Аналитическая справка о реализации программы ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Аналитическая справка

о профессиональных достижениях


Артеменко Сергея Анатольевича

учителя географии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы № 8 г. Ярцево

Ярцевского района Смоленской области


Я, Артеменко Сергей Анатольевич работаю в основной общеобразовательной школе № 8 с 2013 года учителем географии . Образование высшее окончил Киргизский Государственный Университет в 1986 году по специальности «Биолог, преподаватель биологии и химии»

Стаж педагогической работы 27 лет.

Веду часы географии с 5 по 11 класс.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю: обучение и воспитание детей с различными образовательными возможностями, учет образовательных интересов разных групп учащихся.

Реализую данные задачи через систему работы, обеспечивающую хорошее качество знаний. Для достижения поставленной цели прививаю интерес к преподаваемым предметам, развиваю умения, навыки и коммуникативные возможности ученика, как активного участника учебного процесса, а не пассивного слушателя.


I. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижения выше средних в субъекте РФ.


Позитивная динамика степени обученности.

Рассмотрев результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показания динамики их достижений, я пришёл к выводу, что у меня за последние время выявлена положительная динамика степени обученности в форме положительных результатов.

Все учащиеся по итогам четверти и года в течение двух лет моей работы имеют 100% успеваемость. Веду постоянную работу над повышением качества знаний учащихся. Особенность общеобразовательной школы в том, что у нас нет отбора учащихся, обучаются дети из различных категорий семей.

Анализ классных журналов и отчётов по предметам также подтверждает улучшение качества знаний и увеличение степени обученности учащихся.















В последнее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников.

Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения. Цель нашей школы- создание условий для получения обучающимися качественного доступного образования.

Педагогическая деятельность для меня - это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение теоретического материала позволяет мне использовать в работе различные технологии и методики обучения

Технология модульного обучения

Эта технология позволяет создать такую систему обучения, которая обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся самостоятельно идут к конкретной цели познания. Необходимо осознать модульное обучение как систему. Модульная программа – это блок разных по типу уроков, разнообразных по доминирующей цели: изучение нового, закрепление знаний, умений, навыков, обобщение и контроль. Также это создание технологической карты с определением дидактической цели, места и роли каждого урока.

В результате применения этой технологии максимум времени ученик работает самостоятельно (планирует, организует, контролирует и оценивает работу сам).

Это учит его видеть пробелы в своих знаниях, умениях, повышает мотивацию учения, позволяет максимально индивидуализировать работу, интегрировать учебное содержание.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова).

Эта технология мною применяется во всех классах. Она позволяет реализовать целый комплекс методических приемов, обеспечивающих приобретение глубоких знаний, а также постоянный контроль над ходом усвоения нового материала. Основными принципами технологии являются: личностно-ориентированный подход, гуманизм (все дети талантливы), ученье без принуждения, бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив, рост успеха. Ребята на уроке очень активны. Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую.

Технология проектов

Этот метод я в основном применяю во внешкольной деятельности для решения исследовательских задач на межпредметной основе. Я по этой технологии работала с учащимися 9 класса (в состав группы входило 4 человека). Это творческая, в значительной мере, самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая: поиск информаций, анализ и обобщение собранного материала, выработка гипотез собственных исследований, практическую направленность проекта.

Технология конструирования и использование тестовых заданий на уроках географии

Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения, дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы, нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.

Информационные компьютерные технологии.

- Способствуют совершенствованию методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в школе.

- Облегчают организацию учебной деятельности, упрощают ее

планирование.

- Способствуют более эффективному использованию объяснительно-иллюстративного метода, например, при необходимости в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

- Дают возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни.

- Облегчают сбор и хранение разнообразной информации, создают

оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного материала.

- Облегчают процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся и их коррекцию; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников.

- Презентации позволяют создать образ описываемой территории,

показывают ее красоту, уязвимость.

- Позволяют не только показать географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его изучением.

- Позволяют представить вопросы или задания теста в электронном виде, что экономит бумагу и время.

- Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона.

- Открывают новые возможности использования картографического метода обучения.

- Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения.

- Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный процесс.

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии проблемного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

Модернизация образования не может проводится без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование ИКТ позволяет развивать новые формы традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.

    1. Применение современных технологий и методик.

Считаю, что в последние годы мне удается более качественно организовать свою образовательно-воспитательную деятельность на основе использования современных педагогических технологий. Компьютер используется в образовании с целью совершенствования методик, форм и методов работы с обучающимися.

