ПрограммаВнеурочная деятельность ФГОС 2 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Павловская школа»





«Согласовано»: «Утверждаю»:

Заместитель директора по УВР: Директор МОУ «Павловская школа»

___________Л.В Галицкая __________О.В. Воронков

«____» __________ 201____ г. приказ № ____ от _201____








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

спортивно - оздоровительной направленности

«Подвижные игры»

2 класс









Разработана Ясоновой В.С.

учителем физической культуры








п. с/за «Большевик»

2015-2016

учебный год

  1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы авторы В. И. Лях и  А. А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2012 г., допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации; Программа «Подвижные игры» имеет спортивно - оздоровительную направленность. Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.

Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.

Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Целесообразность программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данной программы являются:

1. Образовательные:

- формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

- обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

- формирование интереса к народному творчеству;

- расширение кругозора младших школьников.

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;

- развитие активности, самостоятельности, ответственности;

- развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

- развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства коллективизма;

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения

Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, учащиеся 2 класса


  1. Общая характеристика внеурочной деятельности



При реализации программы используются УМК «Школа России»

  1. Комплексная программа физического воспитания 1-4 класс В.И Лях предметная линия учебников ФГОС. «Просвещение» 2012 год.

  2. В,И Лях ,А.А Зданевич «Физическая культура» учебник для 1-4 классов «Просвещение» 2012г.

  3. Журнал «Физическая культура в школе»

  4. Контрольно измерительные материалы «физическая культура» ФГОС, ООО «ВАКО»2011г.

  5. Подвижные игры.

  6. Колодницкий Г.А Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителя – Москва.: Просвещение, 2011.- 95с – (работаем по новым стандартам)

  7. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителя – М.: Просвещение,2014. -80с - (работаем по новым стандартам)


«Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий: Во 2 классе начальной школы занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю.

Используются современные образовательные технологии:

-здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

-личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

-информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;

Приёмы и методы

При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;

наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;

практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.

Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Способы проверки знаний и умений:

  • проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;

  • участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района;

  • открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.


Формы подведения итогов реализации внеурочной деятельности :

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:

  • весёлые старты;

  • спортивные эстафеты;

  • фестиваль игр;

  • спортивный праздник;

  • "Зимняя лыжня";

  • «День здоровья».


  1. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.


  1. Описание ценностных ориентиров в содержания внеурочной деятельности

При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности


Личностными результатами

являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;


Метапредметными результатами

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • -сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Предметные результаты.

  • Понимание ценности своего здоровья, воспитание потребности в бережном отношении к своему организму.

  • Освоение доступных способов и средств поддержания хорошего здоровья и самочувствия, физического развития.

  • Целостное развитие психических и физических качеств.

  • Воспитание нравственных и морально-волевых качеств в процессе занятий физическими упражнениями.

  • Формирование у школьников представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Требования к уровню подготовленности учащихся


понимать:

  • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

знать:

  • названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;

  • правила   поведения   и   безопасности   во  время  занятий физическими упражнениями и играми;

  • правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

  • терминологию, связанную с проведением игр, ритмических и фитнес занятий;

уметь:

  • передвигаться различными способами в разных ситуациях;

выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);

  • выражать в движении характер музыки;

  • играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх, ритмических упражнениях, аэробике с предметами и без.


Ожидаемый результат:

  • у выпускника 2 класса выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

  • сформировано начальное представление о культуре движении;

  • младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

  • обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

  • умение работать в коллективе.


  1. Содержание тем внеурочной деятельности

Учебно - тематический план

34ч


  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

  3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

  4. Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - «Русские народные игры».

  2. раздел - «Игры народов России».

  3. раздел - «Эстафеты».

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

[link]

  • Учебно-практическое оборудование

  • 1. Стенка гимнастическая

  • 2. Мячи

  • 3. Палка гимнастическая

  • 4. Скакалка

  • 5. Мат гимнастический

  • 6. Кегли

  • 7. Обруч

  • 8. Флажки

  • 9. Лента финишная

  • 10. Рулетка

  • 11. набор инструментов для подготовки прыжковых зон

  • 12. Лыжи

  • 13. Сетка для переноса и хранения мячей

  • 14. Аптечка

  • Библиотечный фонд:

  • Комплексная программа физического воспитания 1-4 класс В.И Лях предметная линия учебников ФГОС. «Просвещение» 2012 год.

  • В,И Лях ,А.А Зданевич «Физическая культура» учебник для 1-4 классов «Просвещение» 2012г.

  • Журнал «Физическая культура в школе»

  • Контрольно измерительные материалы «физическая культура» ФГОС, ООО «ВАКО»2011г.

  • Подвижные игры.

  • Колодницкий Г.А Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителя – Москва.: Просвещение, 2011.- 95с – (работаем по новым стандартам)

  • Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителя – М.: Просвещение,2014. -80с - (работаем по новым стандартам)



  •