Рабочая программа по физкультуре 6 класс в МКОУ Богородская школа №8

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Богородская школа № 8»



Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель

___________/Меркулова Е.Н./

Протокол № 1 от 29.08.2016 г

«Согласовано»

Заместитель директора

__________/ Томилова Е.О./

30.08.2016 г

«Утверждено»

Приказом№ ___ от «___»____2016








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

6 класс (Iвариант)



Учитель: Индисова Светлана Ивановна

I квалификационная категория



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 30.08.2016 г.









2016 – 2017 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету физическая культура составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, согласно рекомендаций ИПР учащихся.

В процессе овладения двигательной деятельностью на уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность, воспитываются нравственные и волевые качества: дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость, выносливость.

           Цель обучения – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  1. Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

2.  Развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

3.  Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

       4.  Формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

5.   Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

       6.  Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

7. Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре

8.  Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование  их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности  и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;

9. Обучение простейшим способам контроля, за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности;

10.  Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;

11.  Содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.

В программу включены следующие разделы: гимнастика, акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры – подвижные и спортивные.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5-9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью форсированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.

Занятия с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной программе. Если обучающиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей целесообразно делить класс на группы учащихся с учетом их двигательных и интеллектуальных способностей. Обязательным для учителя является контроль, за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся (ДА). По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; челночный бег; бег 3 минуты, гибкость по Даленко.

Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития. На основе этих данных совместно с врачом школы определяются физкультурные группы.


На занятиях физической культуры для достижения поставленной цели используются различные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка,  эстафеты, спортивный марафон, спортивный калейдоскоп, игровая лаборатория,  историческое путешествие.

       Методы проведения занятий разнообразны: метод показа, метод сравнения, метод анализа.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.

Формы контроля опорной системы знаний: наблюдение, беседа, сдача контрольных нормативов.

Содержание тем учебного курса



Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя.Ходьбаскрестным шагом.

Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий.

Понятие о спортивной ходьбе.Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя.




Бег


Медленный бег с равномерной

скоростью до 5 мин. Бег на 60м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40 см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на

отрезках до 60 м. Эстафетный бег (100 м) по кругу. Бег с ускорением на отрезке 30 м, бег на 30 м (3—6 раз); бег на отрезке 60 м — 2 раза за урок. Кроссовый бег 300—500 м.




Прыжки


Прыжки на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед.

Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением отталкивания в зоне до 80 см.Отработка отталкивания. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание", отработка отталкивания.




Метание


Метание малого мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2—3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами (диаметр

первого круга — 50 см, второго

75 см, третьего — 100 см) из различных исходных положений. Метание малого мяча на

дальность отскока от стены и пола. Метание малого мяча на дальность способом из-за голо-

вы через плечо с 4—6 шагов разбега. Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком.


Спортивные игры

18

Пионербол


Передача мяча сверху двумя руками над собой и в парах сверху двумя руками. Подача, нижняя прямая (подводящие

упражнения). Игра "Мяч в воздухе". Дальнейшая отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча. Учебная игра. Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение по

площадке. Стойки и перемещение волейболистов




Баскетбол


Закрепление правил поведения при игре в баскетбол. Основные правила игры. Остановка

шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Подвижные игры с элементами баскетбола: "Не давай мяча водящему", "Мяч ловцу",

"Борьба за мяч". Эстафеты с ведением мяча. Сочетание приемов: бег — ловля мяча — остановка шагом — передача двумя

руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг.

Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).




Подвижные игры


"Что так притягивает"; "Словесная карусель"; "Что изменилось в строю"; "Метатели"

"Все по местам"; "Запомни номер"; "Вот так поза"; "Выбери

ведущего"; "Запомни порядок";"Так держать".

"Охрана пробежек"; "Вызов победителя"; "По кочкам и линиям"; Эстафеты с бегом. "Дотянись"; "Проверь сам"; "Установи рекорд".

"Сильный бросок"; "Попади в цель".

