Конспект урока по географии тема: Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока географии в 7 классе

Тема: Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.


Цель:


* обучающая – познакомиться с географическим положением, открытием и историей исследования материка Антарктида.

*развивающая - способствовать развитию творческих способностей учащихся и поддерживать интерес к предмету; формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников.

*воспитывающая - воспитывать целостное восприятие окружающего мира, географическую культуру.

Задачи:

1. Определить географическое положение материка;

2. Дать представление об особенностях материка;

3. Рассмотреть историю исследования материка.


Оборудование:

1. Мультимедийная установка, интерактивная карта полушарий;

2. Географические атласы, контурные карты для 7 класса;

3. Ресурсы Интернет, ЦОРы из коллекции, диск 1С 7 класс;

4. Презентация ГП Антарктиды;

5. «Физическая карта Антарктиды».


Оформление доски:

1. Эпиграф к уроку;

2.Картосхема «Антарктида»;

3. Кластер

4. Записи на доске:

« Этот материк обречен природой на вечный холод:

он лишен теплых солнечных лучей и погребен под слой

никогда не тающего льда и снега».

* Задачи:

1 [pic] . Определить географическое положение материка;

2. Дать представление об особенностях материка;

3. Рассмотреть историю исследования материка.

* [pic] [pic] Кластер

[pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]


[pic] [pic] [pic] [pic]


[pic]






Ход урока:

на данный этап урока

Содержание урока

Слово учителя

Действие учащихся

1




О [pic] [pic] рганизационный момент








I. Опрос




















II.Изучение нового материала



































































































































Физминутка






















III.Закрепление

3мин.

  • Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. К уроку вижу, что все готовы. Желаю всем нам успешной работы, сотрудничества, хорошего настроения.

  • Сегодня мы с вами отправляемся в экспедицию, куда вы узнаете позднее

  • А сейчас мы проверим тот багаж знаний, который нам понадобиться в экспедиции

  • По карточкам на местах (6 человек)

  • Ребята, скажите, какие материки мы изучили

(Африка, Австралия)

  • Какое положение по отношению к экватору занимают эти материки?

  • К какому полюсу они ближе?

К Северному или к Южному?

  • Как влияет такое Географическое положение на растительный и животный мир этих материков?

  • Молодцы, сдаем карточки, для нашей экспедиции у вас великолепный запас знаний!

  • А сейчас познакомимся с еще одним материком, который отличается от остальных. Послушайте описание материка и назовите его название

« Этот материк обречен природой на вечный холод: он лишен теплых солнечных лучей и погребен под слой никогда не тающего льда и снега».

  • Как называется этот материк?

  • ( Антарктида). Хорошо.

  • Тема урока – «Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды».


  • Ребята посмотрите внимательно на тему, а какие задачи мы должны решить в ходе нашей экспедиции

определить географическое

положение материка, дать

представление об особенностях

материка, рассмотреть историю

исследования материка.

  • Что, вы знаете об Антарктиде?

  • - Какую одежду нам нужно взять с собой?

  • И мы отправляемся к загадочным берегам Антарктиды! Откройте тетради (судовой журнал) запишите тему урока.

  • Просмотрев видеосюжет , ответьте на вопрос: Каким в древности был материк Антарктида до оледенения?


А теперь рассмотрим первую из задач.

Откройте атласы физическую карту мира стр 50 Выясните

  • в каком полушарии расположена Антарктида.

  • Какой материк расположен ближе всех, какой дальше?

  • Проходит ли нулевой меридиан?

  • Какие океаны омывают материк

1 ученик Показывает на слайде 2ой подписывает

Отметьте их на к. карте Проверяю

Посмотрите в атлас, что происходит с меридианами в центре материка, каким знаком обозначается это место

Обозначьте Южный полюс

Итак мы решили 1 задачу

Преступаем к2

Откройте учебники стр 7и выясните каким по площади является материк Антарктида?

Антарктида является уникальным материком, а как мы все относимся ко всему уникальному?

