Рабочая программа элективный курс Основы информатики (подготовка к ГИА) (34 часа)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса.  

Цель курса

Систематизация знаний и умений по курсу Информатика и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Задачи курса: Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать:

- положительное отношение к процедуре контроля в формате ГИА;

- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • сформировать умения:

- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом и практикой работе на компьютере.

Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.

Организация учебного процесса

Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала, на уровне, немного превышающем базовый. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории. В ходе работы используются фрагменты, а после целиком бланки ответов, используемых на ГИА. В конце учащиеся выполняют варианты экзаменационных работ по информатике.

Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания по теме.

Основной формой проведения занятий являются личностно-ориентированные практикумы по решению задач, предусматривающие:

  • каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10);

  • подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя,

  • задачи каждому ученику выдаются адресно, каждый ученик на разных занятиях практикума имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т. д.),

  • задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.


Контроль знаний и умений


Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет.

Но окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи ГИА по информатике и ИКТ.


























Содержательная часть

1. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике

-        Специфика тестовой формы контроля. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий

-        Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольно-измерительных материалов ГИА.

2. Информация и ее кодирование

-        Содержательное обобщение изученного материала по теме «Информация и ее кодирование»

-          Разбор заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А.

-        Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части В.

3. Основы логики

-        Содержательное обобщение изученного материала по теме «Основы логики».

-        Разбор заданий из демонстрационных тестов.

-        Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А.

-        Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части В.

4. Алгоритмизация и программирование  

-        Содержательное обобщение изученного материала по теме «Алгоритмизация и программирование».

-        Разбор заданий из демонстрационных тестов.

-        Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А.

-        Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части В.

-        Материал для тренинга с использованием заданий с развернутой формой ответа из части С.

5. Основные устройства информационных и коммуникационных технологий и программные средства информационных и коммуникационных технологий

-        Содержательное обобщение изученного материала по темам

-        «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»

-        и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий».

-        Разбор заданий из демонстрационных тестов.

-        Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А и с краткой формой ответа, используемых в части В.

6. Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации, технология обработки информации в электронных таблицах, технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных, телекоммуникационные технологии

-        Содержательное обобщение изученного материала по темам:

-        «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации»,

-        «Технология обработки информации в электронных таблицах»,

-        «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»,

-        «Телекоммуникационные технологии». 

-        Разбор заданий из демонстрационных тестов.

-        Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А и с краткой формой ответа, используемых в части В.

7. Тренинг по вариантам с использованием тестовых материалов ГИА     









































Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

 

1

Введение. Единая государственная аттестация по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

1

 

 

2-3

Системы счисления: перевод из 10 ССЧ, перевод в 10 ССЧ.  Перевод между 2, 8, 16 системами счисления. Арифметические операции в системах счисления

2

 

 

4-7

Измерение информации: содержательный подход, алфавитный подход, вероятностный подход

4

 

 

8-9

Кодирование информации: числа, текст

2

 

 

10-11

Кодирование информации: графика, звук

2

 

 

12-13

Логика. Составление таблиц истинности

2

 

 

14-15

Решение логических задач.

2

 

 

16-18

Упрощение логических выражений

3

 

 

19

Моделирование

1

 

 

20

Файловая система и программное обеспечение

1

 

 

21-22

Электронные таблицы

2

 

 

23-24

Обработка информации в базе данных: сортировка, фильтр

2

 

 

25

Телекоммуникационные технологии

1

 

 

26-27

Алгоритмы

2

 

 

28

Исполнители

1

 

 

29

Присваивание

1

 

 

30-31

Обработка массивов

2

 

 

32-34

Проверочная работа  по вариантам с использованием тестовых материалов ГИА http://inf.sdamgia.ru/  






Материально-техническое обеспечение курса:

  1. Компьютерный класс;

  2. Локальная компьютерная сеть;

  3. Глобальная сеть Интернет;

  4. Видеопроектор, экран.


Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемые результаты)


В результате изучения элективного курса «Основные вопросы информатики» ученик должен приобрести следующие знания/умения:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/понимать/уметь

  1. Уметь оценивать количественные параметры информационных объектов

  2. Уметь определять значение логического выражения

  3. Уметь анализировать формальные описания реальных объектов и процессов

  4. Знать структуру файловой системы и организацию данных

  5. Уметь представлять формульную зависимость в графическом виде

  6. Уметь исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

  7. Уметь кодировать и декодировать информацию

  8. Уметь исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

  9. Уметь исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

  10. Уметь исполнять циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

  11. Уметь анализировать информацию, представленную в виде схем

  12. Уметь осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

  13. Иметь представление о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

  14. Уметь записывать простой линейный алгоритм для формального исполнителя

  15. Уметь определять скорость передачи информации

  16. Уметь исполнять алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

  17. Уметь использовать информационно-коммуникационные технологии

  18. Уметь осуществлять поиск информации в Интернете

  19. Уметь проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

  20. Уметь написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования





































Список используемой учебно-методической литературы


  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  4. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  5. Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 1/ Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 309 с. : ил.

  6. Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 2/ Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 294 с. : ил.

  7. Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс/Ю. Антонова – Вако, 2013. Серия КИМ

  8. Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 9 класс/Ю. Антонова – Вако, 2012. Серия КИМ

  9. Комплект цифровых образовательных ресурсов.