Тематическое планирование по химии 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАСС


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2010.

Цели и задачи:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

формирование экологического мышления, убеждённости в необходимости охраны окружающей среды.

Сведения о программе:

Программа под редакцией О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2010.

Количество учебных часов:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения химии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Из них: контрольных работ – 4; практических работ – 5; лабораторных работ – 10 час

Учебно-методический комплект:

  1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2015.

  2. Н.П.Троегубова. Контрольно-измерительные материалы по химии 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна 8 класс. – М.: Вако,2014.

Информационно-методическая и интернет-поддержка:

1. Журнал «Химия в школе», газета «1 сентября»;

2. Приложение «Химия», сайт [link] ).

В VIII классе рассматриваются основополагающие вопросы общей химии:

- место и роль химии в системе естественных наук;

- понятия о веществах и их измерении, химическом элементе и формах его существования;

- строение атома и периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева;

- строение вещества (виды химической связи и типы кристаллических решеток);

- состав, строение, общие способы образования названий и классификация веществ;

- важнейшие классы неорганических соединений.

За рассмотрением вопросов «статической» химии следует изучение химических превращений: условий и признаков протекания химических реакций, их классификация.

Продолжает знакомство с химическими реакциями тема «Растворы», в которой в свете теории электролитической диссоциации рассматриваются общие свойства классов неорганических соединений.

Первая тема курса химии VIII класса способствует актуализации химических знаний, полученных на уроках природоведения, географии и других наук о природе, с учетом реализации межпредметные связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в VIII классе рассматриваются такие понятия, как: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве.

Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль (гуманитарный, физико-математический и др.) курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также в повседневной жизни.

Значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту.

В авторской программой О.С. Габриеляна практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы. В данной рабочей программе 5 практических работ распределены по темам и проводятся после изучения соответствующего теоретического материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля качества их сформированности.


Содержание курса химии 8 класса и распределение тем:


Условные обозначения:



Введение

5 час

Комбинированный

Урок –семинар

Урок-контроль

Урок –практикум

Урок изучения нового материала

К

УС

УК

УП

УИНМ


Атомы химических элементов

10 час


Простые вещества

7час


Соединения химических элементов

14 час


Изменения, происходящие с веществам

12 час


Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18 час


Резерв свободного учебного времени

12 час

итого

68 час


Введение (5 ч.)

Основные задачи изучения

Актуализировать химические знания, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводить мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Способствовать формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования акцентировать внимание учащихся на то, что химия — наука экспериментальная, рассматривая такие понятия, как: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Показать роль химии в повседневной жизни, в природе и материальном производстве, пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе.

Способствовать формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту.


п/п

Тема урока раздела

Кол-во

часов


Тип урока

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта)

Требования к уровню подготовки обучающихся


Вид конт- роля, измери

тели

Дополнительные знания, умения.

(требования

повышенного уровня).

Оборудова

ние для демонстра

ций, лаб. раб., практ. раб.

Дата

проведения

Домашнее

задание

План

Факт


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Предмет химии. Вещества.

1


Вводный.

Вводный инструктаж по Т/Б.

Химия - как часть естествознания. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества.

Методы познания природы. Химический элемент и формы его существования.


Знать: - правила поведения в химическом кабинете, оказания первой помощи пострадавшим;

-определение химии как науки, важнейших хим. понятиях (хим. элемент, вещество, простое, сложное вещество, свойства веществ).

Уметь: - описывать физические свойства веществ;

- составлять и определять модели сложных и простых веществ;

- различать понятия химический элемент и простое вещество, тело и вещество.

Фрон.

вопросы,

упр. 3,8,9

Свойства веществ, формы существования химических элементов. Моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Изделия из стекла (химическая посуда) и алюминия.

Модели молекул.

Демонстрационный опыт: взаимодействие соляной кислоты с мрамором; помутнение «известковой воды».







§1,




2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.


1

К

Химическая реакция. Отличие химических реакций от физических явлений.


Знать:

-понятие: химическая реакция.

Понимать: - роль химии в различных областях жизни человека;

Уметь: приводить примеры и отличать физические явления от химических превращений.

Опрос.

