Интегрированный урок по географии и биологии на тему Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Самаринская основная общеобразовательная школа»
















Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области


(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)

























2016

Интегрированный урок по географии и биологии

"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области" в 8 классе



Подготовительный этап урока


1. Подготовить выставку книг и печатных изданий о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Белгородской области, подобрать эпиграф к уроку, используя стихи местных авторов.

2. Подготовить материал по теме урока из учебного электронного издания "География России. 8 класс", "Добро пожаловать на Белгородчину".

3. Подготовить раздаточный материал для творческих групп учащихся: образцы коллекций горных пород и минералов, гербарии, карточки - задания для групповой работы, индивидуальные тестовые задания.

4. Разделить класс на группы: "Геологи", "Краеведы", "Экологи", "Горняки", "Специалисты по охране труда". Дать опережающие задания учащимся.

5. Подготовить презентацию "Туристический поход к меловым пещерам".




План урока

1. Организационный момент.

2. Выступление творческой группы "Геологи" (обобщение знаний по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"; работа с картосхемами "Строение литосферы", "Классификация горных пород"; работа с образцами коллекции горных пород и минералов; работа с картой Белгородской области).

3. Выступление творческой группы "Краеведы" (презентация

" Туристический поход к меловым пещерам"); выявление цели исследования; проведение полевых работ; формулировка доказательства об изменении рельефа нашего края).

4. Выступление творческой группы "Экологи" (сообщение учащихся о влиянии человека на биосферу, литосферу; демонстрирование муляжей "Рост оврагов" и рассказ об образовании оврагов и мерах, предупреждающих их образование и рост).

5. Выступление творческой группы "Горняки" (костюмированное представление профессий горнорудных предприятий нашего края; знакомство с основными технологическими этапами добычи, обогащения железной руды и производства стали; демонстрация образцов железорудной продукции горно-обогатительных комбинатов и ОЭМК).

6. Работа творческих групп по заполнению карточек - заданий.

7. Выступление творческой группы "Специалисты по охране труда" (сообщения учащихся о профессиональных заболеваниях рабочих горнорудных предприятий).

8. Обобщение и закрепление знаний по материалу урока (выполнение индивидуальных тестовых заданий).

9. Подведение итогов урока (организация игровой ситуации; проверка тестовых заданий; выявление уровня усвоения материала по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"; выставление оценок).

10. Домашнее задание.



Конспект урока


Организационный момент

- объявление темы урока: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области";

- постановка целей и задач:

1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", конкретизируя материал на примере Белгородской области.

2. Интегрировать знания по географии и биологии о природе Белгородской области.

3. Расширить и конкретизировать экологические знания учащихся, формировать у них убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

4. Расширять межпредметные связи на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений с целью формирования у учащихся целостного восприятия картины мира.

5. Используя нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков, исследовательские методы обучения, развивать познавательный интерес и мышление учащихся.

6. Развивать коммуникативные навыки при работе учащихся в группах.

7. Создавать условия для развития географической культуры и эстетического восприятия природных объектов через произведения литературы и искусства.


- обзор литературы о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России и Белгородской области; представление лучших творческих работ учащихся, исследовательских работ членов НОУ "Эврика" по теме урока.

- организация работы учащихся в творческих группах;

- инструктаж по заполнению карточек - заданий.

- оценка результативности работы творческих групп.






Ход урока

- на экран проецируются виды Белогорья.

- ученик читает стихотворение местного автора Владимира Молчанова:

Белогорье... Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.


Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.


Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье ... Поле отчее -

Чьо зову своей судьбой!..


- выступление творческих групп с опережающими заданиями.

1) Творческая группа "Геологи": с сообщениями выступают 6 человек.


2.

Геологическое строение территории Белгородской области

Учебные пособия "География Белгородской области"


3.

Рельеф России

мультимедийный учебник

Рельеф: "Физическая карта", "Восточно-европейская равнина"

4.

Рельеф Белгородской области

Учебные пособия "География Белгородской области"; физическая карта Белгородской области


5.

Минеральные ресурсы и полезные ископаемые Белгородской области

Картосхема "Классификация горных пород"; диск "Добро пожаловать на Белгородчину"

Паспорт: "Минерально-сырьевая база"

6.

