смысловой правильности конструкции. Например, если мы в выражении используем переменную, то она должна быть определена ранее по тексту программы, а из этого определения может быть получен ее тип. Исходя из типа переменной, можно говорить о допустимости операции с данной переменной. Семантические ошибки возникают при недопустимом использовании операций, массивов, функций, операторов и пр.


5. Итог урока
Анализ работы учащихся. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: Привести пример Turbo Pascal.



Предмет: Информатика Класс: 7

Преподаватель: Алдибекова К.А. Учебный год: 2016-2017

Тема №10-11: Типы переменных.

Дата проведения: _________________


Цель урока: сформировать у учащихся целостного представления о типах данных языка Паскаль.

Задачи урока:

  • образовательные: формирование знаний и умений учащихся по теме “Типы данных языка Паскаль”: скалярные и структурированные данные, стандартные и пользовательские типы данных, целые, логические, символьные, перечисляемые, интервальные, вещественные, ссылочные, строковые, регулярные, комбинированные, множественные, файловые, процедурные типы данных.

  • развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие внимания, восприятия.

  • воспитательные: развивать познавательный интерес к программированию, повышать информационную культуру учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: лекция, экскурсия, беседа.

Оборудование: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: презентация в PowerPoint по теме урока “Типы данных”

При подготовке урока использовалась литература:

Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002г.

Рекомендации по проведению лекции

Лучше всего, для восприятия учащимися лекционного материала, сопровождать лекцию демонстрацией слайдов презентации, которые можете скачать в разделе презентации Выделить важные моменты в отдельные слайды. Некоторые таблицы и схемы можно заготовить учащимся в виде раздаточного материала – это экономит время и лучше воспринимается учащимися.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Лекция

  3. Подведение итогов урока

  4. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к серьезной работе, настроиться на получение большого потока информации, я предлагаю Вам выступить с сообщениями по темам: “Язык программирования Паскаль”, “История создания языка Паскаль”, “Никлаус Вирт – создатель языка программирования Паскаль”.


II. Лекция

Основные типы переменных и констант в Pascal: integer (целые числа), real (числа с точкой), string (строки), char (один символ), boolean (логические переменные, допустимые значения - "true" или "false".

Значения переменным присваиваются посредством двоеточия и равно, то есть:

i:=55; f:=55/10; r:=5.5; s:="Строковая переменная"; c:='d'; и т.д.

Будьте осторожны, при использовании переменных разных типов. Если у вас переменная типа "char" равняется '1', то это не значит, что её можно использовать при математических действиях. Для совместного использования переменных разных типов, их необходимо приводить к одному типу.

Вывод переменных, как Вы уже поняли из предыдущего урока, осуществляется посредством процедуры "write". Также можно использовать "writeln", тогда после вывода будет произведен переход на новую строку.

Переменным можно задавать значение не только в коде, но и посредством ввода с клавиатуры. Для этого используется процедуры "read" или "readln". чем они отличаются, думаю, понятно - вторая после ввода данных производит переход на новую строку. Обычно ввод переменных осуществляется примерно таким образом:

writeln('Введите, пожалуйста, переменные:'); write('n='); readln(n); write('k='); readln(k);

Если тип вводимой переменной не будет совпадать с должным, программа прервет свое выполнение с выводом ошибки о несоответствии типов. Переменные всех типов выводятся одинаково. Исключение составляется разве что тип "real". Если вы используете "write(r)", где r - переменная типа real, то увидите полную запись числа, которая будет выглядеть примерно так:

5.5000000000E+00

Для того, чтобы отбросить лишнее используются две дополнительные цифры: "write(r:0:3)", где первая цифра говорит сколько позиций будет оставлено (0 - сколько требуется), а вторая - количество цифр после запятой.

Выводить можно сразу несколько переменных, например:

writeln('Переменная int=', int, '; Переменная rel=', rel:0:3);

К вещественным переменным можно прибавлять целочисленные, но никак не наоборот. То же самое касается деления, вычитания и умножения. К строковым переменным можно прибавлять символьные, отнимать нельзя. Более подробно операции со строками будут рассмотрены в специально отведенном для этого уроке.


III. Подведение итогов урока

Анализ работы учащихся. Выставление оценок.


IV. Домашнее задание

Презентация по пройденной теме



Предмет: Информатика Класс: 7

Преподаватель: Алдибекова К.А. Учебный год: 2016-2017

Тема №12: Правила записи арифметических выражений.

Дата проведения: _________________


Цель:

научиться использовать  правила записи арифметических выражений на языке программирования Pаscal.

научиться использовать базовые конструкции  для исполнения программы компьютером .

Задачи:

  • Знать правила записи арифметических выражений на языке программирования, структуру программы, правила исполнения программы компьютером.

  • Развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу на компьютере.

  • Формировать  уважительное отношение к выступающему, умение слушать, умение высказывать мнение.

Методы:Словесный,  исследовательский, взаимообучение.