Тест.

Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

История возникновения и развитие науки химии.

Химические явления (медная проволока, спиртовка, мел, соляная кислота, гидроксид натрия).



§ 2,


3

Практическая работа

1. «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием».


1

УП

Правила работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование, устройство лабораторного штатива, спиртовки.


Знать: - об основных правилах работы и безопасности в школьной лаборатории;

Уметь:- пользоваться основной лабораторной посудой и оборудованием.





Правила техники безопасности.

Нагревательные приборы. Проведение химических реакций при нагревании.

Лабораторное оборудование:

(спиртовка, химическая посуда-стеклянная и фарфоровая, лабораторный штатив).



Стр.174-180,

практ.

р-та №1

4

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Знаки (символы) химических элементов.


1

К

Химический элемент. Периодическая система и её структура. Группа, период.

Периодическая таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов.

Знать: - химическую символику элементов – химические знаки.

Уметь:- называть химические элементы по символам.

- объяснять физический смысл атомного номера хим. элемента, номеров группы и периода, к которым элемент приналежит в П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева.

работа по карточкам.

Происхождение названий знаков химических элементов.

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Портрет Д.И. Менделеева.




§4


5

Химические формулы.

Относительная атомная и молекулярная массы.



2

К

Химическая формула, индекс, коэффициент. Валентность. Относительная масса атомов и молекул.

Массовая доля элемента.

Проведение расчётов на основе формул с использованием понятий относительная атомная и молекулярная массы, массовая доля.

Знать: - физические величины Аr, Mr, ω;

- понятие «валентность».

Уметь:- вычислять Mr по предложенной химической формуле;

- вычислять массовые доли элемента в химическом соединении;

- *установление простейшей формулы вещества по ω.

диктант.

работа по карточкам.


Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.




§5,


Тема №1: Атомы химических элементов (10ч).

Основные задачи изучения темы № 1.

Углубить знание учащегося о периодическом законе и периодической системе: раскрыть смысл периодического закона химических элементов Д.И.Менделеева (периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений в зависимости от возрастания относительной атомной массы, причины периодичности). Изучить закономерности периодической системы химических элементов. Показать на примерах обобщающую, объяснительную и прогностическую функции теоретических знаний для развития науки и техники; раскрыть учащимся идею материального единства веществ. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать свойства химических элементов и характер соответствующих им соединений; устанавливать причинно-следственные связи, применять теоретические знания для объяснения и предсказания свойств простых и сложных веществ на основе знаний о строении атомов химических элементов. Сформировать умения учащегося строить умозаключения о природе химической связи на основании анализа состава вещества; устанавливать причинно-следственную зависимость свойств веществ от химической связи.

1

Основные сведения о строении атомов.


1

К

Атомы как форма существования хим. элементов.

Основные сведения о строении атомов: ядро (протоны, нейтроны, электроны).


Знать: - определение атома с точки зрения его строения;

- некоторую характеристику элементарных частиц.

Уметь: - определять состав атома предложенного элемента (№1-20), используя Периодическую систему как справочную таблицу;

- объяснять физический смысл порядкового номера элемента.

Опрос.


Взаимосвязь понятий: «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Понятие о массовом числе. Опыты Резерфорда.

Модели атомов.



§6,


2

Изотопы как разновидности атомов химических элементов.


1

К

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов.

Изотопы, как разновидность атомов одного химического элемента.

Знать: определение понятия «химический элемент».

Понимать: - общее и отличие в составах изотопов как разновидностей атомов одного и того же химического элемента.

Уметь: определять и записывать составы изотопов различных атомов.

Опрос.


Ядерные процессы.

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.




§7,

3

Строение

электронных оболочек атомов.



1

К

Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20. Энергетический уровень. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.


Знать: - важнейшую характеристику электрона.

Иметь представления о энергетических уровнях

Уметь:- изображать схемы строения электронной оболочки

Атомов предложенных элементов (№1-20);

- давать характеристику внешнего энергетического уровня

Тест.


Особенности больших периодов.

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.




§8,


4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов.


1

К

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Физический смысл номера группы, порядкового номера элемента, номера периода.

Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.


