Рабочая программа по информатике 7 класс по учебнику Л.Л.Босова ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



347415, Ростовская область, Дубовский район,х.Присальский,ул.Школьная,7


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Присальская средняя школа №10




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ПСШ №10

_______ Н.И.Капанадзе

Приказ от 25.08.201653



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по__________________ информатике _____________________________

(указать учебный предмет,курс)

Уровень общего образования (класс)

______________________7___________________________________________________________

начальное общее,основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов__________34_____

Учитель _______ Кутнякова Татьяна Анатольевна_____________

(ФИО)

Рабочая программа по информатике составлена на основе Учебной программы и поурочного планирования для 7 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.





Пояснительная записка


Курс «Информатика» в 7 классе входит в состав УМК по информатике для 5-9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия.

Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

В 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать

информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.


Место учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа рассчитана на изучение курса информатики в части учебного плана, формируемой образовательным учреждением. Количество часов - 34 часа (1 час в неделю).

Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ

  • Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».


Стержневые линии курса

История развития вычислительной техники. Техника безопасности. 1 ч

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Презентация «История развития вычислительной техники».


1. Объекты и их имена – 9 ч

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 2 «Работа с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 3 «Работа с объектами файловой системы».

Практическая работа № 4 «Создаем текстовые объекты».



2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 5 «Создаем словесные модели».

Практическая работа № 6 «Многоуровневые списки».

Практическая работа № 7 «Создаем табличные модели».

Практическая работа № 8 «Создаем вычислительные модели».

Практическая работа № 9 «Знакомство с электронными таблицами».

Практическая работа № 10 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа № 11 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа № 12 «Графические модели».


3. Алгоритмика

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 13 «Управление исполнителем Чертежник».

Практическая работа № 13 «Условия».

Практическая работа № 14 «Управление исполнителем Робот».

Практическая работа № 15 «Итоговая работа».

Резервное время 2 ч.




Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).


Раздел 1. Информация и информационные процессы

Выпускник научится:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационные процессы»;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры древних и современных информационных носителей;

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

сформировать представление о способах кодирования информации;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

научиться решать задачи на нахождение количества информации.




Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Выпускник научится:

определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

Ученик получит возможность:

научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;


Раздел 3. Обработка графической информации

Выпускник научится:

применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

создавать графические изображения;

работать с фрагментами изображения;

выполнять художественную обработку изображений;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

расширить знания о назначении и функциях графического редактора;

приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;


Раздел 4. Обработка текстовой информации

Выпускник научится:

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

визуализировать информацию в текстовых документах;

оценивать количественные параметры текстовых документов;

Ученик получит возможность:

овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;


Раздел 5. Мультимедиа

Выпускник научится:

использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

Ученик получит возможность:

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;



Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика» 7 класс

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Информация и информационные процессы

8

7

0

1

-

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

5

1

1

-

3

Обработка графической информации

7

3

3

1

-

4

Обработка текстовой информации

7

3

3

1


5

Мультимедиа

5

2

2

1

-


Итого

34

20

9

5

0





Календарно-тематический план

урока

Наименование

раздела и темы

Количество часов



Т/П*

§ учебника

Дата проведения

Примечание


Информация и её свойства

1

+/-

§ 1.1.

07.09


Информационные процессы. Обработка информации

1

+/+

§ 1.2.

14.09


Всемирная паутина как информационное хранилище

1

+/+

§ 1.3.

21.09


Представление информации

1

+/+

§ 1.4

28.09


Дискретная форма представления информации.

1

+/-

§ 1.5.

05.10


Измерение информации.

1

+/-

§ 1.6.

12.10


Проверочная работа 1: «Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы».

1

+/+

Глава 1

19.10


Основные компоненты компьютера и их функции

1

+/+

§ 2.1

26.10


Персональный компьютер.

1

+/+

§ 2.2

09.11


Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

+/+

§ 2.3.

16.11


Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

+/+

§ 2.3

23.11


Файлы и файловые структуры

1

+/+

§ 2.4.

30.11


Пользовательский интерфейс

1

+/+

§ 2.5

07.12


Проверочная работа 2: «Обобщение и систематизация основных понятий темы Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

+/+

Глава 2

14.12


Формирование изображения на экране компьютера

1

+/-

§ 3.1

21.12


Компьютерная графика

1

+/-

§ 3.2

28.12


ПР1: «Создание и редактирование изображений в растровых редакторах»

1

+/+

§ 3.3

11.01


ПР2: «Создание и редактирование изображений в векторных редакторах»

1

+/+

§ 3.3

18.01


ПР3: «Текстовые документы и технологии их создания»

1

+/+

§ 4.1-4.2

25.01


ПР4: «Форматирование текста»

1

+/+

§ 4.3

01.02


ПР5: «Визуализация информации в текстовых документах»

1

+/+

§ 4.4

08.02


ПР6: «Распознавание текста и системы компьютерного перевода».

