План-конспект урока Физика за чашкой чая разных народов мира 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МКУ «Вилюйское улусное управление образованием»

МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Чиряева»













План-конспект урока

«Физика за чашкой чая разных народов мира»

по разделу «Тепловые явления»

(8 класс)







учителя физики

Харлампьевой Л.И.




г. Якутск, 2014 г





План-конспект урока «Физика за чашкой чая»

по разделу «Тепловые явления»



Класс: 8 класс

Цель урока:

закрепить и обобщить знания и умения, полученные учащимися по разделу тепловые явления.

Задачи урока:

Образовательные

обобщить и закрепить знания по теме "Тепловые явления"

развить умения применять приобретенные знания по математике, географии, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показать межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир;

Развивающие

создать условия для развития умений анализировать, размышлять, систематизировать, сравнивать, структурировать информацию, делать выводы;

создать условия для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою и групповую точки зрения;

способствовать развитию умений работать в группе и нести личную и коллективную ответственность за её результаты;

Воспитательные

формировать устойчивый интерес к познанию окружающей природы, показать практическую значимость изученного учебного материала по физике;

раскрытие творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора;

привлечение обучающихся к изучению народных традиций стран, познакомить с историей и традициями чаепития.



Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Применяемые педагогические методики:

Технология деятельностного подхода, фронтальный опрос, проблемно-поисковые методы, групповые формы работы.

Используемое оборудование: 

Персональный компьютер, интерактивная доска (проектор).

Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint)

Самовар, чайники, чайная посуда, салфетки, скатерти, баранки, печенье.

Конфеты, для поощрения команд во время игры.

Лабораторное оборудование:

термометр, мензурка, вода.

Краткое описание: 

  Этот урок проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества». Класс делится на три команды. Красиво накрыты столы. На столах каждой команды находятся чайные приборы китайского чаепития, русской традиции чаепития, английского чаепития. Практические задачи образования, на решение которых направлен разработанный урок – это создание условий, через синтез предметов естественнонаучного, гуманитарного и художественного цикла дисциплин. Пробуждение у обучающихся интереса к традициям чаепития разных стран, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения. Предмет искусства, который используется на уроке, занятии: изобразительное искусство (картины), элементы народного творчества трех стран (самовары, предметы быта русского народа, китайский сервиз, атрибутика, английский чайный сервиз и сервировка). Планируемые результаты урока: 1) учащиеся привлекаются к изучению истории и традиций чаепития разных стран; 2) в рамках духовно-нравственного воспитания обучающихся, проводится пропаганда здорового образа жизни, прививается понимание значение употребления чая для сохранности здоровья человека; 3) формируется культура поведения за столом, культура речи и общения; 4) развиваются умения применять приобретенные знания по математике, географии, литературе, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, демонстрируются межпредметные связи для формирования целостного восприятия и единого взгляда на картину мира.





 

п/п

Этап

Время

1.

Организационный

3 мин

2.

Основная часть:

Фронтальный опрос;

Изучение истории и традиций чаепития разных стран;

Измерение температуры горячей и остывшей воды.

Решение задачи на нахождение количества теплоты, выделяемой горячей водой.

21 мин

3.

Рефлексия

4 мин

4.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

2 мин



Схема организации урока



































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

3 мин.

-Здравствуйте, ребята! Я знаю, вы с удовольствием каждый день пьете чай, но уверена, что не мно­гие задумывались над сопровождающими этот процесс физически­ми явлениями. Попробуем сделать это вместе". Группа учеников, сидящих за одним столом, называется коман­дой; на уроке нужно совмещать два дела: пить чай и отвечать на во­просы, задаваемые учителем; каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше баллов, которые даются за правильные ответы на вопросы и допол­нения. За каждый верный ответ — 1 балл; за правильное дополнение — тоже 1 балл. Команда учащихся, набравшая к концу урока 15 и более баллов, получает оценку "5"; набравший 5-12 балла — "4", 6 баллов –«3»первоочередное право ответа на вопрос имеют те ученики, к ко­торым обратился учитель, за подсказку, разговор и прочие нарушения хода урока вычитает­ся 1 балл.