"Мяч над веревкой"; "Вот так подача"; "Не дай мяч соседу"."Перестрелки"; "Защита укреплений"; "Залетный мяч"; "Мяч в центре"; Эстафеты.

"Рыбаки и рыбки"; "Салки в воде"; "Мяч водящему". "Слушай сигнал"; "Воробьи и вороны"; "Смелей вперед".


Гимнастика

14

Строевые, общеразвивающие и коррекционные упражнения


Перестроение из одной шеренги в две Размыкание на вытянутые

руки на месте (повторение) и в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в стороны. Выполнение команд: «Шире шаг!». «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали.




ОР и коррекционные упражнения с предметами.на снарядах


С гимнастическими палками. Подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после

хлопка двумя руками. Выполнение положений с палкой: с

палкой вольно, палку за голову, на голову, палку за спину, палку влево, вправо. Прыжки

через палку, лежащую на полу: вперед-назад, влево-вправо.

Приседы с ранее изученными

положениями палки. Круговые

движения туловищем с различными положениями палки.

Ходьба с движениями палки

вперед, вверх, за голову, влево,

вправо — 1 мин. Выполнить 3— 4 упражнения с гимнастической палкой.

С большими обручами. Пролезание сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезание в катящийся обруч, набрасывание и

снятие обруча со стойки, вращение обруча с движениями

(при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча.

Со скакалками. Скакалка, сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево, растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Наклоны вперед (пружинистые), опустить скакалку

до середины голени. Повторить с отведением рук назад. Бег на

месте с высоким подниманием коленей и вращением скакалки

вперед. Различные прыжки через скакалку на двух ногах.

Выполнение упражнений 3—4 раза со скакалкой.

С набивными мячами. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой и за спиной. Подбросить мяч вверх, поймать его.

Из седа мяч удерживается

ступнями ног, сед углом согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в квадрате, в треугольнике. Перекатывание

мяча на дальность стоя и сидя.

Прыжки через мяч влево, вправо, вперед, назад. Упражнения на гимнастической скамейке. Наклоны и прогибание туловища в различном положении (ограничить выполнение детям с нарушения-

ми осанки — лордоз); движения прямых и согнутых ног в положении сидя на скамейке; движения по скамейке.




Акробатические упражнения.висы и упоры


Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Два последовательных кувырка вперед

(для сильных — назад). "Шпагат" с опорой руками о пол.




Лазание, перелазание, равновесие, опорные прыжки


Лазание по гимнастической

стенке с чередованием различных способов. Лазание по гимнастической стенке с попеременной перестановкой ног и

одновременным перехватом руками. Лазание по гимнасти-

ческой стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая палка, флажок). Передвижение в висе на руках на гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево — для мальчиков, а для девочек смешанные висы спиной и боком к гимнастической стенке. Лазание способом в три приема на высоту 5 м (мальчики), 4 м (девочки). Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия.


Лыжная подготовка

14



Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом,

передвижение на скорость на расстояние до 100 м; подъем по склону прямо ступающим шагом; спуск с пологих склонов;

повороты переступанием в движении; подъем "лесенкой" по пологому склону, торможение

"плугом", передвижение на лыжах в медленном темпе на расстояние до 1,5 м; игры: "Кто

дальше", "Пятнашки простые",эстафеты. Преодолеть на лыжах 1,5 км (девочки); 2 км

(мальчики).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

- как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два; как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.

- фазы прыжка в высоту с разбега способом "перешагивание"; правила передачи эстафетной палочки во встречной

эстафете.

- для чего и когда применяются лыжи; правила передачи эстафеты.

- правила перехода.

- правила поведения игроков во время игры.

Уметь

- подавать команды при

выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать

дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла способом "ноги врозь" с усложнения-

ми; сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом

бревне; преодолевать подряд

несколько препятствий с включением перелезания, лазанья; лазать по канату способом в три приема.

- ходить спортивной

ходьбой; пробежать в медленном равномерном темпе 5 мин;

правильно финишировать в

беге на 60 м; правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги" и в прыжках в высоту способом "перешагивание"; метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега.

- координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40—60 м, пройти в быстром темпе 100—120 м любым ходом, преодолевать спуск с

крутизной склона 4—6° и длиной 50—60 м в низкой стойке, тормозить "плугом", преодолевать на лыжах 1,5 км (девочки),

2 км (мальчики).

- перемещаться на площадке, разыгрывать мяч.

Закрепление правил поведения

при игре в баскетбол. Основные правила игры. Остановка

шагом. Передача мяча двумя

руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне.

- выполнять передачу от груди, вести мяч одной рукой (правой), попеременно (правой— левой). Бросать в корзину

двумя руками снизу с места.


Календарно-тематическое планирование


7



1

1

1) Основные части тела. Как укреплять свои мышцы. Правила безопасности.


1

03.09


2

2

2) Ходьба с изменением направления,

скрестный шаг, движения рук на

координацию. Медленный бег до 51.Техника бега с низкого старта; кроссовый бег 300-500 м.


1

07.09


3

3

3) Ходьба с преодолением препятствий, спортивная ходьба; эстафетный бег (встречная эстафета) 30-50м. Бег с преодолением препятствий.


1

10.09


4

4

4) Ходьба с изменением направления,

скрестный шаг, движения рук на координацию. Медленный бег до 51.Техника бега с низкого старта; кроссовый бег 300-500 м.


1

14.09


5

5

5) Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом; переход с ускоренной на медленную; повторный бег, бег с ускорением; кроссовый бег 300-500м.


1

17.09


6

6

6) Бег с ускорением, бег на ЗОм (З-6 раз), эстафета с передачей палочки.


1

21.09


7

7

7) Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом; переход с ускоренной на медленную; повторный бег, бег с ускорением; кроссовый бег 300-500м.


1

24.09




Тема 2: «Прыжки.метания»


5



8

1

1) Прыжки на одной, двух ногах с поворотами направо, налево, вперед метание мяча в цель.


1

28.09


9

2

2) Прыжки в длину, «согнув ноги», техника отталкивания; метание мяча на дальность отскока от стены и пола.


1

01.10


10

3

3) Прыжки на Зй и 5й шаг в ходьбе, беге, прыжок в длину; метание мяча на дальность (с 4-6 шагов).


1

05.10


11

4

4) Прыжки в длину, «согнув ноги», техника отталкивания; метание мяча на дальность отскока от стены и пола.


1

08.10


12

5

5) Прыжки в длину, «согнув ноги», метание мяча на дальность из-за головы, через плечо с 4-6 шагов.


1

12.10




Раздел 11. Спортивные игры


4





Тема 1: «Пионербол»


4



13

1

1) Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Игра: «Мяч в воздухе».


1

15.10


14

2

2) Подача нижняя, прием мяча, отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля. Учебная игра.


1

19.10


15

3

3) Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Игра: «Мяч в воздухе».


1

22.10


16

4

4) Подача нижняя, прием мяча, отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля. Учебная игра.


1

26.10




Раздел IП. Гимнастика



14





Тема 1: «Строевые.общеразвивающие и

коррекционные упражнения»


4



17

1

1) Техника безопасности с гимнастическими снарядами. Комплекс утренней зарядки.


1

29.10



18


2

2) Перестроение из одной шеренги в две; размыкания на вытянутые руки на месте и в движении; упражнения на осанку; дыхательные упражнения.



1

09.11


19

3

3) Размыкания вправо, влево, от середины приставными шагами; основные положения движения головы, туловища; упражнения в расслабление мышц.


1

12.11


20

4

4) Выполнение команд: «Шире шаг!» «Короче шаг!», повороты кругом, упражнения на осанку, упражнения на расслабление мышц.


1

16.11




Тема 2: «ОР и коррекционные упражнения с предметами.на снарядах»


3



21

1

1) Упражнения с гимнастическими палками, со скакалками, дыхательные упражнения.


1

19.11


22

2

2) Упражнения с обручами, с набивными мячами, упражнения на осанку.