Опыт показывает, что существует влияние частоты использования ИКТ на эффективность урока, т.к. ИКТ влияют на оценочно – мотивационную сферу личности. Если ИКТ используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течении многих уроков подряд приводит к потере интереса. В своей практике стараюсь найти оптимальный вариант применения:

а) использую ИКТ в начале каждого раздела программы для становления зрительного образа изучаемого двигательного действия и закрепления ассоциативного мышления;

б) при обучении использую ИКТ во вводной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части,

в) использую ИКТ не более 5 минут подряд ввиду традиционной нехватки времени на достижение цели урока.

Свою работу строю с позиции технологии деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон), т.к. считаю, что только на организации самостоятельной деятельности ученика должен строиться учебно-воспитательный процесс в школе. Поэтому применяю уроки «открытия» новых знаний, уроки-рефлексии, уроки развивающего контроля, уроки-тренинги.

Использование элементов технологии адаптивного обучения (А.С.Границкая) позволяет мне варьировать обучение, создавать новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Формирование самостоятельности осуществляется через развитие компетентностей, поэтому мною реализация компетентностного подхода заложена еще в календарно-тематическом планировании, в котором указываю формируемые ЗУНы и ключевые компетенции на каждый урок.

Компетентностный подход в обучении предполагает использование новых педагогических технологий, форм и методов обучения. Одна из форм, используемых мною - это коллективный способ обучения (работа в парах сменного состава) по А.Г.Ривину- В.К.Дьяченко, которую провожу на любом уроке по 10-15 минут. Коллективный способ обучения использую и при организации групповой работы (мозговой штурм, игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», мозаичная группа, метод пилы), т.к. данная форма позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению.

С целью развития интеллектуальных способностей школьников, созданию условий максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяю игровые приемы. Они основаны на использовании индивидуальной (карточки, интерактивные тренажеры по предметам), парной (дидактические игры) и групповой (урок- сказка, игра-КВН, деловые игры) форм работы и эффективны на любом этапе урока.


2.3. Подтверждение эффективности применения современных технологий и методик данными психолого - педагогической диагностики.


Результат: Использованием компьютерной техники на уроках географии и информатики добиваюсь интеграции традиционных и современных инновационных средств обучения, повышения мотивации и интереса обучающихся.

На своих уроках я активно применяю учебные электронные издания, видеофрагменты, слайды, электронные презентации, мультимедиа-учебники, интерактивные карты. К урокам созданы компьютерные презентации, которые применяются систематически. Применение компьютера в сочетании с аудиовизуальными средства­ми повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизи­рует познавательную деятельность, разви­вает мышление и творческие способнос­ти ребенка, формирует активную жизнен­ную позицию в современном обществе. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии применяются на уроках по изучению нового и закрепления прой­денного материала, требующего иллюст­раций закономерностей развития приро­ды и общества на конкретном материале регионального содержания, а так же в качестве самостоятельной работы с ком­пьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии.

Компьютерные презентации, разработанные средствами MSPowerPoint,  созданы для курсов [link] (Приложение № 8 )

Учащиеся принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах. Считаю, что задача олимпиад состоит не только в отборе сильнейших, но здесь еще и важен показ широты интересов к географической науке.

Динамика участия школьников в районных олимпиадах по географии:


уровень

Муниципальный

уровень


2008-2009


6

3

участие

2009-2010


5

2

3 место 9 класс

2010-2011

4

1

участие

2011-2012

школа № 2

г. М. Вишера

27

10

2 место 8 класс

3место 8 класс

2 место 9 класс

3 место 9 класс



К сожалению, в последние годы количество детей в нашей школе уменьшается, уменьшаются и шансы получения призовых мест на муниципальном уровне. Но в прошлые годы в школе неоднократно были победители районных олимпиад по географии и участники областной олимпиады в 2007 году. В 2011-2012 учебном году за время работы в школе № 2 Г. Малая Вишера учащиеся 8-го и 9-го классов заняли 4 призовых места по географии.

Вывод: Учащиеся показывают хорошие результаты при проведении школьных и районных олимпиад, повышается интеллектуальный уровень учащихся.

(Приложение № 9)



Проанализировав результаты за последние 3 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос.

За период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся). Количество учащихся вовлечённых во внеурочную деятельность – 100 % .

Думаю, что и дальнейшее применение современных технологий и методик даст хорошие результаты.




Справка составлена ______________________ М.А. Стратонникова.


Сведения, содержащиеся в справке, подтверждаю:

Директор МОУ ООШ д. Дворищи ___________Т.А. Котова.



14 декабря 2011г.


6