Пользовательское соглашение

Моделирование зависимостей между величина для работы в программе Open Office_11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема. «Практическая работа «Моделирование зависимостей между величинами»»

Цель: Закрепить понятие величины и зависимости между ними; методы представления зависимостей; математические модели; табличные и графические модели. Сформировать навык моделирования зависимостей между величинами. Развить логическое мышление обучающихся.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

  2. Выполнение практической работы.

  3. Подведение итогов урока.

  4. Домашнее задание.

Актуализация опорных знаний.

  1. Какие зависимости между величинами?

  2. С какими величинами мы будем работать?

  3. Какие виды моделей вы знаете?

Выполнение практической работы.

Цель моделирования

На основе анализа графика биоритмов выбрать благоприятные и неблагоприятные дни для конкретного человека.
На основе анализа суммарных биоритмов прогнозировать совместимость людей, выбрать благоприятные и неблагоприятные дни, для разного рода деятельности.

Формализация задачи

Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для которых известна дата рождения.

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная k – количество прожитых человеком дней:

Количество прожитых дней k = Дата исследования – Дата рождения

Компьютерная модель

Для моделирования выберем среду электронной таблицы MS Excel. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  • исходные данные (дата рождения, даты исследования)

  • расчетные данные.

  1. Откройте Excel и сохраните документ на диске D под именем Модель-Ваша фамилия.

  2. Выделите ячейки В1 и диапазон ячеек А4: А21, затем на выделенном к.м. – Формат ячеек – вкладка Число – задать формат Дата в виде дд.мм.гг.

  3. В ячейке А1 введите «Дата рождения», в ячейке В1 введите дату своего рождения.

  4. В ячейке А2 введите «Таблица биоритмов», затем выделите ячейки А2:Е2 и нажмите на кнопку [pic] .

  5. В ячейке А3 наберите «Дата исследования, в В3 – «Прожито дней», в С3 – «Физ», в D3 – «Эмоции», в Е3 – «Инт».

  6. В ячейку А4 введите текущую дату, ухватите лкм за нижний правый угол ячейки и протяните до ячейки А21 (должна распространиться дата)

  7. В ячейке В4 нажмите =, замет щелкните по ячейке А4, затем знак минус, затем наберите $B$1 (адреса ячеек набирать английскими буквами). Должно получиться =A4-$B$1.

  8. Ухватите лкм за нижний правый угол ячейки и протяните до ячейки В21 (должна распространиться формула)

  9. Выделите ячейку С4, нажмите fx [pic] - строка формул, выдерите категорию Математические, функция SIN в появившемся окне введите 2*PI()*В4/23 и нажмите Ok. В строке ввода должна получиться формула =SIN(2*PI()*В4/23). Распространите эту формулу до ячейки С21.

  10. Выделите ячейку D4, нажмите fx [pic] - строка формул, выдерите категорию Математические, функция SIN в появившемся окне введите 2*PI()*В4/28 и нажмите Ok. В строке ввода должна получиться формула =SIN(2*PI()*В4/28). Распространите эту формулу до ячейки D21.

  11. Выделите ячейку E4, нажмите fx [pic] - строка формул, выдерите категорию Математические, функция SIN в появившемся окне введите 2*PI()*В4/33 и нажмите Ok. В строке ввода должна получиться формула =SIN(2*PI()*В4/33). Распространите эту формулу до ячейки E21.

  12. Выделите диапазон C3:Е21, нажмите на кнопку [pic] Диаграмма, выдерите тип диаграммы Диаграмма ХУ – Линии точки – Далее – Далее – Введите заголовок диаграммы Мое состояние - Готово.

  13. Выделите диапазон А1:Е21 – на выделенном к.м. Копировать, выделите ячейку F1 и к.м. – Вставить.

  14. В ячейке G1 измените дату рождения на дату рождения вашего друга. Выделить ячейку G4и внести изменения в формулу в Строке ввода: вместо $B$1 набрать $G$1. В столбцах H, I, J изменения произойдут автоматически.

  15. Выделите ячейки К2:М2, нажмите на кнопку [pic] и введите Суммарные биоритмы.

  16. В ячейке К3 введите «Физ», в L3 – «Эмиоции», в M3 – «Инт».