1

23.11


23

3

3) Упражнения на гимнастической скамейке, наклоны, прогибания, движение ног из положения, сидя на скамейке.


1

26.11




Тема 3: «Акробатические упражнения.висы и упоры»

Показ видеоролика

3



24

1

1) Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев; махом одной и толчком другой выйти в упор; махом назад- соскок.


1

30.11


25

2

2) Кувырок вперед (для подготовленных - назад); подъем переворотом.


1

03.12


26

3

3) «Шпагат» с опорой о пол. Вис на канате.


1

07.12




Тема 4: «Лазание, перелазание, равновесие, опорные прыжки»


4



27

1

1) Лазание по гимнастической стенке. Равновесие на гимнастической скамейке, на рейке гимнастической скамейки; прыжок в упор присев на «козла», соскок с поворотом налево.


1

10.12


28

2

2) Лазание по стенке с предметом в руках; равновесие на гимнастическом бревне. Прыжок ноги врозь с поворотом на 900.


1

14.12


29

3

3) День здоровья


1

17.12


30

4

4) Ходьба по бревну с набивным мячом в руках; повороты в приседе; прыжок ноги врозь с поворотом на 900.


1

21.12




Тема 2«Баскетбол»


2





III ЧЕТВЕРТЬ

Раздел IV. Лыжная подготовка



14



31

1

1) Правила поведения на лыжах. Техника безопасности.

Просмотр слайдов

1

11.01


32

2

2) Техника попеременного двухшажного хода; бег на скорость 100м.


1

14.01


33

3

3) Изучение техники попеременного двухшажного хода; подъемы и спуски с пологих склонов. Игра: «Кто дальше?».


1

18.01


34

4

4) Техника попеременного двухшажного хода; бег на скорость 100м.


1

21.01


35

5

5) Изучение техники попеременного двухшажного хода; подъемы и спуски с пологих склонов. Игра: «Кто дальше?».


1

25.01


36

6

6) Изучение техники попеременного двухшажного хода; повороты переступанием; подъемы «лесенкой»; бег в медленном темпе до 1 км.


1

28.01


37

7

7) Подъем ступающим шагом, спуски, торможение «плугом». Бег в медленном темпе до 1 км.


1

01.02


38

8

8) Изучение техники попеременного двухшажного хода; повороты переступанием; подъемы «лесенкой»; бег в медленном темпе до 1 км.


1

04.02


39

9

9) Подъем ступающим шагом, спуски, торможение «плугом». Бег в медленном темпе до 1 км.


1

08.02


40

10

10) Передвижение на лыжах до 1,5 км. Игра: «Пятнашки простые».


1

11.02


41

11

11) Бег на лыжах: девочки - 1,5км, мальчики - 2,0 км (в медленном темпе); спуски, подъемы. Игра: «Кто дольше?».


1

15.02


42

12

12) Передвижение на лыжах до 1,5 км. Игра: «Пятнашки простые».


1

18.02


43

13

13) Бег на лыжах: девочки - 1,5км, мальчики - 2,0 км (в медленном темпе); спуски, подъемы. Игра: «Кто дольше?».


1

22.02


44

14

14) Эстафетный бег 5-200м; подъемы, спуски, торможение.


1

25.02




Раздел У. Спортивные игры


8





Тема 1: «Пионербол»


4



45

1

1) Техника передачи и ловля в/б мяча. Подача нижняя, прямая. Игра «Мяч в воздухе».


1

29.02


46

2

2) Совершенствование техники ударов розыгрыша мяча и его ловля. Учебная игра.


1

03.03


47

3

3) Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение игроков. Стойки волейболистов.


1

07.03


48

4

4) Совершенствование техники ударов розыгрыша мяча и его ловля. Учебная игра.


1

10.03




Тема 2: «Баскетбол»


4



49

1

1) Закрепление правил поведения при игре в баскетбол. Передача двумя руками от груди на месте, в движении.


1

14.03


50

2

2) Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом. Игра: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч».


