Урок - игра: Поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №12 города Донецка.

Дата: 04.03.2016г.

Предмет: физика

Класс: 10 класс

УМК: "Физика.10 класс"

Авторы УМК: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А.

Учитель: Косоножкина Наталья Юрьевна, учитель физики высшей категории МБОУ СОШ №12 г. Донецка Ростовской области

В основе разработки урока - идея структурирования и модель целеполагания в логике ФГОС, механизма индивидуально-личностного развития учащихся в процессе урока.

Тема: «Поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления».
Тип урока: урок-игра « Что? Где? Когда?».

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
предметных 
-умение формулировать учебную тему и учебные задачи;
-осознанное употребление новых физических понятий;
-приобретение способности « открывать» новое физическое знание, используя имеющиеся знания и опыт;
-овладение опытом уверенного применения ранее изученных формул.
метапредметных 
-изложение информации, интерпретируя факты, разъясняя значения и смысл теории;
-умение выдвигать гипотезы, фиксировать версии в группах, осуществляя их проверку;
-использование приемов умственной деятельности (анализ, классификация, обобщение и подведение под понятие);
-исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
-осуществление переноса знаний в измененную ситуацию, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;
информационно- коммуникативных
-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
-отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
-умение точно, грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию;
-проведение информационно- смыслового анализа задания(текста);
-владение умениями совместной деятельности;
рефлексивных
-овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
-умение работать в группах участников совместной деятельности;
личностных
-умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
-обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
-приобретение способности иметь собственное мнение;
-умение точно и грамотно излагать свои мысли;
-приобретение опыта по принятию ответственности за свои решения;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
-умение анализировать собственную деятельность и оценивать ее результаты;
-подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Мне хотелось, чтобы сегодняшний урок вызвал в каждом из вас положительные эмоции, чтобы каждый из вас почувствовал удовлетворенность. И вам , юноши и девушки, я желаю успеха.
Конфуции говорил: «Три пути ведут к знанию: путь размышления- это путь самый благородный, путь подражания- это путь самый легкий и путь опыта- это самый горький». Сегодня я предлагаю вам пойти по индивидуальному пути размышления.
II.Мотивационный этап (самоопределение)
Учитель:
Давайте, ребята, каждый из вас попробует поставить цель, хотя бы на крохотный период вашей жизни. Понимаю, что вам трудно это сделать самостоятельно, поэтому я вам помогу. Предлагаю список личностных целей, которые вы сейчас увидите на экране:
 -умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
-обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
-приобретение способности иметь собственное мнение;
-умение точно и грамотно излагать свои мысли;
-приобретение опыта по принятию ответственности за свои решения;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
-умение анализировать собственную деятельность и оценивать ее результаты;
-подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Учитель: Выберите из этого списка одну- две цели выпишите ее в тетрадь и постарайтесь работать на достижение ее весь урок. В конце урока вы проанализируете, смогли ли вы достичь своей цели или нет, и почему.
Сегодня на уроке вам предстоит работать в группах. Постарайтесь работать согласованно. В конце урока вы будете оценивать результаты своей собственной деятельности и ваш личный вклад в общее дело. За каждый правильный ответ, за результативное объяснение ставьте 1 балл, в конце урока посчитаете количество баллов и поставите себе отметку, пользуясь шкалой:
-5 баллов и более- «5»;
4 балла- «4»;
3 балла- «3»
Обратная связь на уроке осуществляется при помощи сигнальных карточек красного и зеленого цвета.
Учитель: Уважаемые знатоки!
У нас очередная серия игр: Что? Где? Когда?. Но в отличие от телевизионной версии игры вы сами задаете себе вопросы и даете ответы, опираясь на знания, приобретенные вами в процессе обучения.
Обратите, пожалуйста, внимание на предметы, расположенные на вашем столе.
Как вы думаете, с каким материалом учебника они имеют что- то общее?

(ответы учеников)
Учитель:Да, совершенно верно, тема нашего занятия « Капиллярные явления и поверхностное натяжение жидкостей».

3. Выполнение экспериментальных заданий.


