Разработка урока по робототехнике Введение в курс Робототехника: основы, области применения, виды. (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Дисциплина: Робототехника.

Учитель: Скирда Татьяна Ивановна.

Класс: 8

Дата:

Урок № 1.1

Тема занятия:

Введение в курс Робототехника: основы, области применения, виды.

Общие цели:

Изучение основ робототехники, объяснение, что такое робот, рассмотрение разновидностей роботов и области их применения. Ознакомление с техническими достижениями человечества.

Задачи урока:

Образовательная: объяснить, что такое робот, рассмотреть разновидности роботов и области их применения.

Развивающая: развивать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

Воспитательная: воспитывать стремление к творчеству, к поиску новых рациональных приемов труда, к внедрению теории в практику.  

Ожидаемый результат:

Учащиеся будут знать:

  • Определение Робототехника.

  • Современное состояние и перспективы развития образовательной робототехники в школе как интегративной учебной дисциплины, ее место и роль в системе общего образования.

  • Области применения робототехники.

  • Технические достижения человечества.

Учащиеся будут уметь:

  • Объяснять, что такое Робот и Робототехника.

  • Различать разновидности роботов.

  • Анализировать цели и содержание курсов образовательной робототехники, информатики, физики, технологии и предпринимательства для разных ступеней образования.

Ключевые идеи:

Развитие критического мышления на уроках робототехники.

Формирование исследовательских навыков: распознать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Межпредметная связь:

Интеграция урока робототехника с уроком физика и информатика.

План занятия:

Этапы урока, время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формативное оценивание

1.

Организационный момент. Приветствие, деление на группы, создание правил работы в группе.  (5 мин).

 Создание коллаборативной среды.

 

 

 

Приветствие учащихся. Ребята кто рад видеть нас всех вместе хлопните в ладоши, кто пришел получить много знаний – хлопните дважды, кто пришел поспать – хлопните трижды.

Просить учащихся, кто любит время года зима встать справа, кто лют время года весна – встать слева, лето – встать по центру класса. Тем самым формируются группы. Предлагает подумать и записать общие правила работы в группе. Указывает на то, что данных правил будем придерживаться работая на каждом уроке. Знакомит с оценочным листом.

Учащиеся выполняют установку учителя.



Учащиеся активно обсуждают и вырабатывают правила работы в группе, записывают их на флипчарте. После общего обсуждения ученики представляют 6 – 8 правил.

Правила работы в группе:

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.





Проводим анализ готовности учащихся к совместному труду устно.


2.

Стадия вызова. Целеполагание. (3 мин).

Определить тему и цель урока.

Раздает различные карточки и просит сответить на вопрос: Что общего между ними? (современный: смартфон, телевизор, пылесос, автомобиль, мультиварка, мясорубка, соковыжималка, автомобиль, холодильник). Можно ли их назвать роботом? О чем сегодня на уроке пойдет речь? Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке запишите на стикерах.

Учащиеся анализируют и делают умозаключение, что в них заложена программа и следовательно их можно назвать роботами. Оставляют стикеры на столах.


Устная похвала учителя.

3.

Стадия осмысления. Изучении новой темы: исследовательская и диалоговая работа в группе. (22 мин).

 Формировать исследовательские навыки: умение распознать, сравнить, анализировать, делать выводы.

 

 

 

 

 

Задает вопросы и корректирует ответы учащихся:

- Так, что же такое робот?

Просит обратить внимание на доску для сравнения ответа команд с правильным ответом.

Роботами мы называем устройства, которые имеют определенную программу действий и какой-то конечный набор функций.

Предлагает поработать с поисковой системой Google и найти ответ на такой вопросы: - Какое же значение имеет слово «РОБОТ» и каково его происхождение? Зачем нужны роботы?

Робот (от чешского robota — подневольный труд, rob — раб) - автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма.

Роботы нужны для:

  • работы в темных, грязных, опасных, и труднодоступных местах.

  • выполнения повторяющихся действий.

  • выполнения задач требующих очень большой точности.

  • повышения производительности на заводах и фабриках.

Подводит к тому, что учащиеся могут ответить на вопрос: Как называется наука, которая работает с роботами?

Робототехника – это междисциплинарная область с элементами дисциплин механической, электрической и компьютерной инженерии, которые направлены на дизайн, структуру, работу и применение роботов.

Дает задание группам и критерии оценивания. Четкость – 5 баллов, эстетичность в оформлении – 5 баллов, содержательность – 5 баллов,

ответы на вопросы (по одному от каждой группы) – 5 баллов.

Наблюдает за процессом исследовательской работы учащихся, консультирует группы, если возникли спорные вопросы.

1 группа: Создать  постер на тему «Разновидности роботов».

2 группа: Создать презентацию на тему «Достижения человечества».

3 группа:  Создать кластер на тему «Области применения роботов».

Учащиеся обсуждают в группах и спикер озвучивает ответ команды.















Записывают определения в тетрадях.































Создают постер, презентацию и кластер  с учетом критериев оценивания.


За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Взаимооценка групп в устной форме.

4.

Защита работ.

(6 мин).

 Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.


Предлагаю группам выбрать и подготовить спикера, затем разместив постер, кластер на доске, презентацию на экран и защитить. Корректирует в спорных вопросах.

Учащиеся выбирают спикера, подготавливают его к защите, защищают свою работу. Свободная группа задает вопросы и оценивает работу своих одноклассников.

Комментарии к ответам учащихся. Взаимооценивание групп по критериям.

5.

Обобщение. Мозговой штурм. (5 мин).

Определить уровень понимания изученного материала.

Мозговой штурм: Каждая команда задает по два вопроса.



Отвечают на вопросы команд.

Критерии оценивания мозгового штурма: за каждый правильный ответ 1 балл.

6.

Оценивание. (1 мин).

 

Провести оценивание работы учащихся. 

Суммативно оцениваю по результатам самооценки учащихся.

Подсчитывают итоговую оценку и заносят в оценочный лист. Учащиеся воспринимают анализ их работы и оценку.

И.О.= (И.О. – итоговая оценка, СО – стадия осмысления, МШ – мозговой штурм).

10 баллов – оценка 5, 8 – 9 баллов оценка – 4,

6-7 баллов оценка – 3,

менее 6 баллов – нужно поработать. Выставление отметок в дневники и в классный журнал.

6.

 

Домашнее задание. (1 мин).

 

Развивать интеллектуальные способности учащихся.

Учитель выдает домашнее задание: Найти информацию о международных соревнованиях по робототехнике.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

 

7.

Рефлексия на стикерах. (2 мин).


Получить обратную связь.

Учащиеся отмечают на стикерах галочкой те вопросы, на которые они получили ответы на уроке, вывешиваю на афишу. Предлагаю учащимся ответить на вопросы:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя процесс своей работы.


Ресурсы:

Презентация к уроку, раздаточный материал.


10