  17. В ячейке K4 введите =С4+H4, в L4 введите =D4+I4, в M4 введите =E4+J4.

  18. Каждую формулу распространите до 21 ячейки.

  19. Выделите диапазон K3:M21, нажмите на [pic] и постройте график (см. пункт 12).

  20. Сохраните изменения и отправьте в папку 11 класс.

Подведение итогов урока.

Проверка практических работ, выставление оценок.

Домашнее задание.

§

Цель моделирования

На основе анализа графика биоритмов выбрать благоприятные и неблагоприятные дни для конкретного человека.
На основе анализа суммарных биоритмов прогнозировать совместимость людей, выбрать благоприятные и неблагоприятные дни, для разного рода деятельности.

Информационная модель

Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная k – количество прожитых человеком дней:

Количество прожитых дней k = Дата исследования – Дата рождения

Компьютерная модель

Для моделирования выберем среду электронной таблицы MS Excel. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  • исходные данные (дата рождения, даты исследования)

  • расчетные данные.

  1. Откройте Excel и сохраните документ на диске D под именем Модель-Ваша фамилия.

  2. Выделите ячейки В1 и диапазон ячеек А4: А21, затем на выделенном к.м. – Формат ячеек – вкладка Число – задать формат Дата в виде дд.мм.гг.

  3. В ячейке А1 введите «Дата рождения», в ячейке В1 введите дату своего рождения.

  4. В ячейке А2 введите «Таблица биоритмов», затем выделите ячейки А2:Е2 и нажмите на кнопку [pic] .

  5. В ячейке А3 наберите «Дата исследования, в В3 – «Прожито дней», в С3 – «Физ», в D3 – «Эмоции», в Е3 – «Инт».

  6. В ячейку А4 введите текущую дату, ухватите лкм за нижний правый угол ячейки и протяните до ячейки А21 (должна распространиться дата)

  7. В ячейке В4 нажмите =, замет щелкните по ячейке А4, затем знак минус, затем наберите $B$1 (адреса ячеек набирать английскими буквами) Должно получиться =A4-$B$1.

  8. Ухватите лкм за нижний правый угол ячейки и протяните до ячейки В21 (должна распространиться формула)

  9. Выделите ячейку С4, нажмите fx [pic] - строка формул, выдерите категорию Математические, функция SIN в появившемся окне введите 2*PI()*В4/23 и нажмите Ok. В строке ввода должна получиться формула =SIN(2*PI()*В4/23). Распространите эту формулу до ячейки С21.

  10. Выделите ячейку D4, нажмите fx [pic] - строка формул, выдерите категорию Математические, функция SIN в появившемся окне2*PI()*В4/28 и нажмите Ok. В строке ввода должна получиться формула =SIN(2*PI()*В4/28). Распространите эту формулу до ячейки D21.

  11. Выделите ячейку E4, нажмите fx [pic] - строка формул, выдерите категорию Математические, функция SIN в появившемся окне введите2*PI()*В4/33 и нажмите Ok. В строке ввода должна получиться формула =SIN(2*PI()*В4/33). Распространите эту формулу до ячейки E21.

  12. Выделите диапазон C3:Е21, нажмите на кнопку [pic] Диаграмма, выдерите тип диаграммы Диаграмма ХУ – Линии точки – Далее – Далее – Введите заголовок диаграммы Мое состояние - Готово.

  13. Выделите диапазон А1:Е21 – на выделенном к.м. Копировать, выделите ячейку F1 и к.м. – Вставить.

  14. В ячейке G1 измените дату рождения на дату рождения вашего друга. Выделить ячейку G4и внести изменения в формулу в Строке ввода: вместо $B$1 набрать $G$1. В столбцах H, I, J изменения произойдут автоматически.

  15. Выделите ячейки К2:М2, нажмите на кнопку [pic] и введите Суммарные биоритмы.

  16. В ячейке К3 введите «Физ», в L3 – «Эмиоции», в M3 – «Инт».

  17. В ячейке K4 введите =С4+H4, в L4 введите =D4+I4, в M4 введите =E4+J4.

  18. Каждую формулу распространите до 21 ячейки.

  19. Выделите диапазон K3:M21, нажмите на [pic] и постройте график (см. пункт 12).

  20. Сохраните изменения и отправьте в папку 11 класс.



3