Урок на тему: Кристаллические решетки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по теме «Кристаллические решетки»

Тип урока: Комбинированный .

Цель: раскрыть понятия о типах кристаллических решеток; установить зависимость  физических свойств от строения вещества.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать и обобщить знания учащихся о веществах и их свойствах

  • Создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач

  • познакомить с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявить зависимость свойств веществ от типов «кристаллических решеток», химической связи и строения атомов;

  • научить определять тип кристаллической решетки и физические свойства по ним;



Развивающие:

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • формировать умение применять в различных ситуациях универсальные способы деятельности ( анализировать, планировать, делать выводы).

  • Развивать умение работать в парах, принимать решения; работать с различными источниками информации; развивать любознательность.

Воспитательные:

  • установление межпредметных связей;

  • повышение интереса к предмету;

  • воспитание внимательности, аккуратности

  • способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности.



Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: Презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт «Возгонка бензойной кислоты».

План урока

  • Мотивация и актуализация

  • Изучение нового материала с элементами лабораторной работы

  • Закрепление нового материала

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

  1. Мотивация и актуализация

Учитель: Ребята, вспомните из курса физики: какие агрегатные состояния вещества вам известны? Свои ответы запишите в виде схемы в рабочих листах.

Ответ: Существует три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. ( Презентация-слайд 4).

Учитель: Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.

Ответ: Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Учитель(дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде.

(Слайд )Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(tпл) переходят в жидкое состояниеплавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре(-1940С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре(-218,80С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ В РАБОЧИХ ЛИСТАХ

[pic] [pic] [pic] Вещества



Газообразные жидкие твердые

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы.

Как объяснить существование веществ со столь различными свойствами?

Почему одни вещества при ударе раскалываются в определенных плоскостях, а другие этим свойством не обладают?



Но, для того чтобы начать говорить об этом , нам необходимо поставить на уроке цель.

Цель формулируют учащиеся. Прием «Выбор цели по маршруту». (постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения новой темы.)

Учитель: Перед вами маршрут изучения новой темы. Прочитайте его . Особенно обратите внимание на тему урока, а также на то, что потребуется для успешного освоения нового материала, и на те знания, которые вы приобретете. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь и что вам необходимо повторить, чтобы успешно освоить данную тему. Запишите тему и цель урока в рабочий лист.



Учащиеся: Цель урока: раскрыть понятия о типах кристаллических решеток; установить зависимость     физических свойств от строения вещества.МАРШРУТ (слайд)



  1. Изучение нового материала



Учитель: Сегодня нас будет интересовать твердое агрегатное состояние вещества. Как вы уже обратили внимание, в химии часто используют различные классификации (например, все вещества можно разделить на простые и сложные или все вещества можно разделить на кислоты, соли основания и т.п.). Так вот, твёрдые вещества тоже можно классифицировать. В зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить .

Практическая работа.

Учитель: Назовите, какие твердые вещества находятся у вас на столах.

Ответ: Металлы, пластилин, поваренная соль: NaCl, .

Учитель: Как вы думаете? Какое из этих веществ лишнее?

Ответ: Пластилин

Учитель: Почему?

Делаются предположения.

Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу изучите дополнительный материал (приложение 2) и заполните в рабочем листе схему «Классификация твердых веществ»

[pic] [pic] Виды твердых веществ

Кристаллические аморфные

и заполните таблицу № 1

Давайте обратимся к таблице (таблица на экране). (ученики проверяют правильность заполнения таблицы и ставят оценку своей работы)

Учитель: Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Т.е., кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами. Видеоролик: Модели кристаллических решеток.

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные), в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки.

Учитель: А сейчас давайте выполним самостоятельную работу . У вас в конвертах дано задание для каждой пары. Изучив текст из дополнительного источника заполните таблицу. (ученики работают в паре ,каждой паре предложено одно из 4 веществ, изучив текст ученики заполняют таблицу затем каждая пара читает свою запись) на доске показывается слайд с таблицей.

Характеристики кристаллической решётки


Физические свойства

Тип химической связи

Частицы в узлах кристаллической решётки

Тип кристаллической решётки

Хлорид натрия





Графит





Вода





Железо







IV. Повторение и закрепление пройденного материала.

Учитель: Итак, ребята. Давайте подведём итог. Мы изучили тему «Кристаллические решётки». Знаем теперь отличие кристаллических и аморфных тел друг от друга. Знаем, какие типы кристаллических решёток существуют, и какими свойствами обладают вещества с разными кристаллическими решётками. Мы познакомились ещё с одним химическим законом – законом постоянства состава вещества. В качестве закрепления пройденного материала выполните задание. (Слайд №….)

Игра в крестики-нолики: зачеркните по вертикали, горизонтали, диагонали вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку.



( за 15 минут до окончания урока)Самостоятельная групповая работа . Класс разбивается по группам или парам (в зависимости от наполняемости класса).

Задание: Используя пластилин и зубочистки, изготовить модели кристаллических решёток:

  • Фторида лития;

  • Кислорода;

  • Алмаза.


Для выполнения этого задания каждая группа получает карточку инструкцию:

Карточка-инструкция.

1. Используя приложение 1, изучить строение, свойства веществ с:

  • Ионной;

  • Атомной;

  • Молекулярной;

  • Металлической кристаллической решеткой.

2. Полученные знания оформить в виде таблицы:

V. Домашнее задание и выставление оценок за урок.Учитель: Запишите домашнее задание: § 22, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала.



Кристаллы можно вырастить даже в бытовых условиях. Попробуйте выполнить творческое домашнее задание по выращиванию кристаллов.

Домашнее задание«Выращивание кристаллов»

Оборудование и реактивы. Чистые стаканы, картон, карандаш, нитки; вода, соль (NaCl, или СuSO4, или KNO3.)

Ход работы

Первый способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2–3 дня груз должен обрасти кристалликами.
Второй способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2–3 недели.

 IV. РЕФЛЕКСИЯПрочитайте цель занятия. Достигли вы цели? Отметьте на шкале  Заполните оценочный лист.
И чтобы поставить точку в нашем уроке у нас есть черный ящик. Отгадайте, какое вещество находится в нем. Это вещество не имеет определенной температуры плавления. Если его держать в руках, оно сначала размягчается, затем становится жидким. Вещество имеет сладкий вкус, коричневый цвет..
Она растает на руках. И след оставит на губах. И сладкий вкус её загадка

В заключение хочется упомянуть драгоценные камни: алмаз, сапфир, изумруд, александрит, аметист, жемчуг, опал и др. Драгоценным камням издавна приписывали целебные свойства. Считали, что кристалл аметиста навевает счастливые сны. Изумруд спасает от бурь. Алмаз бережет от болезней. Топаз приносит счастье в ноябре, а гранат - в январе. У вас у каждого на парте лежат камешки и я хочу чтобы каждому из вас он служил талисманом в учебе.