Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии в 5 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Гимназия № 39» Ленинского района городского округа город Уфа РБ

Ассоциированная школа ЮНЕСКО





ЭКСПЕРТИЗА ПРОВЕДЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры (МО) председатель НМС

________________________________ директор гимназии

Руководитель кафедры (МО) ______________ И.П.Киекбаева

______________ (_Файзуллина Э.А) Приказ № _____ от _______ 20___ г.

протокол № ____ от _______ 20__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии по внеурочной деятельности

«География для любознательных»

5 класс












Составитель:

Зайцева И.А., учитель географии высшей категории,

Отличник образования РБ МБОУ гимназия № 39 г.Уфа


Уфа-2016

  1. Пояснительная записка


Нормативно-правовой базой кружка общеинтеллектуального направления «Занимательная география «География для любознательных» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №39» на 2016-2017 гг.

- Устав МБОУ «Гимназия №39»

- План внеурочной деятельности в 5 классе МБОУ «Гимназия №39»

- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.


Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.

Идея данного кружка возникла не случайно, а на основе анализа данных о путешествиях россиян по разным странам и регионам мира. С развитием индустрии организованного туризма возник и так называемый самостоятельный («дикий») туризм.


Цель внеурочной деятельности – расширение знаний по географии через презентации, лекции, видеофильмы и сообщения. При подготовке сообщений учащиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.


Задачи занятий:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о природных явлениях и путешественниках;

  • Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

  • Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;

  • Развивать познавательные возможности пятиклассников;

  • Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.

  • Развивать логическое и образное мышление;

  • Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;

  • Устанавливать межпредметные связи: с математикой, иностранным языком, историей, биологией и т.д.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

  • Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.


Внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению.


Вклад учебного предмета в общее образование:

Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;

  • умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика кружка

  3. Место кружка в учебном плане

  4. Результаты освоения материала кружка

  5. Содержание работы внеурочной деятельности «География для любознательных»

  6. Календарно-тематическое планирование кружка

  7. Требования к уровню подготовки учащихся

  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка

  9. Планируемые результаты работы кружка

  10. Приложения к программе кружка


II. Общая характеристика кружка

Внеурочные занятия «»География для любознательных» реализуют общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Целесообразность общеинтеллектуального направления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации проектной деятельности.

Основными задачами являются:

-  формирование навыков научно-интеллектуального труда;

-  развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

-  формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

-  овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

По итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.


III. Место кружка в учебном плане

Межпредметная внеурочная деятельность в области географии «География для любознателдьных» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


IV. Результаты освоения материала кружка

Особенность кружка состоит в том, что он расширяет кругозор учащихся, материал выходит за рамки школьной программы, развивает их географическую грамотность, знакомит с удивительным миром природы, с жизнью людей.

В ходе занятий кружка учащиеся приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.



V. Содержание работы кружка «География для любознательных»

1.Как люди обживали Землю? – 1 час.

2.Каменная оболочка – литосфера – 6 часов.

3.Воздушная оболочка Земли – 5 часов.

4. Водная оболочка Земли – 13 часов.

5. Знакомство с Африкой – 3 часа.

6. Знакомство с Австралией – 1 час.

7. Материк рекордов – Южная Америка – 1 час.

8. Самый холодный материк – Антарктида – 1 час.

9. Материк – гигант – 2 часа.

10. Подведение итогов обучения на курсах внеурочной деятельности.


Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:

Личностными результатами изучения курса «География чудес» являются:

  1. проявлять устойчивый познавательный интерес к уникальным природным объектам своей страны;

  2. самостоятельно определять и объяснять свои чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения разнообразия уникальности природы России, особенностей деятельности человека на территории данных объектов;

  3. развитие творческого мышления.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «География чудес» являются:

  1. регулятивные: знать основные правила поведения в окружающей среде; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

  2. коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что? Кто? Как? Откуда? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем?; слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию;

  3. познавательные:наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в результате совместной работы.

Предметными результатами изучения курса «География чудес» являются:

знать/понимать

  1. иметь представление об уникальности природы нашей страны

  2. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Уметь

  1. описыватьприродные объекты России, называя их отличительные признаки, особенности их формирования;

  2. характеризовать условия, необходимые для сохранения уникальных памятников природы России;

  3. сравниватьприродные объекты одной группы (горы, озера, реки и т.д.), называя их сходства и различия;

  4. осуществлять поиск необходимой информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, художественного текста, и обсуждать полученные сведения;

  5. формулировать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

  6. представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, в дидактической игре);

  7. оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. узнавания в окружающей природе своей страны изученные природные памятники;

  2. удовлетворения познавательных интересов.



  1. Календарно-тематическое планирование кружка




Дата

Тема занятия

Содержание деятельности


Вводное занятие.

Как люди обживали Землю, моря и океаны.


Лекция, беседа


Каменная оболочка нашей планеты – литосфера.

Горы дышат огнем.

Беседа, презентация, видеофильм.


Гейзеры и их природа.

Долина гейзеров на Камчатке.

Йеллоустонский национальный парк.

Лекция, презентация.


Когда планета содрогается.

Волны-убийцы – цунами.

Беседа, презентация, видеофильм


Чудеса подземелья.

Беседа, презентация, видеофильм


Каменные идолы, разбросанные по миру.

Презентация, беседа.


Игра – викторина.



Воздушная оболочка Земли – атмосфера.

Когда дует ветер.

Беседа, презентация, видеофильм


О песчаных бурях и поющих песках.

Беседа, презентация, видеофильм




Пугает …свет.

Воздушные иллюзии.

Удивляет электричество.

Где – мороз, а где – жара.

Беседа, презентация, видеофильм



Беседа, презентация, видеофильм


Загрязнение воздушной оболочки.

Конференция.


Викторина.


13.


Водная оболочка Земли – гидросфера.

Состав гидросферы.

Лекция, презентация.

14.


Три состояния воды на планете.

В семье рек и озер.

Лекция, презентация, беседа.

15.


Уникальные озера.

Лекция, презентация.

16.


Самые-самые реки.

Лекция, презентация.

17.


Водопады, их история.

Лекция, презентация.

18.


Необычное в обычном. Болота пугают.

Лекция, презентация.

19.


Уникальные моря.

Бермудский треугольник.

«Летучие голландцы»

Лекция, презентация.

20.


«Реки» в океане.

Бутылочная почта.

Лекция, презентация.

21.


Интересные острова в Мировом океане.

Остров Пасхи.

Лекция, презентация.

22.


Остров Врангеля.

Остров Гренландия.

Остров Мадагаскар.

Лекция, презентация, сообщения.

23.


Уникальный Большой Барьерный риф.

Лекция, презентация, сообщения.

24.


Загрязнение водной оболочки.

Конференция.

25.


Викторина.


26.


Самый жаркий материк Земли и его уникальный мир природы.

Лекция, презентация.

27.


Самые маленькие люди планеты и самые высокие проживают в Африке.

Лекция, презентация.

28.


Как в прошлом назывались берега Африки?

Лекция, презентация.

29.


Самый маленький материк и его загадки.

Лекция, презентация.

30.


Материк чудес и рекордов – Южная Америка и его рекорды.

Лекция, презентация.

31.


Ледяной материк – Антарктида и его открытие.

Лекция, презентация.

32.


Самый большой в мире материк.

Уникумы на нем.

Лекция, презентация.

33.


Викторина по материкам.


34.


Завершающее занятие. Что нового мы узнали и приобрели?