Знать: - физический смысл номера группы, порядкового номера элемента, номера периода.

Понимать: причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов

Уметь:- сравнивать и различать особенности строения атомов металлов и неметаллов.

Карточки

разного уровня сложности.



Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.




§9,


5

Образование ионов. Ионная химическая связь.


1

К

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента -

образование положительных и отрицательных ионов.

Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.

Знать: - определение понятий ионы, катионы, анионы, ионная связь.

Уметь:- записывать схемы образования ионных соединений между атомами типичных металлов и неметаллов.


Самостоятельная работа.


Водородная связь.

Таблицы, компьютерная презентация.



§9,


6

Ковалентная неполярная связь.


1

К

Ковалентная связь. Неполярная ковалентная связь. Кратность связи.


Знать: - сущность образования ковалентной связи между атомами неметаллов.

Уметь:- составлять схемы образования 2-х атомных молекул Н2 , О2, галогенов;

- записывать электронные и структурные формулы.


Карточки

разного уровня сложности.


Кратность связи, длина связи. Электронные и структурные формулы.

Понятие о валентности.

Таблицы, компьютерная презентация.



§10,


7

Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь.


1

К

Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь.


Понимать: значение электроотрицительности элементов для определения типа химической связи в соединениях.

Уметь:- составлять схемы образования молекул соединений неметаллов с разной электроотрицательностью;

- составлять электронные и структурные формулы;

- отличать соединения с полярной и неполярной ковалентной связью.


Карточки

разного уровня сложности.


Длина связи. Полярность связи.

Таблицы, компьютерная презентация.



§11,


8

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов.



1

К

Металлическая связь.

Металлическая кристаллическая решетка.

Зависимость физических свойств от типа строения.

Понимать: сущность и механизм образования металлической химической связи.

Уметь:- определять тип химической связи в соединениях;

- записывать схемы образования металлической связи на примере металлов главных подгрупп.

Опрос.


Единая природа химической связи.

Таблицы, компьютерная презентация, модели атомов металлов.



§12,


9

Систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи


1

УС

Выполнение упражнений различного уровня. Подготовка к контрольной работе.


Тест.



Таблицы, компьютерная презентация.



Подготов

ка к контрольной работе.

10

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

1

УК


Тексты разноуровневых заданий по вариантам.


Контрольная

работа №1





Повторить §6 -12.



Тема №2: Простые вещества (7 ч).

Основные задачи изучения темы № 2.

Дать представление о простых веществах (металлах и неметаллах), их составе и свойствах. Разъяснить одну из причин многообразия веществ - их различный качественный (элементный) и количественный состав, явлениие аллотропии.

Показать приемы мышления (сравнение, классификация, выделение существенного, конкретизация, обобщение).

Научить определять число структурных частиц по данному количеству вещества и наоборот

1

Простые вещества - металлы.

Общие физические свойства металлов.


1

К

Положение металлов и неметаллов в периодической системе.

Относительность деления элементов на металлы и неметаллы.

Металлическая кристаллическая решётка. Общие физические свойства металлов

Знать: - понятие и определение металлической связи.

Понимать: зависимость общих физических свойств металлов от типа кристаллической решётки.

Уметь: - давать характеристику металлов, исходя из их положения в П.С.Х.Э.;

- описывать общие и индивидуальные физические свойства предложенных металлов.


Опрос



Коллекции металлов.



§13,


2

Простые вещества неметаллы. Физические свойства неметаллов.


1

К

Аллотропия на примере кислорода и фосфора.

Положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов. Физические свойства неметаллов. Химические формулы. Расчет относительной молекулярной массы.

Знать: - определение аллотропии, химической формулы.

Понимать: - относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Уметь: производить расчёты по вычислению относительных молекулярных масс по химическим формулам.

Тест

Аллотропия неметаллов.

Коллекции неметаллов



§14,

3

Количество вещества.

1

УИНМ

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Представление о постоянной Авогадро.


Знать и понимать: - важнейшую физическую величину – количество вещества и её единицы измерения.

- взаимосвязь физико-химических величин: массы, количества вещества и числа структурных частиц (уравнения связи).