-Здравствуйте!

Учащиеся рассаживаются по командам.


Основной этап

21 мин.




































































































































































































Как вы думаете, почему, ставя кипятить, чайник закрывают крышкой?









Какими будут мои ощущения, если я возьму крышку с горячего металлического чайника за пластмассовую ручку? Как вы их объ­ясните?

А что такое кипение?











Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике?

Вода в чайнике уже закипела, из носика вырвалась наружу струя пара... Но ведь пар считается невидимым! Что же мы видим в действительности?



Я наливаю горячую воду в стакан, но предупреждаю, что он толстостенный. Какая опасность поджидает вас и меня? По­чему?





Как надо поступить, наливая кипяток, чтобы толстостенный стакан не лопнул?





Какую первую помощь нужно оказать при ожогах горячей водой?

Если случайно на руку попадет горячая вода почему мы ощущаем боль?



Я налью в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдай­те, что произойдет. Почему?



Опустите термометр в мензурку с водой.



Как вы думаете ребята, что у вас на столах?

И так ребята давайте представим себе, что мы из разных стран и должны представить чайную церемонию каждая команда своей страны.

Завариваю в чайнике чай каркаде, при этом, какой процесс мы наблюдаем?

Приглашение на чай по-китайски: «Хуанйин чхадао!»

Посмотрим и обозначим на физической карте мира, где находится Китай?

В китайской культуре есть несколько особых случаев для церемонии чаепития. Здесь принято предлагать чашку чая старшим людям в знак уважения. Для проведения церемонии в общей комнате собираются разные поколения семьи. За чашкой чая представители старшего поколения рассказывают молодежи об обычаях и традициях, пришедших из древности, дополняя свой рассказ легендами и мифами.

В китайской культуре есть много способов выразить благодарность за чай. Один из весьма необычных способов – это постучать 3 раза по столу указательным и средним пальцами, согнув их. С течением времени китайская чайная церемония распространилась по всему миру.

А теперь, когда установился тепловой баланс, запишите у себя на рабочих листах температуру горячей воды.

«Смеркалось, на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Над ним клубился лекгий пар.»

Приглашение на чай по-русски: «Приходите, гости дорогие я вас чаем напою, крендельками угощу!»

А где находится наша родина Россия на физической карте мира?

Одной из неотъемлемых частей русского чаепития был самовар, который ставился непосредственно на чайный стол, либо на небольшой столик, приставленный к торцу стола. Разливала чай только сама хозяйка

Вы, наверное, наблюдали, как на Руси в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают?









Приглашение на чай по-английски: «Welcome to tea party!»

Как вы думаете, где находится нулевой меридиан?

Традиционные закуски к чаю - это подогретые сэндвичи, тосты, кексы, крекеры, причем расположение их на столе и блюдах строго регламентировано. Чайный столик сервируют таким образом, чтобы предоставить всем максимум возможности насладиться чаем и одновременно заняться делами. Традиционно чай в Англии пьют 6-7 раз в день: за завтраком, ланчем в перерывах между ними, в течение дня и в 5 часов вечера. Самый знаменитый из «полдников» five-o-clock был введен в 1840 году. Для каждого времени суток предпочтительны разные сорта чая.

Англия: пьют чай и на десерт у них печенье. Печенье легко разломить, но не­возможно соединить куски. Почему?



До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?

А теперь с помощью термометра измерьте температуру остывшей воды в стакане. И запишите у себя на рабочих листах.

Вы много интересного узнали о чайных церемониях разных стран. Давайте сейчас объявим чайную паузу-чайную формулу. На столах каждой команды есть конверты с заданием: написать недостающие физические величины в формулах. За правильно выполненное задание получает балл.

Мы в течение урока измерили температуру горячей и остывшей воды с помощью термометра. По формуле вычислите количество теплоты, выделившееся при остывании воды и запишите результат в тетради. Один участник из команды показывает свое решение на доске.