  • Антарктика - всемирный природный заповедник.

  • Посмотрите на слайд, чем знаменательна эта дата

По договору от 1.12. 1959 года Антарктика не принадлежит ни одному государству. Используется только в мирных целях. Запрещена производственная деятельность и добыча полезных ископаемых.


  • Положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова


  • А вы знаете какова толщина льда, найдите в учебнике ответ на этот вопрос запишите в судовой журнал и 1 на доске.- 2000м, а на востоке материка -4500м.,

  • Но как это не странно на материке который покрыт таким ледяным куполом есть вулкан найдите на карте.Отметьте на карте и на доске 1 уч.

  • Если материк почти весь состоит из льда каковы же температуры Как вы думаете?

  • Температуры- летом не поднимаются -30, зимние -70, самая низкая темп -89,3

  • Записать в тетрадь

Мы с вами говорим Антарктида, а что означает оно?

( по учебнику стр 193.)

И дайте ответ

А Антарктика? Покажите Антарктиду и Антарктику.


Наше путешествие продолжается. Сейчас поговорим о Гипотезе существования «Терра аустралис инкогнита» («Неведомая Южная земля») была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI в. эту землю помещали на картах в районе Южного полюса

Безуспешно вели поиски материка Прочитайте фамилии исследователей

Б. Диаш (1487-88) , Ф. Магеллан (1520), А. Тасман (1644).

Но лишь во2 пол 18 в Д. Кук возглавил анг эксп и не раз пересекал Ю полярный круг, но к материку так и не пробился.

1879г 1 Русская экспедиция

14 декабря 1911 Норв,18января 1912г Англ дастигли Ю П.

Запишите год откр и Фи Имена Исследователей

А теперь отправляемся дальше

И в настоящее время ведутся исследования на этом суровам материке

  • Антарктида материк Мира и Науки 42 постоянно работающие станции, на которых ведут научные работы ученые всего мира.

Из них 5 Российские.


Мы немножко отдохнем Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Вверх

На солнце посмотрели,

Нас лучи его согрели.




  • Мы с вами полярники и наши родные о нас волнуются, мы напишем им телеграмму, но там пропущены слова, которые нужно вставить.


Наша экспедиция подошла к концу. Прошла она удачно без происшествий, потому что мы с собой взяли самые лучшие человеческие качества.


  • Итак, мы сегодня побывали на материке Антарктида


4 Человека работаете в группе На основе учебника заполните информационную схему на доске, возможно добавьте свои

Весе остальные решаем тест.

Проверяем Поднимите Руки У кого нет ошибок -5

1-2 - 4

Ост. -3

Выслушаем ответ Ребят.

Сделаем вывод




  • Каковы особенности географического положения?

  • - Кто исследовал Антарктиду?

А сейчас выполним интересную работу. Тест Тренажер

  • Домашнее задание: # 48. На контурной карте нанести элементы береговой линии все. По желанию составить сканворд или кроссворд «Антарктида»

  • Выставление оценок


  • Спасибо за урок!













































Учащиеся отвечают на вопрос.








Учащиеся отвечают на вопрос.


































Делают запись в тетрадь








Учащиеся отвечают на вопрос.


Южном


Ю Америка, Евразия

Да

Тихий, Индийский, Атлантический




Пересекаются, Ю полюс




Работа в к.карте



5 Площадь записывают в тетрадь




Бережно.





Вл. Эребус3794



Делают предположения.




Записать в тетрадь



Отвечают на вопросы














Запись в тетрадь







Работа по учебнику, картосхемой
























Запись в тетрадь




































Отвечают на вопросы










Учащиеся отвечают на вопрос.















Учащиеся отвечают на вопросы.










Ребята зачитывают задания и отвечают на вопросы.






Теплую.


Самый холодный отвечают на вопросы.

II. Изучение нового материала








































































































Физминутка

























































III.Закрепление


25мин










2мин





2мин




















2мин












3мин




























3мин



















5мин











2мин



































3мин

















3мин





10мин


  • Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  • Антарктида самый холодный материк, покрытый мощным слоем льда, но имеющий оазисы.