Оборудование:компьютер, проектор, экран, авторская презентация, рабочая тетрадь, карточки с практической работой, карточки с домашней работой, карточки со справочным материалом

Формы работы:коллективная, групповая, индивидуальная

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения (Вербицкий А.А.).

1 этап – организационный ( 1 мин) задает общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.  

С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.

2 этап -  создание групп (2 мин) дает мощный мотивационный толчок для учащихся.

3 этап - актуализация знаний (3 мин) проходит через претест

4 этап - постановка цели урока.(2 мин), расширяющая представления учащихся по данной теме.

5 этап – изучение нового материала в группе (15 мин) учащимся предлагается провести взаимообучение по теме  Правила записи арифметических выражений. Базовые конструкции.

6 этап физическая минутка (1 мин)

7 этап – применение знаний на практике, вычислительный эксперимент (15 мин) выполнятся индивидуально

8 этап – рефлексия урока (3 мин),

 домашнее задание дается в двух формах: 1) практика – упражнение карточка 2) теория  - записи в тетради по теме.

Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления (устные ответы-выводы по анализу текстов), самостоятельной работы (весь класс), эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.


1. Выражения записываются в строчку.

2. Допускается применение круглых скобок

[pic]

3. Не допускается подряд два знака операций

[pic] .

4. Выражения просматривается слева на право, сравниваются две последовательные операции, и выполняется та, чей приоритет выше.

[pic]


5. Часть выражения заключенная в скобки выполняется в первую очередь (т.е. скобки изменяют приоритет)

[pic]

 

Запись арифметических выражений в Паскале

Правила записи основных арифметических функций на языке Турбо-Паскаль приведены в таблице 1.

                                                                                          Таблица 1

  

 Возведение в вещественную степень выполняется по формуле
[pic]

 

Примеры записи выражений

1.  [pic]

 

y:=(a*2.5*exp(x)+sqrt(abs(x-1))+ln(sqr(x)/2/a)/ln(10)) / 
     ( arctan(x/sqrt(1-sqr(x))+exp(2/3*ln(x)));

2.  [pic]

L:=((sqr(x)+sqr(y))<=sqr(R))and(x*y>=0).


Домашнее задание:

Вариант 1.

1.     .Преобразуйте выражения из линейной формы в арифметическую.

D=(c-3*a*62)/18.5-(a**2+b^3)/(a-b)+(a+c**2)/(3*c**2);

W=(d+b*a**2-d/3.3+d**2/3-(b-a)**3/55)/(d-d**2);

2.     Запишите арифметическое выражение в линейной форме.

Вариант 2.

1.     . Преобразуйте выражения из линейной формы в арифметическую.

C=(b-w)/(a**2-2*b)-(w-b)/(a=b**2)+(b**3-a+w)/(a+b**2-w);

H=d**3-3*b-7.2*e*w+a**3*w*c;

2.     Запишите арифметическое выражение в линейной форме.

Вариант 3.

 1.     Преобразуйте выражения из линейной формы в арифметическую.

W=(x/100.1+x/25)**2+a/(b-3.7*(b-3));

Z=(b-w)/(a**2-2*b)-(a+b**2-a+w)/(a+b**2-w);

2.     Запишите арифметическое выражение в линейной форме.

Вариант 4.

1.     Преобразуйте выражения из линейной формы в арифметическую.

B=9*a-(3*x)/z**2+(9*a+3*x)/(z**2);

X=42*a**2-(55.75^2*b)/28+a/(b-3.7(b-3);

2.     Запишите арифметическое выражение в линейной форме.


Подведение итогов урока

Анализ работы учащихся. Выставление оценок.



Предмет: Информатика Класс: 7

Преподаватель: Алдибекова К.А. Учебный год: 2016-2017

Тема №13: Программирование линейных алгоритмов.

Дата проведения: _________________


Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.

2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.

3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.

План урока: I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература:

1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

2. Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию - Казань, 2003.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.) [pic]

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

Словесная форма:

1. Задать два числа А и В

2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Графическая форма:

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

III. Постановка целей и задач. (Слайд 3.)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • присваивания,

  • ввода,

  • вывода.

  1. Оператор присваивания

  • А:=В; где А – переменная, В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;

  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;

Б) MIN=K+1;

В) Rrr=125+1*A;

Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)

  1. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2; (X=7, Y=1)

Б) X:=1; X:=X+Y; (X=3, Y=2)

В) X:=Y; Y:=X; (X=2, Y=2)

ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

  1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

(Слайд 10.)

Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02

WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);

N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А

M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть. Пример 2.

WRITE(123.456:10:4);

WRITE(123.456:6:2);

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

Пример 3.

Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».

Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.

Решение:

Program primer3;

(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)

Begin

writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)

readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)

end. (конец программы)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.) [pic]

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)


- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Program primer4; { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }

Begin { Раздел операторов}

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}

Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

S:=A+B; {оператор присваивания}

Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}

Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

End. {конец программы}

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.


VII. Подведение итогов урока.



Предмет: Информатика Класс: 7

Преподаватель: Алдибекова К.А. Учебный год: 2016-2017

Тема №14:

Дата проведения: _________________