1

+/+

§ 4.5

15.02


ПР7: «Оценка количественных параметров текстовых документов»

1

+/+

§ 4.6

22.02


ПР8: «Оформление реферата История вычислительной техники»

1

-/+

Глава 4

01.03


Технология мультимедиа.

1

+/+

§ 5.1

15.03


Компьютерные презентации.

1

+/+

§ 5.2

29.03


ПР9: «Создание презентации по выбранной теме»

1

+/+

§ 5.2

05.04


Повторение материала главы: «Информация и информационные процессы».

1

+/+

Глава 1

12.04


Повторение материала главы: «Информация и информационные процессы».

1

+/+

Глава 1

19.04


Повторение материала главы: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

+/+

Глава 2

26.04


Повторение материала главы: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

+/+

Глава 2

03.05


Резерв времени

1

+/+


10.05


Резерв времени

1

+/+


17.05


Резерв времени

1

+/+


24.05



Т/П

Т – теоретическая часть занятия и практическая работа в тетрадях;

П – практическая работа на компьютере;

«+» - наличие данного компонента занятия;

«-» - отсутствие данного компонента занятия.


Требования к уровню достижений обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В приложении 1 приведены ссылки на конкретные материалы учебников, ориентированные на формирование соответствующих результатов.

Предметные результаты, определяемые ФГОС ООО, обеспечены содержанием учебников для 5, 6, 7, 8, 9 классов, поддерживаются другими компонентами, входящими в УМК. В таблице 1 отражено соответствие между предметными результатами, определенными ФГОС ООО, и содержанием учебника Информатика 7 класса.

Таблица 1

§ 2.1. Основные компоненты компьютера и их функции.

§ 2.2. Персональный компьютер.

§ 2.3. Программное обеспечение компьютера.

§ 2.4. Файлы и файловые структуры.

§ 2.5. Пользовательский интерфейс.

§ 3.1. Формирование изображения на экране монитора.

§ 3.2. Компьютерная графика.

§ 3.3. Создание графических изображений.

§ 4.1. Текстовые документы и технологии их создания.

§ 4.2. Создание текстовых документов на компьютере.

§ 4.3. Форматирование текста.

§ 4.4. Визуализация информации в текстовых документах.

§ 4.5. Инструменты распознавания текстов и системы компьютерного перевода.

§ 5.1. Технология мультимедиа.

§ 5.2. Компьютерные презентации.

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Формирование данного результата обеспечивается за счет выполнения практических работ на компьютере:

Задания для практических работ к главе 3 «Обработка графической информации».

Задания для практических работ к главе 4 «Обработка текстовой информации».

Задания для практических работ к главе 5 «Мультимедиа»

2.Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства

2.1. Формирование представления о понятии информации и её свойствах

1.1. Информация и её свойства.

1.2. Информационные процессы.

1.4. Представление информации.

1.5. Двоичное кодирование.

1.6. Измерение информации.

3. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

7 класс:

1.3. Всемирная паутина.

2.3. Программное обеспечение компьютера.


Учащиеся должны знать/понимать:

  • Виды информационных процессов; примеры источников и приёмников информации

  • Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации

  • Программный принцип работы компьютера

  • Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

Учащиеся уметь:

  • Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы

  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности

  • Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации

  • Создавать информационные объекты, в том числе:

    • Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения

    • Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений

    • Создавать презентации на основе шаблонов

  • Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках)

  • Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)

  • Создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы

  • Передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм


Перечень учебно-методического обеспечения


1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 224 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1165-1.

2. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. —Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. —108 с.: ил.ISBN 978-5-9963-1462-1

3. CD: Босова 5-7 кл.

4. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 7 класса..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 136 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1560-4

  1. Босова, Л.Л. Пояснительная записка к учебникам «Информатика» для 5-9 классов [Электронный ресурс]

  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ( [link] )

  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


Литература для подготовки учащихся к уроку:

  1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 224 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1165-1.

  2. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Рабочая тетрадь для 7 класса..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 136 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1560-4



Аппаратные средства


  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура, мышь, тачпад



Программные средства

  • Операционная система.

  • Текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Браузер