Уметь:- производить расчёты с использованием понятий «количество вещества», «масса», «постоянная Авогадро»;

- определять число структурных частиц по данному количеству вещества и наоборот.

Карточки

разного уровня сложности.


Киломоль, милимоль.

Химические соединения количеством 1 моль.



§15,


4

Моль.

Молярная масса.


1

УИНМ

Молярная масса.

Миллимолярная и киломалярная массы и единицы их измерения.

Расчет молярных масс по химической формуле.

Знать: - определение и понятие молярной массы и единиц измерения

Понимать: взаимосвязь между различными физическими величинами.

Уметь:- выполнять упражнения, производить расчёты.

Карточки

разного уровня сложности.



Таблицы с формулами.



§15

(до конца)

конспект.


5

Молярный объем газообразных веществ.


1

УИНМ

Молярный объем газов (Vm). Миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ.


Знать: - значение физической величины – Vm, единиц её измерения.

Уметь:- производить расчеты с использованием понятий «постоянная Авогадро», М, n, Vm.

Карточки

разного уровня сложности.


Милимолярный и киломолярный объёмы газов.




§16,

6

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Урок – упражнение.


2

К

Решение задач и упражнений с использованием понятий: ²количество вещества², ²молярная масса, ²молярный объем газов², ²число Авогадро². Подготовка к сигнальной работе.

Самостоятельная работа





повторить

§13-16, задание в тетради

Тема №3: Соединения химических элементов. (14 ч).

Основные задачи изучения темы № 3

Продолжить усвоение учащихся периодического закона и П.С. Уяснить причины соединения атомов друг с другом. Дать представление и продолжить формирование понятий ²электроотрицательность², ²ион², ²степень окисления².

Способствовать убежденности учащихся в познаваемости мира веществ и взаимосвязи противоположностей, развитию умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.

Показать учащимся, что выявление связей невозможно без предварительной классификации веществ, определение их химических свойств.


1

Степень окисления. Бинарные соединения


1

УИНМ


Понятие о степени окисления элементов в бинарных соединениях

Составление формул по степени окисления.

Знать: - определение степени окисления;

- название некоторых бинарных соединенй (хлоридов, сульфидов, нитридов и др.)

Знать и использовать алгоритм составления формул бинарных веществ.

Уметь: - находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления;

- давать название бинарным соединениям.

Опрос.



Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.




§17,

2

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения.


1

К

Понятие о гидридах и оксидах.

Составление формул оксидов, гидридов, их названия.

Знать: - определение оксидов, номенклатуру бинарных соединений; - свойства, нахождение в природе, применение важнейших бинарных соединений

Уметь: составлять и производить расчёты по химическим формулам

бинарных соединений.

Опрос.



Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Образцы оксидов.



§18,


3

Основания.


1

К

Основания. Щелочи.

Качественные реакции щелочей. Понятие о щелочной среде. Индикаторы.

Состав и названия, классификация.

Сложные ионы.

Знать: - определение оснований, их номенклатуру;

- свойства важнейших щелочей, их использование и правила безопасности при работе с ними.

Уметь:- составлять формулы оснований по степени окисления, давать названия и классификацию;

- распознавать опытным путём растворы щелочей

Тренажёр



Образцы оснований, индикаторов



§19,


4

Кислоты.

1

К

Кислоты, отдельные представители. Сложные и простые ионы.

Качественные реакции на кислоты, понятие о кислой среде.

Состав и названия, классификация.


Знать: - определение кислот, их номенклатуру и классификацию;

- понятие «основность»;

Уметь:- давать характеристику по предложенному плану;

- составлять химические формулы кислот по соответствующим кислотным оксидам;

- распознавать опытным путём растворы кислот.

Карточки

разного уровня сложности.



Образцы кислот, индикаторов

Таблица «Номенклатура кислот и солей»



§20,


5

Соли–как производные кислот и оснований.



2

К

Соли. Состав, классификация и номенклатура солей.

Составление формул по степени соединений.

Знать: - определение солей, их номенклатуру и классификацию;

Уметь: - составлять химические формулы солей, пользуясь таблицей растворимости;

- давать названия солям по соответствующим кислотным остаткам;

- классифицировать сложные вещества по их принадлежности к различным классам.

Карточки

разного уровня сложности.



Образцы солей. Таблица растворимости. Таблица «Номенкла

тура кислот и солей»



§21,


6

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

1

К

Виды агрегатного состояния веществ.

Кристаллическое и аморфное состояние твердых веществ.

Кристаллические решетки и их типы (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).


Знать: - особенности трёх агрегатных состояний веществ;

- типы кристаллических решёток и влияния их структуры на физические свойства веществ.

Понимать различие аморфной и кристаллической структуры веществ.

Уметь: - характеризовать и предсказывать свойства веществ, по структуре и типу строения.

Карточки

разного уровня сложности.



Таблица «Кристаллические решётки», модели кристаллических решёток.



§22,


7

Чистые вещества и смеси.

1

К

Чистые вещества и смеси, их отличия. Свойства чистых веществ и смесей. Способы разделения смесей.

Значение смесей в природе и жизни человека. Очистка питьевой воды.

Понимать различие чистых веществ и смесей;

- зависимость способов разделения смесей от физических свойств их компонентов.

Знать: - основные способы разделения различных типов смесей.

Уметь: - верно определять способ разделения предложенной смеси.

Хим. диктант.




Примеры чистых веществ и смесей. Опыт: «Разделение смесей



§23,


8

Практическая работа № 2

«Очистка загрязнённой поваренной соли».

1

УП

Способы разделения смесей.

Очистка веществ. Фильтрование.

Выпаривание.

Кристаллизация соли.

Знать: - различные приёмы разделения смеси на основе знаний физических свойств её компонентов;

- лабораторное оборудование, приёмы безопасного обращения с ним.

Уметь: - формулировать цель и правила работы;

- строго следовать инструкции;

- фиксировать наблюдения в процессе эксперимента, последовательно описывая все действия.





Смесь поваренной соли, песка и угля, воронка, фильтр, фильтровальная бумага, пробирки, спиртовка, стеклянная трубочка.



Повторить §22-23


9

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора).


1

К

Массовая доля. Объемная доля. Примеси.

Понятие о доли компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы и объёма вещества в смеси по его доле.

Знать: - понятия «доля», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля»;

- схемы взаимосвязей физических величин с использованием понятия «доля».

Уметь: производить расчёты

Карточки

разного уровня сложности.



Таблицы.



§24,


10

Расчеты связанные с понятием "доля"

1

К

1.Расчёт массовой и объёмной долей компонентов смеси веществ. 2.Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3.Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определённой массы раствора с известной массовой долей вещества.

Уметь: - решать задачи и упражнения на расчет доли и нахождение массы или объёма компонентов смеси.

Проверочная работа


Таблицы.



§24,


11

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества в нем»


1

УП

Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определённой массы раствора с известной массовой долей вещества.

Взвешиванме. Приготовление растворов.

Уметь: - выполнять важнейшие лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ;

- готовить растворы заданной концентрации.



Вода, поваренная соль, весы, мерный цилиндр, стеклянная трубочка.





12

Обобщение и систематизация знаний по темам

2,3

1

УС



Тесты,

упражнения





Повторить

§ 17-24,

13

Контрольная работа №2 по темам «Простые вещества» и «Соединения химических элементов»

1

УК



Контрольная работа №2






Тема №4: Изменения, происходящие с веществами. (12 ч).

Основные задачи изучения темы № 4

Раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления; познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией; подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических с физическими и биологическими), сформировать у учащихся обобщенные химические знания о веществе и химической реакции (на атомно-молекулярном уровне), показать значение этих знаний для понимания мира веществ, практики людей.

Продолжить ознакомление учащихся с приемами мышления (сравнение, классификация, выделение существенного, конкретизация, обобщение).

1\

Физические явления.


1

К

Явления – как изменения, происходящие с веществами. Физические явления в химии.

Знать: - сущность физических явлений, связанных с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе.

Уметь: - приводить и объяснять примеры физических явлений

Опрос.









§25,

2

Химические реакции.


1

К

Химические явления.

Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.

Реакции горения.


Знать: - сущность химических явлений в отличии от физических;

- классификацию химических реакций по тепловому эффекту процесса;

- условия начала химического процесса.

Уметь: описывать условия и признаки различных химических процессов; - объяснять демонстрируемые процессы, различать физ. и хим. явления.

Гафический диктант.



Примеры химических реакций.




§26,


3

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.



1

К

Закон сохранения массы веществ и его значение. Индексы и коэффициенты.

Химическое уравнение – как условная запись химической реакции.


Знать: - формулировку закона сохранения массы веществ;

- алгоритм составления химического уравнения;

Понимать практическое применение и значение закона сохранения массы веществ.

Уметь:- комментировать записи формул и уравнений с использованием индексов и коэффициентов;

- производить расчёты по химическим уравнениям.

Опрос.









§27,



4

Расчёты по химическим уравнениям.

1

К

Химические уравнения. Составление и расчёты по уравнениям химических реакций.

Уметь составлять уравнения химических реакций.

Карточки

разного уровня сложности.






§28,


5

Химические уравнения: реакции разложения.


1

К

Реакции разложения. Примеры

реакций разложения, особенности, условия протекания, признаки. Понятие о катализаторах, ферментах.

Электролиз воды

Знать: - классификацию химических реакций по разным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, поглощению или выделению энергии;

- определение реакции разложения.

Уметь: - составлять уравнения реакций разложения по предложенным схемам.

Тренажер.


Понятие о скорости химической реакции.

Катализаторы. Ферменты.


Разложение перманганата калия, получение кислорода.



§29,


6

Реакции соединения.




1

К

Реакции соединения. Примеры

реакций соединения, их особенности, условия протекания, признаки.

Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.


Понимать различие реакции соединения и разложения.

Знать: - определение реакции соединения.

Иметь представление об обратимости химических процессов, каталитических и некаталитических процессах

Уметь: составлять и записывать уравнения реакций соединения по предложенным схемам, производить по ним расчёты.

Карточки

разного уровня сложности.


Каталитические и некаталитические процессы.

Понятие об обратимости химических реакций.


Горение магния.



§30,


7

Реакции замещения.

1

К

Сущности реакции замещения, их особенности, условия протекания, признаки. Первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Знать: - определение реакции замещения;

- отличие реакции замещения от реакций разложения и соединения

Уметь: составлять уравнения реакций замещения по предложенным схемам;

- производить расчёты по уравнения реакций замещения.

Самостоятельная работа по карточкам.




Взаимодействие цинка с соляной кислотой, железа с сульфатом меди.



§31,


8

Реакции обмена.


1

К

Реакции обмена, их особенности, условия протекания, признаки.

Реакции нейтрализации.


Знать: - определение реакции обмена, их отличие от других типов реакций;

- классификацию хим. реакций по разным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, поглощению или выделению энергии;

- особенности реакции нейтрализации как частный случай реакций обмена.

Уметь: составлять уравнения реакций обмена по предложенным схемам;

- классифицировать предложенные и составленные уравнения различных типов.

Карточки

разного уровня сложности.


Взаимодействие с водой некоторых бинарных соединений (необратимый гидролиз)

Реакция нейтрализации щёлочи и соляной кислоты в присутствии индикатора.



§ 32,


9

Расчеты по химическим уравнениям.


2

К

Решение задач на нахождение количества, массы и объёма продукта реакции по количеству, массе, объёму исходного вещества. Расчеты, с использованием понятия «доля».

Уметь: - вычислять массы и кол-ва вещества по известной массе или кол-ву одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;

- вычислять массы (количества вещества или объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;

- вычислять массы (количества вещества или объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.

Тренажер






§ 32,

§ 33,


10

Обобщение и систематизация знаний по теме № 4

1



УС

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Классификация химических реакций.

Уравнения химических реакций.


Карточки

разного уровня сложности.








Подготовка к контрольной

работе



Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»


1

УК

Тексты разноуровневых заданий по 4 вариантам.



Контрольная работа №3







Повторить

§ 25- § 32



Тема №5: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 ч).