Если чайник открыт, то часть молекул воды, имеющих большую кинетическую энергию, будет беспрепятственно улетать в пространство над чайником, унося с собой свою энергию; поэтому к чайнику нужно дольше подводить энергию извне, и он долго не за­кипает. Закрытый чайник закипит быстрее.

Пластмасса имеет малую теплопроводность, поэтому ру­ке не будет горячо.



Кипение — это процесс интенсивного испарения жидко­сти при определенной температуре, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через по­верхность жидкости наружу и лопающихся там.





100°С

Пар невидим. Вырвавшись из носика чайника, он в про­хладном воздухе конденсируется, образуя мельчайшие капельки воды; вот их-то мы и видим.



Стакан может лопнуть; внутренние стенки, соприкасаю­щиеся с горячей жидкостью, сразу же расширятся, в то время как внешние еще не успеют прогреться и сохраняют свои размеры; от этого стекло деформируется и происходит его разрушение

Необходимо в стакан опустить металлическую ложечку: она примет часть тепла, температура воды станет меньше, тепловое расширение внутренних стенок будет тоже меньше; деформация не окажется столь сильной.

Нужно место ожога подставить под струю холодной воды, обработать специальной мазью

Молекулы кипящей воды имеют большую скорость дви­жения, поэтому мгновенно пробивают верхнюю часть кожи и прони­кают в ткани мышц, вызывая ощущение боли.

Стенки стакана запотели: кипящая вода испарялась, пар ее, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя пар.

В мензурку с горячей водой опускают термометр.

Чайные приборы разных стран(Китай, Англия, Россия)

Традиции чайной церемонии Китая, Англии и России.



Кипяток окрасился в красный цвет при этом происходит процесс диффузии-молекулы одного вещества проникают между молекулами другого вещества.

Приглашают на чай на китайском языке.

Отвечают, где находится Китай.



Слушают рассказ учителя о китайской церемонии чаепития.



















С помощью термометра измеряют температуру горячей воды, записывают результаты.





Приглашают друзей на чай.



Отвечают, где находится Россия.



Слушают рассказ учителя



У чая, налитого в блюдце, большая поверхность сопри­косновения с воздухом, поэтому интенсивно идут теплообмен и ис­парение — чай быстро остывает. Когда дуют на поверхность чая, процесс испарения ускоряется, а это тоже понижает температуру жидкости. Площадь соприкосновения кончиков пальцев и блюдечка очень мала, поэтому рука не так сильно чувствует большую темпе­ратуру блюдца.

Приглашают на чай на английском языке.

Отвечают, что нулевой меридиан проходит через Англию.

Слушают рассказ учителя.

















Когда печенье ломаем, то нарушаем молекулярные свя­зи. При соединении не удается сблизить куски на такое расстояние, чтобы начали проявляться силы молекулярного притяжения.

До комнатной температуры.

Измеряют температуру остывшей воды. Записывают результаты.



Ребята сообща выполняют задание





Из каждой команды выходят по участнику решают задачу на доске, объясняют. За правильное и быстрое решение получают оценку и балл для команды.

Рефлексия

4 мин

Сегодня на уроке, совмещая приятное с полезным, мы применили Урок "Физика за чашкой чая". Что нового вы сегодня узнали на уроке? Вы применили свои знания немного необычным, но в то же время самым обычным ситуациям. Будет очень хорошо, если каждый будет чаще задумы­ваться над окружающими явлениями и постарается объяснить их с точки зрения физики. А теперь подведем итоги, узнаем команду победителей, та команда, у которой больше конфет...".

Высказывают свое мнение. Считают конфеты-баллы. Итоги командной игры.








Подведение итогов



Домашнее задание

2 мин


Подводя итог, хочу попросить вас поставить ваши приборы на красный поднос, если вы поняли все на уроке, если кое-что не поняли, то поставьте на синий поднос.

Решить задачу на вычисление количества теплоты при нагревании воды.

Спасибо за урок!

Ставят свои приборы на подносы.





Карточки с заданием берут с собой.




































10