 
А. Обнаружение силы поверхностного натяжения жидкости.
Оборудование: стакан с водой и мыльным раствором, лезвие, проволочные рамки.
Порядок выполнения работы:
1. Осторожно положите лезвие на поверхность воды. Рассмотрите форму поверхности воды около лезвия. 
2. Погрузите лезвие в воду. Почему в этом случае оно тонет? 
3. Опустите проволочную петлю в стакан с водой, а затем осторожно выньте ее из воды. В петле образовалась пленка. Осторожно изменяйте площадь поверхности плёнки. Для этого раздвигайте и сближайте концы проволочной петли. Какая сила удерживает воду в петле?

После осмысления назначения приборов ребята в команде рассуждают о том, что и как можно с этими приборами выполнить. Ставят возможные опыты, предлагают личные свои варианты, обсуждают, выдвигают гипотезу, выбирают ответственного для отстаивания своей точки зрения.

Б. Выяснение зависимости силы поверхностного натяжения жидкости от температуры и наличия примесей в жидкости.
 Оборудование: стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, пробирка с тальком, кусочек мыла, кусочек пластилина, петля проволочная.
Порядок выполнения работы:
1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Положите его с помощью проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем – горячей.
Сравните результаты опытов и объясните их.
Ответьте на вопросы:
• Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры?
• По какому признаку об этом можно судить?
2. Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. Для этого закройте отверстие в пробирке кусочком марли и просейте тальк над водой.
3. Коснитесь поверхности воды кусочком мыла, а затем посыпьте сначала сахар, потом соль. Что при этом наблюдается?
Ответьте на вопросы:
• Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении мыла?
• Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении сахара?
• Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении соли?

После осмысления назначения приборов ребята в команде рассуждают о том, что и как можно с этими приборами выполнить. Ставят возможные опыты, предлагают личные свои варианты, обсуждают, выдвигают гипотезу, выбирают ответственного для отстаивания своей точки зрения.

В. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
Оборудование:
пластинки стеклянные – 2 шт., стакан с водой, кусочек пластилина.
Порядок выполнения работы:
1. Соедините две стеклянные пластины друг с другом так, чтобы между ними образовался воздушный клин (см. рисунок). Для этого между пластинами с края поместите кусочек пластилина.
2. Отпустите пластинки в стакан на глубину 0,5 – 1 см. наблюдайте за поднятием воды между пластинами.
3. Зарисуйте в тетради форму поверхности воды между пластинами. 
Ответьте на вопросы:
• Что можно сказать о зависимости высоты поднятия воды от толщины воздушного клина?
• Какая сила поднимает воду между пластинами?
5. Сформулируйте вывод.

После осмысления назначения приборов ребята в команде рассуждают о том, что и как можно с этими приборами выполнить. Ставят возможные опыты, предлагают личные свои варианты, обсуждают, выдвигают гипотезу, выбирают ответственного для отстаивания своей точки зрения.

III. Контрольные вопросы и задания.
1 уровень:
1). Почему расплавленный жир плавает на поверхности воды в виде кружков?
2). Почему чернилами нельзя писать на жирной бумаге?
3). Почему мокрое платье становится узко?
4). На каком физическом явлении основано употребление полотенец? 
5). С какой силой действует мыльная пленка на проволоку (рис. 1), если длина проволоки 3 см? Какую работу надо совершить, чтобы переместить проволоку на 2 см? 
6). На какую высоту поднимется спирт в трубке радиусом 0,5 мм? 
2 уровень:

   Рис. 2 (трубка с капилляром)
1). Для получения свинцовой дроби расплавленный свинец сквозь узкие отверстия льют с некоторой высоты. Во время падения свинец принимает форму шариков. Почему?
2). Почему две капельки ртути, приведенные соприкосновение, сливаются в одну?
3). Если на поверхность воды положить нитку и с одной стороны от нее капнуть эфиром, то нитка будет перемещаться. Почему это происходит и в какую сторону она перемещается?
4). Почему бывает трудно налить жидкость в пузырек с узким горлышком?
5). Почему волоски кисточки в воде расходятся, а вынутые из воды слипаются?
6). В тонкой стеклянной трубке, лежащей горизонтально (рис. 2), находится столбик воды. Какое явление будет иметь место, если один конец трубки подогревать? 
3 уровень. 
1). Почему уменьшаются размеры мыльного пузыря, если перестать дуть в трубку, на конце которой держится пузырь?
2). У какой воды больше поверхностное натяжение: у чистой или у мыльной? Почему мыльная вода дает такие прочные пузыри, каких из чистой воды получить нельзя?
3). Бумажная рамка (рис. 3) плавает на поверхности воды. Что произойдет, если внутрь рамки капнуть мыльным раствором? 
4). Какую жидкость можно лить в стакан выше краев?
5). Должны ли смазочные материалы смачивать трущиеся металлы?
Лабораторная работа (виртуальная).
Для закрепления материала проводим в кабинете информатики виртуальную лабораторную работу. 
IV.Рефлексивная деятельность (формирует компетенцию личностного самосовершенствования).
Учитель. Что на уроке было новым?
Что было главным?
Что было интересным?

Какие вы ставили для себя цели и каково их достижение?

Учитель выслушивает ответы.

V.Учитель благодарит учащихся за урок.




11 класс

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Электромагнитные волны, их свойства и применение»



Тип: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.

Задачи:

Образовательные:

  • повторение, коррекция и закрепление знаний по теме;

  • контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как количественных, так и качественных.

Развивающие:

  • развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий .

Воспитательные:

  • воспитание культуры сотрудничества,

  • создание комфортного микроклимата для активной работы.

В целях сохранения высокой работоспособности в течение всего времени урока использован материал разного уровня сложности.

Оборудование.

Прибор для определения длины световой волны.

Линзы, экран, зеркала.

Таблица «Шкала электромагнитных волн».

Компьютер для презентации.

Ход урока.

1.Организация начала урока.

-постановка целей и задач урока,

-запись темы урока.

2.Актуализация знаний (фронтально)

-виды волн,

-характеристики волн,

-единицы измерения этих характеристик,

-видимые лучи,

-невидимые лучи – какие это?

-какие к ним относятся?

-что для них общее?

-назовите зависимость частоты от длины волны,

-у каких волн самый маленький диапазон?

-перечислите их свойства.

3.Детализация свойств электромагнитных волн.

а) Преломление

б) ЭКСПЕРИМЕНТ (фокус, оптическая сила)

в) интерференция (мыльные пузыри ), (приложение1)

г) дифракция (где и зачем применяется)

д) ЭКСПЕРИМЕНТ (длина волны)

е) Отражение (зеркала, вода, стекло).

ж) дисперсия (объяснение цвета)

4.Проверка исследований по преломлению и дифракции.

5. «Физика человека» и строение глаза, о бережном обращении к

глазам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, (приложение 2)



6.Подведение итогов.



7.Письменный опрос (качественные задачи).

1

2

1)почему снежной зимой лунные ночи светлее, чем летом?


2)какой дефект зрения исправляют линзы с Д =-2дптр.?


3)почему днём не видно звёзд?


4)на какой предмет свет оказывает большее давление: на чёрный или белый? Во сколько раз?


5)при безоблачном небе ночи холоднее, чем при облачном. Почему?















1)почему иногда классная доска отсвечивает?


2)почему трудно попасть копьём в рыбу, плавающую рядом с лодкой?


3)когда собирающая линза даёт мнимое изображение?


4)какого цвета мы увидим красную розу, если смотреть на неё через зелёное стекло?


5)почему в тени дерева прохладнее?




8. Подведение итогов.



9. Домашнее задание.



[pic]





[link] ).

Итоговые результаты освоения учебных программ по классу администрация школы включает в Публичный доклад

Гласность, открытость диагностической, контрольно-оценочной деятельности учителя по выявлению образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования достигается с помощью:

  • использования электронного журнала на платформе dnevnik.ru;

  • отчета по результатам образовательной деятельности на родительских собраниях в конце каждой четверти;

  • участия в диагностических процедурах во время аккредитации школы;

  • участияв мониторинге качества основного общего образования, по заданию Минобрнауки России проводимом с 15 февраля до 20 марта 2013г. АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». Цель проверочных работ – мониторинг сформированности предметных (естествознание) и метапредметных образовательных результатов обучающихся, а также оценки условий для формирования личностных образовательных результатов. В рамках мониторинга каждый ученик моего класса выполнил одну двухчасовую проверочную работу по метапредметнымобразовательным результатам и одну часовую проверочную работу по предметным образовательным результатам (по естествознанию) (Приказ по МБОУ СОШ № 2 от 20.03.2013 «О результатах участия в мониторинге ООО»)



6.9. Оценка обучающимися, родителями, педагогической общественностью качества образовательной деятельности, осуществляемой учителем



Родители и обучающиеся дают положительную оценку качества моей педагогической деятельности на сайте школы (приложение 20)

Педагогическая общественность положительно оцениваеткачество моей педагогической деятельности. Имею отраслевые награды:

  • Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 81-н, 2006;

  • Почетная грамота Минобразования РФ № 636 / к-н 2007;

  • Почетная грамота Минобразования РФ победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации № 236, 2009.





7. Непрерывность профессионального развития учителя

7.1. Характеристика индивидуальной модели развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога



В течение 2 лет я работаю надметодической темой«Использование метода проектов и ИКТ для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».

Цель моей индивидуальной модели профессионального развития - обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы обучения учащихся, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Задачи:

- изучить необходимые документы: ФГОСТ, закон об образовании, САНПиН, конвенция о правах детей; - разработать программы по учебным предметам;

- овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими учебной деятельности приобрести исследовательский и практико-ориентированный характер;

- построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской:

- разработать новые дидактические материалы и наглядные пособия по предметам по темам, разделам,

- проводить учебные и внеурочные занятия с применением ИКТ,

- внедрение социального проектирования в учебно-воспитательный процесс;

- систематизировать и обобщить опыт работы по формированию компетентностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Прогнозируемый желаемый результат

Создание системы непрерывного повышения квалификации в избранном направлении приведет:

- к формированию новой культуры профессиональной педагогической деятельности;

- повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности (включению достижений педагогики в свою повседневную практику); - росту компетентности (ясному представлению о системе новых педагогических технологий, которые будут вводиться в образовательный процесс и понимание того, как это надо сделать);

- росту уровня профессиональных навыков и умений для нововведений; - формированию компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности;

- достаточному уровню саморегуляции, самоорганизации; - повышению ответственности за результаты своего труда.



Реализация программы достигается в результате работы по следующим направлениям:

  • Изучение психолого-педагогической литературы, инновационных образовательных технологий.

  • Разработка рабочей программы адаптированной к условиям ОУ.

  • Проведение открытых уроков с использованием ИКТ.

  • Проведение открытых внеклассных мероприятий

  • Разработка ЦОР по предмету

  • Создание контрольно-измерительных материалов к урокам

  • Разработка презентаций к урокам

  • Поддержка регулярно обновляемого собственного сайта

  • Создание моего электронного портфолио учителя

  • Участие в работе сетевых профессиональных сообществ

  • Сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся

  • Подготовка учащихся к конкурсам творческих работ и олимпиадам

  • Диссимиляция собственного опыта



7.2. Своевременность, актуальность содержания, многообразие форм и эффективность повышения квалификации



Повышение квалификации осуществляю своевременно, участвуя в следующих видах деятельности:

  • дополнительное профессиональное образование на курсах ИПК и ПРО ( в том числе дистанционно);

  • участие в обучающих семинарах различного уровня (школьных, районных, региональных, общероссийских – вебинарах);

  • работа в школьном МО учителей начальных классов;

  • работа в творческой группе учителей по проблеме «Организация творческих проектов младших школьников»;

  • участие в работе областной инновационной площадки на базе школы «Формирование нравственных компетенций школьников с использованием фонда школьного музея»:реализация поисковых проектов на базе школьного музея;

  • участие в работе РМО;

  • участие в работе профессиональных сообществ сети Интернет (;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства;

  • участие в экспериментальной деятельности школы.



7.3. Совершенствование профессионального мастерства педагога посредством участия в научно-практических семинарах, тренингах, конференциях, в деятельности педагогических клубов, ассоциаций, сетевых сообществ педагогов. Совершенствую профессиональное мастерство посредством участия:

в:

  • тренингах: участвовала в тренингах Муниципальной стажировочной площадки «Метод проектов, как основа повышения качества образования обучающихся» с 2011 по 2014 год

  • конференциях:участник районной научно-практической конференции «Поддержка и развитие талантливых и одаренных детей в муниципальном образовательном пространстве Красносулинского района»(2012);

  • научно-практических семинарах: участник модульного семинара ИПК и ПРО «Средство обеспечения качества образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО» (2014) (приложение 30);

  • вебинарах:Вебинар «Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС»ОАО «Издательство «Просвещение», «Введение федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья»,ОАО «Издательство «Просвещение», 2015 год