  • Как Вы себе его представляете?

  • Мы изучаем все материки по плану, давайте вспомним этот план

План изучения материка.

(см Справочный материал для урока в учебнике см стр 311прочитаем еще раз)

1. Географическое положение.

История исследования.

2. Рельеф и полезные ископаемые.

3. Климат.

4. Внутренние воды.

5. Природные зоны.

6. Население и его занятие.

7. Страны.

Любой материк имеет свои особенности: Вспомните !

- Австралия – самый сухой материк, Африка самый жаркий,

Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный.

  • От чего это зависит?

  • ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.

  • Посмотрим фильм Слайд 1.

  • Какие впечатления производит этот материк?

Задание: Откройте атласы и посмотрите в каком полушарии расположена Антарктида.

Слайд 1 - Читают эпиграф

Слайд 2- Антарктида - материк на крайнем юге Земли, который был открыт последним.

  • Антарктида - это материк, где: сходятся все меридианы;

  • находится Южный полюс Земли;

  • находится Полюс холода Земли;

  • самые сильные ветры на Земле.

Задание: Откройте учебники стр 7и выясните каким по площади является материк Антарктида?

  • Антарктида пятый по величине материк. Площадь материка составляет 13975 тыс. км квадратных в том числе 1582 тыс км. квадратных – шельфовые ледники и острова.

  • Антарктика - всемирный природный заповедник.

По договору от 1.12. 1959 года Антарктика не принадлежит ни одному государству. Используется только в мирных целях. Запрещена производственная деятельность и добыча полезных ископаемых.

  • Оледенение Антарктиды началось 34 млн. лет назад. До того момента континент был свободным ото льда и покрыт растительностью, обитали разнообразные животные.

  • Как повлияло Г.П. материка на его особенности

  • Положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова- 2000м, а на востоке материка -4500м., есть вулканы найдите на карте.

Задание: Посмотрите в атлас, какими океанами омывается Антарктида?

Нанесите на конт. карту

  • Южная часть океанов близко располагается у Южного полюса.

  • А какая холодная или теплая вода будет в них?

  • Природа Антарктиды неразрывно связана с природой южных частей океанов и вместе с ними составляет единое целое.

  • Материк почти весь расположен в пределах Южного полярного круга и находится в антарктическом климатическом поясе. Температуры- летом не поднимаются -30, зимние -70, самая низкая темп -89,3

Задание: Мы с вами говорим Антарктида, а что означает оно?

( по учебнику стр 193.) А Антарктика?

  • На к/карте обведите границу Антарктиды и Антарктики.

  • Проверяем у доски.

  • Далее продолжаем работать по к/карте обозначить. Южный полюс, Южный полярный круг, начальный меридиан;

  • Кто не ошибся, поднимите руки



  • Примите позу «Ямщика», прижмите подбородок , голову наклоните как можно ниже, Выпрямитесь, прижмите спину к стулу, закройте глаза, откройте, посмотрите в даль в окно, сделайте 3 вращения плечами вперед и 3 назад Посмотрите налево , на право улыбнитесь, передайте свое хорошее настроение соседу.


  • Наше путешествие продолжается. Сейчас поговорим о Гипотезе существования «Терра аустралис инкогнита» («Неведомая Южная земля») была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI в. эту землю помещали на картах в районе Южного полюса.


  • В тетрадях зачертите 3 колонки

Имя исследователя, дата, результат исследования.

  • Пользуясь учебником стр 193,194.и просмотрев слайды заполните таблицу.

  • Проверяем по слайду.

Задание: на к/карте нанесите Маршруты Путешественников

  • А теперь отправляемся дальше Антарктида материк Мира и Науки 42 постоянно работающие станции, на которых ведут научные работы ученые всего мира.

  • Из них 5 Российские. Прочтите названия в Атласах. Какая закономерность прослеживается в названиях?