1

17.03




IV ЧЕТВЕРТЬ

Раздел V. Спортивные и подвижные игры



6





Тема 1: «Баскетбол»


4



51

1

1) Ведение б/б мяча одной рукой в движении; бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди. Эстафета: «Точный бросок».


1

28.03


52

2

2) Ведение мяча, бросок в корзину. Бег с ускорением 10м*3-5раз. Прыжки, броски набивного мяча.


1

31.03


53

3

3) Ведение б/б мяча одной рукой в движении; бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди. Эстафета: «Точный бросок».


1

04.04


54

4

4) Ведение мяча, бросок в корзину. Бег с ускорением 10м*3-5раз. Прыжки, броски набивного мяча.


1

07.04




Тема 2: «Подвижные игры»


2



55

1

1) Знание правил игры. Техника безопасности. Коррекционные игры: «Словесная карусель», «Метатель», «Что изменилось в строю?».


1

11.04


56

2

2) Игры: «Мяч под веревкой», «Перестрелки», эстафеты с б/б мячами.


1

14.04




Раздел I. Легкая атлетика


10





Тема 1: «Ходьба, бег»


4



57

1

1) Понятие о спортивной ходьбе, ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Медленный бег до 5мин., бег 60м с нужного старта.


1

18.04


58

2

2) День безопасности


1

21.04


59

3

3) Эстафетный бег, бег с ускорением на 30м. бег 30м - 5 раз


1

25.04


60

4

4) День здоровья


1

28.04




Тема 2: «Прыжки.метания»


6



61

1

1) Прыжки в высоту «перешагивание», отработка отталкивание, подбор разбега; толкание набивного мяча боком.


1

05.05


62

2

2) Прыжки на одной, двух ногах с поворотом направо, налево; метание в мишень, метание на дальность.


1

12.05


63

3

3) Прыжки в высоту «перешагивание», отработка отталкивание, подбор разбега; толкание набивного мяча боком.


1

16.05


64

4

4) Прыжки в длину «согнув ноги», отработка отталкивания; метание мяча с разбега.


1

19.05


65


День защиты Детей


1

23.05


66

5

5) Прыжки в высоту «перешагивание», отработка отталкивание, подбор разбега; толкание набивного мяча боком.


1

26.05


67

6

6) Прыжки в длину «согнув ноги», отработка отталкивания; метание мяча с разбега.


1

30.05



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: учебное издание, сборник 1,ООО «Полиграфист», зав редакцией К.М. Шевченко

  2. Бабенкова Р.Д, Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития// Дефектология.- 2010.- сент.- окт. (№5).- С. 69-73.

  3. Ванюшкин В.А. Коррекция двигательной активности у учащихся с недостатками интеллектуального развития// Дефектология.- 2004- июль- авг.(№4).- С.26-31.

  4. Дети с отклонениями в развитии: методич. Пособие/ сост. Н.Д. Шматко - М.:Аквариум,2005 - 128 с.- ISBN 5-85684-160-3.

  5. Дмитриев А.А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе// Дефектология.-1084-сент-окт.(№5)- С.36-39.

  6. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия,2002.- 264 с.- ISBN5-7695-0571-0.

  7. Матвеев А.П. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. инстит. и учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, с.: ил.- ISBN5-09-003459-1.

  8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры ( общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико – методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры) : учеб. Для ин-тов физ. культуры.- М.: физкультура и спорт, ил.- ISBN 5-278-00326-х.

  9. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. Уч-щ.- М.: Просвещение.ил.- ISBN 5-09-0034591.

  10. Перспективы развития специального образования: сборник научных трудов / под ред. Л.С. Сековец.-Н.Новгород,2002.- 92 с.

  11. Воронкова ВВ, Петрова МН, Экк В.В., Кмытюк Л.В., Сивоглазов В.В., Лифанова ТМ, Бородина О.И., Мозговой ВМ, Кузнецов Б.В., Романина ВИ, Павлова НП, Евтушенко ИВ, Грошенков ИА,: программы для 5-9 классов специальных ( коррекционных) учреждений VIII вида:СБ1-М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС