Инновационные формы и методы современного физического воспитания

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными формами занятий физической культурой в учебных заведениях на все ступенях обучения. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня физической подготовленности и состоянии здоровья подрастающего поколения. В связи с этим актуальным является поиски инновационных форм физической активности, способствующих повышению уровня здоровья и физического развития детей и подростков, студенческой молодежи и взрослого населения. Сейчас нужен пересмотр подходов к физическому воспитанию, необходимо выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему. Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы преподавания физической культуры, а так же и ее теоретического аспекта. За последний период за рубежом появилось много концепций и разнообразных подходов к физическому воспитанию.

На данный период времени, большую популярность приобретает концептуальный подход к физическому воспитанию, предусматривающий широкое использование фитнес-технологий, методов, методик. В последнее время ориентация физического воспитания на фитнес приобретает все большее число сторонников. Предпринимаются активные попытки внедрения соответствующих фитнес-программ и технологий в систему физического воспитания, в том числе в школах, вузах и других учебных заведениях. Слово «фитнес» (от англ. «to be fit for» быть пригодным к чему-либо, бодрым, здоровым) в переводе с английского означает «быть в хорошей форме». Данный термин был введен в США для обозначения физической пригодности. Однако смысловое значение слова «фитнес» постепенно эволюционировало: от «физического здоровья человека, выражающегося в его годности к физической работе» к стремлению к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты. Согласно определению, одобренному Всемирной организацией здравоохранения, фитнес (fitness) – способность решать повседневные задачи, энергично и проворно, не утомляясь, активно проводить свое свободное время и спокойно переносить неприятности. В «Оксфордском энциклопедическом словаре по спорту и спортивной медицине» (1994), переведенном на многие языки мира, термин «фитнес» (“fitness”) обозначает не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начала. В реализации этого направления физического воспитания важное значение придается разработке новых тренажеров и других технических средств воздействия на тело человека, автоматизированным системам управления и т.д. В физическом воспитании учащихся образовательных учреждений применяется комплекс и других форм двигательной активности, видов спорта, игр – аэробика, танцы, гимнастика, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, плавание, борьба, йога, различные командные игры. По мнению многих специалистов, организация образовательного процесса на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики определяет повышение внимания к «эстетическому направлению» физического воспитания, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение эстетических задач, воспитание эстетической культуры и культуры движений личности. Для реализации такого подхода разработаны и внедряются в практику физического воспитания эстетически ориентированные технологии, формы, методы, методики: – артпедагогики, художественного (выразительного) движения (метод Л.Н. Алексеевой), пластико– ритмической, антистрессовой пластической, художественной гимнастики, танцевально-ритмической гимнастики, сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, «ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры» и т.д.; – танцевально-игровых упражнений; – эвритмических упражнений; – системе упражнений “body ballet”; – развития пластики, ритмичности и других эстетических способностей; Многие исследователи, ориентированные на модернизацию системы физического воспитания, подчеркивают необходимость «игровой рационализации» этой педагогической деятельности, широкого использования игровых форм организации физкультурно-спортивной деятельности и таких простейших из этих форм, как подвижные игры. Они повышают интерес к физкультурно-спортивной деятельности, а также содействуют духовнонравственному воспитанию. Для внедрения в практику физического воспитания предлагаются и другие виды подвижных игр: сюжетные игры, импровизационно-творческие подвижные игры, рефлексивно-метафорические двигательные игры, игры на основе «интеграции интеллектуального и двигательного компонентов» и т.д.

Авторы инновационных подходов и программ отталкиваются от общеизвестной концепции физического воспитания, согласно которой физическое воспитание – это обучение движениям (двигательным действия) и воспитание физических качеств. В поиске средств решения данной задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание. Таким образом, отечественными и зарубежными исследователями проделана огромная работа не только по критике, но также по выявлению важных направлений, «руководящих идей», инновационных форм и методов современного физического воспитания. Однако, несмотря на определенные достижения правомерно говорить не только о наличии некоторых нерешенных проблем, но в определенном смысле даже о кризисной ситуации в разработке фундаментальных концептуальных оснований современного физического воспитания. Показателями этой ситуации являются: нередко допускаемое сведение системы физического воспитания к отдельным направлениям, целям, задачам, формам и методам или произвольное признание лишь некоторых из них; различная содержательная интерпретация даже основных и исходных понятий теории физического воспитания (таких, например, как «физическое воспитание», «физическая культура», «физкультурная деятельность» и др.) и соответствующая многозначность используемых терминов; нарушение даже элементарных логических правил при введении понятий; допускаемое на основе этой неопределенности и неоднозначности понятийного аппарата смешение различных концепций физического воспитания и т.д. Поэтому необходимо преодолеть односторонний подход к пониманию его целей, задач, форм и методов, предложить системную характеристику этой педагогической деятельности, учитывающую все позитивное в изложенных выше и других новациях.