  • Антарктида не принадлежит ни одному государству, нет постоянного населения.

  • Охрана природы закреплена законом.

  • Мы с вами полярники и наши родные о нас волнуются, мы напишем им телеграмму, но там пропущены слова, которые нужно вставить.


  • Итак, мы сегодня побывали на материке Антарктида


  • Каковы особенности географического положения?

  • - Кто исследовал Антарктиду?

  • Закрепление по Кластеру

  • А сейчас выполним интересную работу. Решим тесты в режиме

on- line.

  • Домашнее задание: # 48. На контурной карте нанести элементы береговой линии все. По желанию составить сканворд или кроссворд «Антарктида»

  • Выставление оценок


  • Спасибо за урок!



















Делают запись в тетрадях








Учащиеся отвечают на вопрос.





Зачитывают план по учебнику.













От географического положения






Загадочный.


В Южном полушарии







См Атлас





5 по площади.
























Вл. Эребус3794

Тихий, Индийский, Атлантический.

1 ученик работает у доски.




Холодная










Антарктида - греч слово «анти»- против

Южная полярная область, вкл. Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60◦

1 ученик работает у доски.
































Работают в тетрадях






Заполнение таблицы




На Карте показывает ученик






Работа с атласом









Работа с слайдом 9
















Записывают а дневник














































Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Инна Владимировна, я учитель гимназии № 1

- Сегодня мы с вами совершим путешествие, но куда? Послушайте описание.

Зачитываю описание « Этот материк обречен природой на вечный холод: он лишен теплых солнечных лучей и погребен под слой никогда не тающего льда и снега».

- Антарктида

Объявляю тему урока «Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.»

В ходе нашей экспедиции мы должны исследовать географическое положение материка, проследить историю открытия и исследования материка влияние ГП на особенности природы материка.

К уроку вижу, что все готовы. Желаю всем нам успешной работы, сотрудничества, хорошего настроения

Итак, прежде чем отправиться в экспедицию, нам нужно проверить наш багаж знаний.

1. У доски на разворотах работают 2 человека

Задание. На доске записаны слова зебра, носорог, птица-секретарь, эвкалипт, коала, страус – эму, аборигены, финиковая пальма, муха- цеце, леопард, рыжий кенгуру.

Распределить слова относящиеся к материкам

1 ученик Африка, 2 ученик Австралия.

2. Работа на местах 6 человек задания по карточкам.

3. Устно со всем классом найти «лишнее»

1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер (Беринг – не изучал Африку)

2. Гибралтарский, Мозамбикский, Басов, Баб - эль - Мандебский - (Басов

пролив находится у берегов Австралии, остальные у Африки)

3. Зебры, жирафы, слоны, львы (Лев – хищник)

- Ребята, а какие Южные материки мы уже изучили?

- Что общего в происхождении у всех южных материков?

- Какие особенности в географическом положении?

- А теперь давайте проверим, как ребята справились у доски

( зачитывают задания)

Молодцы, для нашей экспедиции у вас великолепный запас знаний!

И мы отправляемся к загадочным берегам Антарктиды!

- Какую одежду нам нужно взять с собой ?

- Может кто – нибудь знает о материке Антарктида?


II. Изучение нового материала.

По ходу объяснения вычерчиваем Кластер на доске.

1. Вступительное слово учителя.

Антарктида пятый по величине материк (см. стр. 7 учебника). Площадь материка составляет 13975 тыс. км квадратных в том числе 1582 тыс км. квадратных – шельфовые ледники и острова.

Что мы знаем об этом материке? Как Вы себе его представляете?

Выслушать ответы учащихся.

Мы изучаем все материки по плану, давайте вспомним этот план

План изучения материка. (См Справочный материал для урока прочитаем еще раз)

1. Географическое положение. История исследования.

2. Рельеф и полезные ископаемые.

3. Климат.

4. Внутренние воды.

5. Природные зоны.

6. Население и его занятие.

7. Страны.