Свойства горных пород и минералов

Коллекция горных пород и минералов с раздаточным материалом для творческих групп




2) Творческая группа "Краеведы": представляют презентацию о туристическом походе 2 человека, с сообщениями выступают 4 человека.


Внутренние силы, изменяющие рельеф: "Карта неотектонических движений", анимация "Вертикальные движения и крупные формы рельефа".

Внешние силы, изменяющие рельеф: "Древнее оледенение", "Деятельность моря" , анимация "Образование осадочных пород", "Эрозионный рельеф"

2.

Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее оледенение

Образцы валунного суглинка; раздаточный материал: образцы гербария сфагнума


3.

Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее море

Коллекция окаменелостей; осадочных горных пород нашего края с раздаточным материалом


4.

Доказательства существования древнего моря на территории Белгородской области


презентация

"Туристический поход к меловым пещерам"



3) Творческая группа "Экологи": выступают 3 человека, творческое задание готовят 3 человека.

4) Творческая группа "Горняки": инсценировка интервью с работниками горнорудных предприятий нашего края.

5) Творческая группа "Специалисты по охране труда": выступают 2 человека.



- Работа творческих групп по заполнению карточек - заданий.


Карточка - задание для творческой группы


1. Белгородская область расположена на _____________________ платформе, которая имеет двухъярусное строение: _____________________ фундамент и ____________________ чехол.

2. Белгородская область расположена на ________________ возвышенности.

3. К фундаменту приурочены месторождения _________________________, а к перекрываемому его чехлу - _____________________________________.

4. К внешним силам, изменяющим рельеф нашего края, относится деятельность _____________________________________________________.

5. С чем связано возникновение экологических проблем при добыче полезных ископаемых: _____________________________________________.

6. Овражно-балочная сеть является неотъемлемой частью рельефа Белгородской области. Как люди борются с оврагами: ___________________

_________________________________________________________________.

7. Какими способами добывается железная руда в Старооскольско- Губкинском промышленном районе: __________________________________

__________________________________________________________________

8. Какую железорудную продукцию выпускают ГОКи Белгородской области:

_________________________________________________________________

9. Перечислите, какие виды продукции выпускает промышленность строительных материалов Белгородской области: ______________________

_________________________________________________________________

10. Как человек влияет на биосферу: _________________________________

_________________________________________________________________



- выполнение индивидуальных тестовых заданий


Тест по теме:

"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России и Белгородской области"

1. К осадочным породам органического происхождения относятся: а) мел, известняк, песок; б) железная руда, апатит, лимонит; в) песчаник, мел, известняк; г) глина, боксит, металлолом;


2. Рельеф Белгородской области представляет собой: а)низменность; б) всхолмленную равнину; в) плоскогорье; г) вспаханное русское поле;

3. Что свидетельствует о морском происхождении осадочных пород на территории нашего края: а) смятие в складки; б) интрузия магмы в осадочный чехол; в) слоистое залегание пород; г) солоноватый привкус;


4. Древнее море на территории Белгородской области существовало: а) 1 млрд. лет назад; б) 240 млн. лет назад; в) 40 тыс. лет назад; г) 5 лет назад;


5. В меловых толщах осадочного чехла остались: а) зубы хрящевых рыб: акул и скатов; б) хитиновый покров членистоногих; в) иглы хвойных; г) кости бегемотов;

6. Причинами роста оврагов являются: а) неумеренный выпас скота; б) холмистый рельеф и ливневый характер осадков; в) эоловое выветривание; г) поиск кладов;


7. Из строительного сырья области производят: а) кирпич, известь, бетон; б) окатыши, агломерат, концентрат; в) минеральные удобрения, витамины, пестициды; г) шпалы, рельсы, локомотивы;


8. Экологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду: а) абиотические; б) биотические; в) антропогенные; г) погодные;


9. Назовите старейшее предприятие нашего края по добыче железных руд: а) Лебединский ГОК; б) Стойленский ГОК; в) Комбинат "КМАруда", Губкинская швейная фабрика;


10. Наблюдаются ли в нашей области землетрясение и вулканическая: а) да; б) нет; в) иногда;


Подведение итогов урока


3. Домашнее задание: на контурных картах Белгородской области показать формы рельефа (цветовым фоном) и нанести месторождения полезных ископаемых (способом значков).