Конспект урока 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


9 класс. Тема урока: Агропромышленный комплекс России


Учитель географии- Прозорова Надежда Николаевна,

МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области

Цель: формировать основные представления об агропромышленном комплексе России; рассмотреть состав, значение АПК; формировать представление об особенностях размещения предприятий сельскохозяйственного профиля.

Задачи: Формировать представление о роли агропромышленного комплекса в хозяйстве России; рассмотреть ведущие отрасли АПК, определить их главные черты и особенности. Формировать умения составлять характеристику межотраслевого комплекса; развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами, с различными источниками информации. Показать значение АПК для жизнедеятельности человека.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация, карта «Агропромышленный комплекс России», коллекция «Продукция сельского хозяйства», атласы 8, 9 класс, кейсы с иллюстративным и дидактическим материалом.


1.Организационная часть. /Класс поделен на 3 группы по 4 человека./

2. Актуализация знаний.

Продукты питания, одежда, обувь — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Россия — традиционно земледельческая страна. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности – пищевой, химической, легкой, текстильной, обувной. Взаимосвязь этих отраслей мы сегодня рассмотрим на уроке.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

  • Тема нашего урока «Агропромышленный Комплекс».

- Ребята, давайте разберем это многосложное понятие, заполнив схему в ваших «Заметках на полях»:

- Что означает слово «комплекс»- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности - Что означает слово «агро» ? /агрономический - слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.

- Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…

- Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

– В чем главная задача АПК?/ обеспечить население страны продовольствием.

- Верно, значит, мы сегодня на уроке должны выявить взаимосвязь отраслей промышленности, которые обеспечивают нам жизнедеятельность.

4. Изучение нового материала.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться с важной задачей – обеспечения нашей жизнедеятельности. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев.

-Давайте список подотраслей АПК распределим на 3 главных звена/ работа с таблицей .

(Цифры ответа записать во 2 строку: от каждой группы по 1 отрасли)

3.Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции


1, 2, 7, 8, 12, 13, 15

3, 9, 14

4, 5, 6, 10, 11


1- производство тракторов, с/х машин

6- пищевая промышленность

11- легкая промышленность


2- мелиорация

7- производство тары

12- ремонт


3-растениеводство

8- наука, подготовка кадров

13 -производство оборудования


4-фрукто-овощехранилища

9- рыболовство

14- животноводство


5-торговля


10 -холодильные установки


15- производство удобрений, ядохимикатов


1. Отрасли, обслуживающие с/х

2. Сельское хозяйство

3.Отрасли, хранящие и перерабатывающие с/х продукцию

- производство тракторов, с/х машин

- производство удобрений, ядохимикатов

- мелиорация

- производство тары

-производство оборудования

-ремонт

-наука, подготовка кадров

-растениеводство

-животноводство

-рыболовство


-холодильные установки

-фрукто-овощехранилища

-торговля

-пищевая промышленность

-легкая промышленность

Ответы

По картам атласа определите, как размещены разные отрасли АПК России/ неравномерно по территории страны.

- Давайте рассмотрим факторы и особенности размещения отраслей АПК. / выбрать из списка/

Сырьевой

Сезонность

Потребительский


ЗАДАНИЯ:

  1. Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)

От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства?/ от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.









- С какой проблемой АПК столкнулись в 2010 году земледельцы, а соответственно и животноводы, да и все мы? / засуха отразилась на урожае этого года, поэтому возросли цены на продовольствие.- Соответственно, показатели АПК могут меняться в зависимости от площади и ГП территории, от климатических условий, преобладающих типов почв, а также от численности населения.


  1. Пищевая промышленность включает в себя отрасли, которые перерабатывают сырье и отрасли, которые ориентируются на необработанное сырье.

- По рисункам определите отрасли, соответствующие этим группам:

на необработанное сырье

Отрасли, использующие

переработанное сырье

Мукомольная Маслобойная Чайная

Колбасная Молочная Рыбоконсервная

Сахарная Консервная Крупяная

Макаронная Хлебопекарная

Кондитерская Маслосыродельная


3. На размещение отраслей легкой промышленности, влияют несколько факторов. Попробуем определить, производство каких отраслей ориентируется на потребителя, а каких на сырье.

потребителя

Отрасли, ориентирующиеся на

сырье и потребителя

  • Шерстномойная

  • Льнообрабатывающая

  • Обувная

  • Швейная


Хлопчатобумажная Меховая

Шерстяная Шелковая

Трикотажная Кожевенно-обувная

  1. С давних пор хозяйство крестьянина было многогранным, предъявляющим к хозяину высокие требования. В 1924 году были сформулированы качества, которые необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство: + Физкультминутка???

  1. Здоровье.

  2. Сила и привычка к систематической работе в любое время года.

  3. Способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать.

  4. Умение разбираться, что существенно и несущественно, чем лучше заняться в настоящее время, а что лучше отложить.

  5. Знание культурных растений, животных, почвы, погоды данной местности.

  6. Сотрудничество с соседями.

- Согласны ли вы, ребята, сегодня с такими требованиями? Какие показатели можете добавить?

5. Закрепление. Использование Кейс-технологии.

-Ребята, сейчас вы поработаете в группах сотрудниками Агрофирмы. Выберите название своей агрофирмы, а также директора, который будет отчитываться о ее деятельности. У каждой группы будет свой регион. Для работы вы получаете конверты- кейсы с большим количеством материала. Ваша задача: правильно определить специализацию АПК указанного вам региона России и рассказать о работе вашей агрофирмы по предложенному плану.

  1. Название агрофирмы.

  2. Географическое положение региона

  3. Специализация сельского хозяйства

  4. Отрасли пищевой и /или легкой промышленности

  5. Отрасли, обслуживающие с/х.

  6. Выпускаемая продукция (выбрать на столе)

  7. Проблемы АПК

Отчет директоров агрофирм.

Пшеница, рис, сахарная свекла, горчица, кукуруза

Рожь, лен- долгунец

Пшеница, рис, гречиха, соя

Специализация животноводства

КРС, овцеводство

КРС, свиноводство

КРС, свиноводство, оленеводство

Продукция

отраслей АПК

Зерноуборочные комбайны,

Маслосыродельная, молочная

Рыбная

- Ребята, я очень рада нашей встрече с вами в чудесном городе Магнитогорск. Мне понравилась наша плодотворная работа. Большое спасибо за урок.



ДЛЯ КЕЙСА:

  • Карточки с координатами.

  • Часть карты с их регионом.

  • Гербарий с с/х культурами.

  • Картинки продукции

  • Карточка с проблемами

  • Живой продукт / +продукция сои


























[link]



























[pic]


[pic]










[pic]















[pic]

























[pic]

















[pic]

[pic]








[pic]
























[pic]










[pic]




[pic]






[pic]





















8