Основные задачи изучения темы № 5

Углубить представление учащихся о веществах и химических реакциях на основе знаний об электролитах, электролитической диссоциации и реакциях ионного обмена; обучить умениям выражать сущность реакций сокращенными ионными уравнениями и применять полученные знания для характеристики химических свойств кислот, солей, оснований. Продолжить формирование ведущей идеи курса химии о зависимости свойств веществ от состава и строения. Раскрывать значение научного предвидения на примерах взаимодействия ионов в растворе. Развивать понятия и представления, изученные ранее, о строении атомов и ионов, видах химической связи, электроотрицательности, типах кристаллических решеток, составе сложных веществ, классификации неорганических соединений.


1

Растворение.

Растворимость веществ в воде. Типы растворов.


1

К

Растворение, как физико-химический процесс.

Понятие о гидратах, кристаллогидратах, насыщенных, ненасыщенных и перенасыщенных растворах. Растворимость.


Иметь представление: - о растворах и растворении с точки зрения физ.-химической теории;

Знать: - классификацию растворов и их определения.

Уметь: - пользуясь таблицей растворимости, давать классификацию веществ по растворимости.

Карточки

разного уровня сложности.


Иметь представление:

- о гидратах и кристаллогидратах как продуктах взаимодействия растворённого вещества и растворителя.


Кривые растворимости.


Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Таблица раствори

мости.



§34

2

Электролитическая

диссоциация.


1

К

Электролитическая

диссоциация. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи.

Электролиты и неэлектролиты.


Знать: - определение процесса диссоциации, электролитов и неэлектролитов, степени диссоциации.

Понимать - механизм диссоциации веществ с разным типом связи.

Иметь представление: о сильных, слабых электролитах процессах гидратации, ионизации и ассоциации.

Уметь: классифицировать вещества по степени диссоциации, используя таблицу растворимости.

Тренажер

Степень диссоциации. Классификация веществ по степени диссоциации.

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Таблица раствори

мости.



§35,


3

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

К

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах.

Знать: - определение катионов и анионов;

- определение кислот, солей и оснований с точки зрения ТЭД

Понимать классификацию ионов по составу (простые и сложные), по заряду (катионы и анионы), по водной оболочке (гидратированные и негидратированные).

Уметь: - составлять уравнения диссоциации кислот, солей и оснований;

- -объяснять общие свойства кислот и щелочей наличием общих ионов.

Самостоятельная работа.


Гидратирован

ные ионы.

Портреты С.Аррениуса и Д.И.Менделеева



§36,




4

Ионные уравнения реакций.


2

К

Реакции ионного обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения.

Запись уравнений реакций (молекулярных, полных и сокращенных ионных) при помощи таблицы растворимости

Знать: - определение и сущность ионных уравнений реакций, реакций нейтрализации;

- отличие ионных реакций от молекулярных;

алгоритм составления ионных уравнений.

Понимать особенности процессов, идущих «до конца» и условия их протекания.

Уметь: - составлять ионные уравнения по молекулярным и полные ионные и молекулярные уравнения по сокращённым ионным.

Опрос.


Реакция нейтрализации.

Реакции, идущие с образованием нерастворимого осадка и углекислого газа.



§37,


5

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и свойства.


1

К

Определение кислот, как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот по различным признакам. Общие свойства кислот. Индикаторы. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Знать: - определение кислот с точки зрения ТЭД;

- схему общих химических свойств кислот, обусловленных наличием катиона водорода.

Уметь: - классифицировать кислоты по разным признакам;

- использовать таблицу растворимости для характеристики химических свойств кислот;

- пользоваться рядом напряжения металлов;

- распознавать опытным путём растворы кислот.

Самостоятельная работа.






Взаимодействие магния и оксида магния с соляной кислотой.

Реакция нейтрализации.

Компьютер

ная презентация.



§38,


6

Основания в свете теории электролитической диссоциации,

их классификация и свойства.

1

К

Определение оснований, как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам.

Общие свойства растворов щелочей, обусловленных наличием ионов OH-

Индикаторы. Реакции ионного обмена.

Знать: - определение оснований с точки зрения ТЭД;

- схему общих химических свойств щелочей, обусловленных наличием аниона гидроксогруппы.

Уметь: - классифицировать основания по разным признакам;

- использовать таблицу растворимости для характеристики химических свойств щелочей и нерастворимых оснований;


Самостоятельная работа.



Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение нераствори

мого основания (гидроксида меди), нагревание

гидроксида меди.



§39,


7

Оксиды, их классификация и свойства.


1

К

Оксиды.

Состав и их классификация.

Свойства кислотных и основных оксидов.

Знать: - определения оксидов различных типов;

- классификацию оксидов по разным признакам;

- схему общих свойств основных и кислотных оксидов.

Уметь: классифицировать оксиды по разным признакам;

- составлять молекулярные и ионные уравнения, характеризующие общие свойства основных и кислотных оксидов.

Опрос.


Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.


Образцы оксидов, взаимодействие их с кислотами.





§ 40,


8

Соли, их классификация и свойства.



2

К

Соли как электролиты, их диссоциация. Правила использования ряда

напряжений металлов.

Знать: - определение солей с точки зрения строения и ТЭД;

- классификацию солей по их составу;

- схему общих свойств нормальных солей.

Уметь: классифицировать оксиды по разным признакам;

- составлять молекулярные и ионные уравнения, характеризующие общие свойства нормальных солей


Диктант.

Соли средние (нормальные), кислые и основные.

Диссоциация кислых и основных солей.

Взаимодейс

вие солей с кислотами, солями и более активными металлами.



§ 41,


9

Практическая работа №4 «Ионные реакции.

Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».


1

УП

Реакции ионного обмена, идущие «до конца».

Общие химические свойства основных классов неорганических соединений.

Уметь: - проводить реакции, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ, протекающие в растворах «до конца»;

- пользоваться таблицей растворимости, записывать реакции в молекулярном и ионном (полном, сокращенном) виде.






Повторить

§38- 41



10

Генетическая связь между классами неорганических соединений.


1

К

Основные классы неорганических веществ. Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

Иметь представление о генетической связи и генетических рядах.

Уметь: - осуществлять предложенную схему превращений, записывая уравнения в молекулярном и ионном виде.

Задания разного уровня сложности.






§ 42


11

Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»


1

УП


Решение экспериментальных задач.

Наблюдение, описание выполненного химического эксперимента, распознавание опытным путём

Уметь: - самостоятельно проводить исследования и выполнять химические опыты при экспериментальном решении задач;

- подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения данной задачи, соблюдая правила работы в химическом кабинете;

- анализировать результаты опытов.




Соляная и серная кислоты, щёлочи, индикаторы, оксид меди, железный гвоздь, сульфат меди, спиртовка, спички, карбонат кальция, известковая вода.




12

Обобщение и систематизация знаний по теме № 5

1


УС



Тесты







Подготовка к контрольной

работе

13

Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

УК

Тексты разноуровневых заданий по 3 вариантам.


Тесты






14

Окислительно-восстановительные реакции.



1

К

Окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Классификация химических реакций по изменению степени окисления

Метод электронного баланса.

Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов.

Знать: - сущность и определение окислительно-восстановительных реакций;

- понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

- алгоритм составления ОВР методом электронного баланса.

Уметь: - определять степень окисления по химическим формулам;

- составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Самостоятельная работа.


Реакции окислительно-востановительные и реакции ионного обмена, их отличия.



Компьютер

ная презентация.



§ 43


15

Свойства основных классов неорганических веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.



1

К

Классификация химических реакций по изменению степени окисления. Окислитель и восстановитель.

Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР.


Уметь: - классифицировать реакции по изменению степеней окисления и др. признакам;

- расставлять коэффициенты с помощью метода электронного баланса;

- определять роль элемента в ОВР по степени окисления.

Задания разного уровня сложности.




Компьютерная презентация.



§ 43


16

Свойства основных классов неорганических веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.


1

К

Классификация химических реакций по изменению степени окисления. Окислитель и восстановитель.

Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР.


Уметь: - классифицировать реакции по изменению степеней окисления и др. признакам;

- расставлять коэффициенты с помощью метода электронного баланса;

- определять роль элемента в ОВР по степени окисления.

Задания разного уровня сложности.






§ 43


17

Итоговая контрольная работа и её анализ.

1

УК

Тексты разноуровневых заданий по 3 вариантам.


Контрольная работа.







18


Резервное время


1

К

Повторение и систематизация пройденного материала