Любой материк имеет свои особенности: Вспомните !

- Австралия – самый сухой материк, Африка самый жаркий,

Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный.

Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса».

ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.

Определим ГП материка.

Включить презентацию ГП Антарктиды. Фильм


Слайд 1 - Читают эпиграф

Слайд 2- Антарктида - материк на крайнем юге Земли, который был открыт последним.

  • Антарктида - это материк, где: сходятся все меридианы;

  • находится Южный полюс Земли;

  • находится Полюс холода Земли;

  • самые сильные ветры на Земле.

- Откройте стр 7 вашего учебника и сравните по площади каким является – материк Антарктида.

Слайд 3. Площадь материка 13975 тыс. км квадратных V по площади материк

Слайд 4. Антарктика - всемирный природный заповедник.

По договору от 1.12. 1959 года Антарктика не принадлежит ни одному государству. Используется только в мирных целях. Запрещена производственная деятельность и добыча полезных ископаемых.

Слайд 5. Оледенение Антарктиды началось 34 млн. лет назад. До того момента континент был свободным ото льда и покрыт растительностью, обитали разнообразные животные.

- Откройте атласы, найдите материк. Что вы видите на картах?, Особенности.

Материк почти весь расположен в пределах Южного полярного круга и находится в антарктическом климатическом поясе.

Положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова- 2000м, а на востоке материка -4500м. Он Самый высокий.

- Какими океанами омывается материк Тихим, Индийским, Атлантическим.

Природа Антарктиды неразрывно связана с природой южных частей океанов и вместе с ними составляет единое целое.

- Ребята, скажите а что означает слово Антарктида , найдите ответ в учебнике.

Антарктика- см учстр193

На Контурной карте обозначьте:

1. Южный полюс;

2. Южный полярный круг, начальный меридиан;

3. Надпишите названия океанов, омывающих берега Антарктиды.

Осуществляется взаимопроверка



ФИЗ МИНУТКА !

Слайд 6. Гипотеза о существовании «Терра аустралис инкогнита» («Неведомая Южная земля») была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI в. эту землю помещали на картах в районе Южного полюса.


У нас на доске зарисована таблица вы соответственно ей в тетрадях , запишите имена, дату и результат исследования.

Слайд 7-8. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев открытие материка 1820г.

Рауль Амудсен Роберт Скотт Достигли Ю полюса.1911г-1912г.

Отмечаем маршруты на карте.


Слайд 9-10 Антарктида материк МИРА и НАУКИ 42 постоянно работающие станции, на которых ведут научные работы ученые всего мира.

Из них 5 Российские. Антарктида не принадлежит ни одному государству, нет постоянного населения Охрана природы закреплена законом.

Закрепление материала.

Вывод

Итак, мы сегодня побывали на материке Антарктида


Фронтальная беседа:

- Что вы узнали нового о материке?

- Каковы особенности географического положения?

- Кто исследовал Антарктиду?

Слайд 9,10,11 Так как мы с вами полярники и наши родные о нас волнуются, мы напишем им телеграмму, но там пропущены слова, которые нужно вставить.


Тесты в режиме on - line


Домашнее задание: # 48. На контурной карте нанести элементы береговой линии все. По желанию составить сканворд или кроссворд «Антарктида»


Спасибо за урок!



















По фрагменту 1С заполнить данные по именам:

Визуализация маршрутов путешествий.


[pic] Проверка работы проводится по образцу













III. Закрепление. Слайд 10-14

Вывод о материке, географическом положении делают учащиеся.

Домашнее задание: # 48. На контурной карте нанести элементы береговой линии, составить синквейн, сканворд или кроссворд «Антарктида»

Синквейн (пятистишие)

1-я строчка – 1 главное слово;

2 –я строчка – 2 прилагательных;

3 – я строчка – 3 глагола;

4 – я строчка – крылатая фраза, утверждение;

5 – строчка – существительное, которое выражает суть первого слова.






