Разработка урока 6 класс Модель, как отражение существующих свойств реального объекта

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Петропавловский гуманитарный колледж им. М. Жумабаева

Средняя школа № 2 г. Петропавловска















План-конспект урока информатики

в 6 классе

«Модель как отражение существующих свойств реального объекта»













Практикант: Умытбаев С.Р.

Методист: Павилан А.К.

Оценка: ______________










Цель урока: ввести понятие модели объекта и рассмотреть виды моделей

Задачи урока:

Образовательные задачи: Формирование представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью

Развивающие задачи: способствовать развитию познавательных интересов учащихся, умения формулировать свои мысли, умения выделять существенные стороны объекта

Воспитательные задачи: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: словесный, наглядный, иллюстративный, синквейн.

Оборудование: ПК, презентация.

  1. Ход урока:

    1. Организационный момент (2 мин): приветствие класса; проверка готовности к уроку.

    2. Актуализация знаний (3 мин). Учитель: «С различными моделями и модельными представлениями люди встречаются постоянно. По существу моделями являются карты дорог, фотографии, рисунки, различные описания, списки и многие другие знаковые представления информации». Далее происходит краткая фронтальная беседа учителя с учащимися: учитель называет реальные объекты, а учащиеся, в свою очередь, называют их модели. Потом наоборот: учитель называет модель, а учащиеся – соответствующий реальный объект.

    3. Объяснение нового материала (35 мин).

Учитель: «Запишем в тетради определение модели: «Модель - это отражение наиболее существенных признаков, свойств объектов или процессов предметного мира». Например, фотографии и рисунки - это представления внешнего вида предметов, а чертежи и схемы раскрывают их структуру (внутреннюю организацию)».

Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)? 
В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? (
нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …)

[pic]

Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых). 
- Давайте вместе с вами подумаем и скажем, что такое информационные модели? В какой форме они представляют объекты? 
Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, 
называют информационной моделью. 
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

[pic]

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).

Вопросы:

На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники, географии)

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).

 Словесные описания – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.

Примеры моделей:

  • информация в учебниках

  • текстовое описание объектов и процессов

Формула  - выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).
Примеры моделей:

модель прямолинейного перемещения тела  [pic]


Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

4. Решение задач на закрепление.

1. Укажите информационные модели.

  • физическая карта

  • глобус

  • график зависимости расстояния от времени

  • макет здания

  • схема узора для вязания крючком

  • муляж яблока

2. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект — модель».

  • компьютер — процессор

  • автомобиль — техническое описание автомобиля

  • город — путеводитель по городу

  • самолет — радиоуправляемая модель самолета

  • человек — манекен

  • Петропавловск — город


  1. Рефлексия (3 мин): на заранее приготовленных маленьких листочках учитель просит учащихся написать: сначала 3 существительных, потом 3 глагола, 3 прилагательных, 1 слово с «!» на конце, которые будут характеризовать состояние ребят после урока. После выполнения учениками задания учитель собирает листочки, чтобы проанализировать их после занятия.


  1. Формулировка домашнего задания (1 мин): «Привести еще по 2 примера каждого вида моделей, кроме тех, что увидели на экране» (высвечивается на экране)


  1. Подведение итогов урока (1 мин). Учитель рассказывает ребятам о том, какие были запланированные результаты урока; что получилось, что нет. Благодарит за урок всех, наиболее активным ученикам ставит отметки.