Урок химии в 8 классе по теме: Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области

«Закромско-Хуторская основная общеобразовательная школа»




Урок – путешествие по теме


«Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД».








Подготовила и провела

Авдюшина И. А.











2013г.


Цель урока: закрепить, систематизировать знания уч-ся по теме в игровой форме.

Ученики должны:

- классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;

- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;

- иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда;

- характеризовать химические свойства веществ данного класса с точки зрения ТЭД, записывать ионные уравнения;

- уметь практически доказывать основной и кислотный характер свойств неорганических соединений.

Оборудование: прошло лет (рисунок космического корабля), красные и синие звездочки,

таблицы растворимости, карточки с заданиями, пробирки, вещества, компьютер, презентация «Соль».


Ход урока.

  1. Оргмомент. Ребята, если говорят, что театр начинается с вешалки, то кабинет химии с Т. Б. Давайте вспомним основные правила работы в кабинете.

Не пробовать реактивы на вкус.

Расходовать экономно.

Остатки не возвращать.

Осторожно работать с кислотами и щелочами. При ожогах кислотами нейтрализовать раствором питьевой соды. При ожогах щелочами – слабым раствором уксусной кислоты.

  1. Тема урока, цель.

Учитель. Мы с вами совершим путешествие на планету «ОКНС» Готовы к путешествию? Тогда в путь! Нас ждет

удивительная и загадочная страна. Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество загадочных существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спокойные, уравновешенные, беспокойные, просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и очень вредные; кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные; конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Путешествовать мы будем на прошлолете.

Чтобы отправиться в путешествие мы должны приобрести билеты.

Цена билета – ваши знания. Если вы хотите путешествовать первым классом, покупайте красные билеты (задание на «5»), вторым классом зеленые (задание на «4»), а третьим синие (задание на «3»).

Задание1: «Найти родственников».

Аl(OH)3, CO2, Mn2O7, HNO3, SO2, CaSO4, H2SO3, Ca(OH)2, MgO, NaHSO4, CaO, K2SO3, Cu(OH)2, MgSO4, Ca(OH)Cl, HCl, S, H3PO4, Ca, NaOH, Al(OH)2 Cl.

Выпиши кислоты, основания, соли и оксиды. ( «3»)

Задание 2: Выпиши растворимые и нерастворимые основания, кислоты одноосновные и многоосновные, соли, напиши уравнения их диссоциации. («4»)

Задание 2: составь схемы генетической связи между веществами, напиши уравнения переходов, где это имеет место рассмотри уравнения в свете ТЭД. («5»)

Задание 3: выпиши соли кислые, основные и нормальные, назови их, напиши уравнения диссоциации. («5»)

Учитель. Итак, вы справились с заданием, и теперь мы можем отправляться в путь. Займите, пожалуйста, свои места согласно «купленным билетам».

Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много. Что же это за станция? Оксиды. А вот и новое задание. Если мы с ним справимся, нам дадут «зеленый свет».



  1. Известно ли вам, дети,

Какие есть оксиды на планете?

У оксидов пристрастия разные:

То кислоты им нравятся праздные,

То к воде их душа склоняется-

Скажите, как они называются?

(Основные оксиды).

2.А эти спешат к основаниям,

Растворимые, очень желанные,

Но с водой дружбу водят не все,

Уж, поверь.

Назовите оксиды теперь.

(Кислотные).

  1. Бывает двойственный оксид,

Он позабыв и честь, и стыд,

То к сильной кислоте спешит,

То где-то щелочь сторожит,

И тем и другим поклоняется.

Как такой оксид называется?

(Амфотерный оксид).



Подводятся итоги игры.

Учитель. А вот и новая станция. О! Да это станция экспериментов и называется она «Основания». А вот и задание. Я зачитываю вам стихотворение о свойствах оснований. После каждого четверостишия вы будете выполнять эксперимент.

Практическое задание

Изучим свойства оснований поскорей.

Начнем эксперимент со щелочей.

Сольем сначала щелочь с кислотой,

Из них получим только соль с водой.

Школьники проводят реакцию нейтрализации едкого натрия с серной кислотой и записывают уравнение реакции в тетрадях. (Вспоминаем Т.Б.)

А если с солью щелочь взять,

Получатся другая соль и основание опять.

Но правилу сему не стоит доверять,

Коль два условия не будешь соблюдать!

Вопрос: Какие это условия?

Ответ: Любая растворимая соль реагирует со щелочью с образованием нерастворимого основания.

Теперь возьмем оксид кислотный

И растворимый гидроксид,

И под водой на дне стакана —

Очередная соль лежит.

Ученики выполняют эксперимент. Получают углекислый газ и пропускают его через раствор гидроксида кальция.

Возьмем любой нерастворимый гидроксид,

Который с кислотой любезничать спешит,

А в результате — соль с водою.

Школьники выполняют эксперимент: проводят реакцию Сu(ОН)2 (полученный ранее) с кислотой.

Ну и последнее, о чем хочу я доложить:

При нагревании их можно разложить (Демонстрационный опыт)

Молодцы! Мы с вами и не заметили, как пролетело время и мы подъехали к новой станции.

Внимание! Следующая станция — КИСЛОТЫ.

Задание

После каждого четверостишия необходимо записать на доске уравнение реакции или провести опыт. Право ответа имеет участник, который первым поднял руку.

1.Кислота, кроме азотной,

И металл до водорода,

Образуют соль охотно

И, конечно, водород.

2. Кислота и синий лакмус —

Лакмус сразу станет красным.

Обнаружим так кислоты

В день хороший и ненастный.

3. Кислота и основание

Образуют соль и воду.

Именно вот это свойство

Взяли все кислоты в моду.

4. В кислоту внесешь оксид ты

Настоящего металла,

Без сомненья, соль и воду

Ты получишь, если надо.

После подведения итогов этого задания учитель объявляет:

Ребята мы прибываем к последней станции этой страны — "Соли». Посмотрите-ка, что написано на здании станции:

О, Соль! Как много в этом звуке

Для сердца химика слилось,

Как много в нем отозвалось.

А здесь нас с вами встречает гид — натрия хлорид. (Входит хлорид натрия ученик с надписью NаС1.)

Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу небольшую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе. (Показ презентации).

Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8 — 10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и её избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обепечивает необходимое осмотическое давление.

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времён Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль – символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.

Учитель. Пока мы с вами путешествовали, на этой станции случилось ЧП. Пропали жители, а вместо них появился незнакомец «Х». Давайте попробуем им помочь.

Задание

A) P→ P2O5 A

Б) Ba→BaO→B

B) A + B→X

Ответы:

4P + 5O2=2P2O5

P2O5 + 3H2O=2H3PO4

2Ba + O2=2BaO

BaO + H2O=Ba(OH)2

3Ba(OH)2