Головоломка Африка. Ответьте на вопросы и впишите слова в окружности в соответствии со следующими условиями. Первая буква слова записывается в центре каждого круга, вторая, куда указывает стрелка, а затем по часовой стрелке. Первое слово

Вписывается в центральный круг, остальные пронумерованы.

Вопросы:

1. Русский исследователь Африки. Исследовал водораздел между Нилом и Конго.

2. Родственник жирафа.

3. Река и страна на западе материка

4. Самое высокое животное на земле.

5. Государство со столицей Хартум.





[pic] [pic]



[pic] [pic] [pic]

[pic]



[pic]

[pic]





O





В честь первооткрывателей Антарктиды и кораблей экспедиции были названы научные станции в Антарктиде («Восток», «Мирный», «Новолазаревская»), моря Беллинсгаузена и Лазарева. Имена Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева носят крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда.



Рекордная низкая температура на поверхности Земли - минус 89 градусов - отмечена 21 июля 1983 года на советской антарктической научной станции Восток.

Вы думаете, снег бывает только белым? Нет, в Антарктике и высоко в горах снег встречается – розовый, желтовато-бурый, фиолетовый, красный. Оказывается, есть такие существа, которые не только живут в снегу, но и делают его – цветущим.

Цвести снег заставляет мельчайшая водоросль – хламидомонада, за это так и прозванная снежной. Та, что делает снег кроваво-красным или нежно-розовым, накапливает в себе пигмент астаксантин. Розоватый или красный снег нередко можно встретить в горах Кавказа. Если приподнять верхний слой, то внизу снег будет белым, обыкновенным. Менять цвет, а точнее – цвести, водоросли начинают, когда немного поднимается температура. Если солнце согревает поверхность снега, водоросли, до этого как бы онемевшие в снегу, оживают, начинают активную жизнь, быстро накапливают пигменты. Если растопить снег, то под микроскопом можно увидеть, как быстро носятся в воде красные частицы – это и есть снежная хламидомонада.
Казалось бы, несладко жить при минусовых температурах. Но для этих удивительных водорослей 0оС достаточно, чтобы расцвести, а более высокие температуры для них губительны – снежная хламидомонада уже при +4оС погибает.


[link] Современные проблемы. Глобальное потепление. Глобальное потепление, вызванное «парниковым эффектом», – следствие роста концентрации углекислого газа, метана и других «парниковых газов» в атмосфере главным образом за счет сжигания топлива, гибели тропических лесов (углекислый газ), разложения органики на рисовых полях и выделения метана из навозных куч в районах разведения крупного рогатого скота. Все это примеры непредвиденных последствий человеческой деятельности. Если глобальное потепление будет продолжаться, оно сможет привести к таянию антарктического льда. В случае полного исчезновения ледникового покрова Антарктиды произойдет повышение уровня Мирового океана на 70 м.






























Аннотация к уроку.

- Здравствуйте, я учитель географии Веретенникова Инна Владимировна

гимназия №1.

Урок 7 класс География материков и океанов.

Тема: Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Объяснение нового материала.

Это 3 тема раздела «Океаны и материки».

Цели урока

Учебная: повторить и обобщить знания учащихся по темам: «Географическое положение южных материков», «Климатические особенности южных материков», «Общие особенности расположения природных зон.»; определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся и поддерживать интерес к предмету; формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников.


Воспитывающая: воспитывать целостное восприятие окружающего мира, географическую культуру, нацеливать на выбор будущей профессии.

для урока информации из различных источников.

Для достижения поставленных целей использую следующие методы обучения:

  • частично-поисковый;

  • иллюстративный;

  • проблемный.

Использую следующие приемы:

  • заполнение кластера, по нему проводится закрепление;

  • недописанное предложение;

Методы контроля: взаимопроверка, проверка учителем, практическое тестирование в режиме on-line.

Формы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: информационно- коммуникативные технологии, личностно- ориентированные, сотрудничества, работа в группах.

Результаты: Уметь определять особенности географического положения материка, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.