Раазработка открытого урока на тему Системы счисления (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Кизлярская гимназия№6 им. А.С. Пушкина»









Открытый урок

на тему:

«Системы счисления»











Урок подготовила:

учитель информатики

Магомедова П. С.


2014 год

Тема урока: Системы счисления

Цель урока:

Образовательная: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления», а именно правила перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления.

Развивающая: содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков.

Воспитательная: воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости в решении поставленной задачи. Прививать навыки самостоятельной работы, умение работать коллективно, создать атмосферу взаимовыручки, товарищества.

Оборудование: компьютерный класс; мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Методы используемые на уроке: словесный, наглядный практический, индивидуальная работа, работа в команде.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

План урока:

1. Организационный момент. Постановка целей – 2 мин.

2. Систематизация теоретических знаний – 10 мин.

3. Творческие задания – 15 мин.

4. Решение задач – 10 мин.

5. Итог урока – 5 мин.

6. Задание на дом – 3 мин.

Подготовительный этап

Прежде чем начать игру, из учеников класса сформируем две команды, одну назовем, например: «Биты», а другую « Байты»; назначаются капитаны команды; судьи - 2 человека,  которые проверяют правильность выполнения заданий, начисляют баллы за конкурсы и делают записи в специальной таблице.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей.

1. Приветствие.

2. Сообщение целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме «Системы счисления», но не в обычной форме, а в форме игры. Ваша задача - показать свои знания и умения по этой теме в ходе выполнения заданий.

Вы уже разделились на две команды, придумали себе название и выбрали капитана. Пожалуйста, команды, представьтесь! Я представляю вам моих помощников, они будут подсчитывать баллы по каждому конкурсу и озвучивать их.

Итак, команды представились, и мы начинаем игру.

3. Эпиграф к уроку:  «Все есть число» - говорили Пифагорийцы.

Проблемный  вопрос:

Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…)

  1. Систематизация теоретических знаний

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Система счисления – это математическая модель, позволяющая преобразовать информацию с помощью заданного кода.

  • Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.

  • В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.

  • Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

  • В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.

  • Римская система счисления – это позиционная система счисления.

(Результат выполнения задания: (+ - - + + -).

Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».

Учитель задает вопрос одной команде. Если ответ неверный, вопрос адресуется второй команде. Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

По горизонтали:
  1. Название системы счисления, у которой количественный эквивалент («вес») цифры зависит от ее местоположения в записи числа.

  2. Для записи чисел в этой системе счисления используются две цифры: 0 и 1.

  3. Система счисления в которой для записи числа используются следующие символы I, V, X, L, C, D, M.

По вертикали:

  1. Количество различных цифр, используемых для изображения чисел в заданной системе счисления.

  2. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел.

(Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1. Позиционная.  2. Двоичная. 3. Римская.  По вертикали: 1. Основание. 2. Алфавит.)

После выполнения заданий 1-2 жюри проверяют работы команд и выставляют оценку по следующим критериям: за каждый верный ответ – 1 балл.

Результаты заносятся в итоговую таблицу.

  1. Творческие задания

3адание 3 «Художники» 
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в различных системах счисления.

Первая команда, верно выполнившая задание зарабатывает 15 баллов. Вторая – 10 баллов.

1

(12,112)

1

(12,1012)

2

(58;112)

2

(28;1102)

3

(1012;10012)

3

(1012;1102)

4

(108;1102)

4

(78;10012)

5

(1012;112)

5

(10012;10012)

6

(10102;68)

6

(1112;68)

7

(10012;116)

7

(10102;616)

8

(112;12)

8

(B16;108)

9

(12;112)

9

(C16;108)

10

(1012;916)

10

(A16;1002)

11

(1012,A16)

11

(1112,1002)

12

(10002;A16)

12

(10012;12)

13

(108;118)

13

(78;18)

14

(1012;10012)

14

(1012;1002)

15

(12;112)

15

(102;1002)



16

(12,1012)

[pic]

Ответы: кораблик, самолет.

Задание 4. «Загадка поэта» (Задание оценивается 5 баллами.)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в
сто первый класс ходила,
В портфеле по
сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
десятью ушами,
И
десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в
5  класс ходила,
В портфеле по
четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
двумя ушами,
И
две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Задание 5. «Русская поговорка» (Задание оценивается 5-ю баллами.)

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

[pic]

(Ответ:  ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ).

Задание 6. «Дешифровщик» (Максимальный балл – 5)

Выполните переводы чисел, записанные в различных системах счисления, в указанную систему счисления; затем полученные после перевода числа замените буквами русского алфавита; запишите полученное слово в таблицу:

  1. 258 - _____2

  2. 16 - _________2

  3. 1110110112 - ____8

  4. 1810 - ________8

  5. 168 - _________10

  6. 1010101012 - ________16

  7. 111000102 - ________ 8

Ответ: Полученное слово «Монитор»

Решение задач. На данном этапе урока учащиеся выполняют задания 7-8, на компьютере с помощью программы «Инженерный калькулятор». Работа учащихся проверяется и оценивается учителем. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждого ученика за выполненные задания.

Задание 7. «Решение неравенств» (За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4).

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

    • 28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )

    • 1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  <  58510 )

    • 16   ?   1010012     (Ответ:    10810   > 4110 )

    • 5516   ?   1258            (Ответ:   8510 =  8510 )

Задание 8. Числовые последовательности. (Максимальная оценка – 2 балла).

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

А) 3510, 368, 3А16, 1001012 (Ответ368, 3510, 1001012, 3А16)

Б) 1110012, 648, 9Е16, 2510 (Ответ2510, 648, 1110012, 9Е16)

V. Итог урока

Наш конкурс подошел к концу. Помощники подводят итоги. Выставляют среднюю оценку за урок каждому ученику своей группы.

Рефлексия:

Какое задание было самым интересным?

Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?

С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Своей работой на уроке я:

  • доволен;

  • не совсем доволен;

  • я не доволен, потому что ...

VI. Домашнее задание. Под названием «Самый самый»

  1. Самая большая страна в мире

Невероятно, но факт — самой большой страной в мире является Россия. Когда-то страна была пресловутой шестой частью суши, сегодня же оккупирует более 11 процентов поверхности Земли или 1048CC816 квадратных километров.

2. Самая высокая гора в мире

На границе горного Непала и Китая находится высочайший пик планеты — Джомолунгма или, как привыкли именовать его европейцы, Эверест. Высота этой расположенной в Гималаях вершины составляет 228C16 метров. Гора по форме напоминает пирамиду с тремя гранями.

  1. Самое глубокое озеро в мире

Глубочайшим озером на планете, а заодно и крупнейшим «хранилищем» пресной воды является озеро Байкал, которое занимает площадь 757528 квадратных километра в Восточной Сибири.

  1. Самая длинная река в мире

Вопрос о самой длинной реке в мире давно волновал как исследователей, так и обывателей. Кандидата было два — южноамериканская Амазонка и африканский Нил, который долгое время считался рекордсменом. Однако современные исследования заявляют, что это все же Амазонка, чья длина от истока Укаяли составляет свыше 1110000000002 километров, тогда как Нил протянулся примерно на 11010110000102 километров.

Заключение

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления».

Победила команда ….. Ну а впрочем победила дружба, потому как к успеху вы шли вместе, поддерживая и помогая друг другу.

За работу на уроке вы получаете следующие отметки. Жюри объявляют среднюю сумму баллов, набранную каждым учеником в ходе выполнения заданий. (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы! Здоровья вам и успехов!!!