  • в деятельности профессиональных сообществ педагогов:РМО учителей начальных классовКрасносулинского района –обобщение опыта по теме«Творческая среда для развития одаренности на уроках в начальной школе»(2012),мастер-класс «Формирование нравственных компетентностей младших школьников на внеклассных занятиях по окружающему миру с использованием школьного фонда музея» (2013), мастер-класс «Творческие проекты вначальной школе» (2014); в сети Интернет - Клуб учителей «Доживем до понедельника» - работа «Учимся творчеству. Развитие творческих способностей»



7.4. Совершенствование системы профессиональной педагогической деятельности в соответствии с дипломом о профессиональной переподготовке:



  • 2010, ГБОУ ДПО «РО ИПК и ПРО», «Педагогика и методика начального образования», 144 часа;

  • 2014, ГБОУ ДПО «РО ИПК и ПРО», «Основы религиозных культур и светской этики», 72 часа;

  • 2014, Центр дистанционного образования «Прояви себя», «Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности», 24 часа (приложение 36);

  • 2014, АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного образования», «Системно-деятельностный подход как основа реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования», 72 часа.




7.5. Деятельность педагога в профессиональном экспертном сообществе, подтвержденная документально.



7.6. Реализация исследовательского потенциала в системе научно-методической работы (ученая степень, ученое звание, диссертационное исследование)

7.7. Развитие педагогической культуры в условиях профессионального конкурсного движения:

победитель муниципального конкурса «Учитель года»;

лауреат, победитель регионального конкурса «Учитель года»;

лауреат, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»

7.8. Результативность участия в других профессиональных конкурсах регионального и всероссийского уровней

  • Конкурс лучших учителей в рамках ПНП «Образование», 2009 год - победитель (приказ Минобрнауки от 01.07.2009 № 236);

  • Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации - 2011» - диплом 2 степени (приложение 8)

  • X муниципальный конкурс дидактических и программно-методических материалов педагогов дополнительного образования в номинации «Система педагогической деятельности в рамках ФГОС», 2012 год – диплом 1 степени (приложение 3)

  • Диплом 3 степени в Районном фестивале«Мир начинается с детства»(2011) (приложение 13);

  • IXВсероссийского конкурса педагогического мастерства «Образовательный потенциал России», 2012 год, диплом 2 степени (приложение 31)

  • Всероссийского творческого конкурса АРТ (диплом серия ИН-2013-178), 2013год победитель;

  • Всероссийский педагогический конкурс ЦДО «Прояви себя», номинация «Педагогический проект» - призер, диплом, серия ВПК№03507/2014 (приложение 9);

  • Всероссийский педагогический конкурс ЦДО «Прояви себя»,Номинация «Дидактические игры» - призер, диплом - серия ВПК№06354/2014(приложение 10);

  • Центр педагогического мастерства «Новые идеи» Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Педагогическая статья», 2014 год, диплом 1 степени;

  • Центр педагогического мастерства «Новые идеи» Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Сценарий праздников и мероприятий», 2014 год, диплом лауреата (приложение 32)

  • Центр педагогического мастерства «Новые идеи» Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Лучшая методическая разработка», 2014 год, диплом 3 степени;

  • Общероссийский дистанционный педагогический конкурс ИМЦ «Алые паруса» - «День международного музея», июнь 2014, диплом 3 степени (приложение 37)

  • Общероссийский дистанционный педагогический конкурс ИМЦ «Алые паруса» - «День защиты детей», июнь 2014, сертификат (приложение 38)

  • Всероссийский конкурс «Духовно-нравственное воспитание учащихся» НПЦ ИНТЕРТЕХИНФОРМ, 2014 год, сертификат (приложение 33)

  • VI Всероссийский конкурс для детей и взрослых «В мире прекрасного», номинация «Моя презентация» 2015 год – диплом 2 степени (приложение 39)

  • VI Всероссийский конкурс для детей и взрослых «В мире прекрасного», номинация «Фотография» 2015 год – диплом 2 степени (приложение 40)

  • VI Всероссийский конкурс для детей и взрослых «В мире прекрасного», номинация «Я-репортер» 2015 год – диплом 1 степени (приложение 41)



Учитель ___________________________/Т.Н.Сергеева/

Данные в информационной справке проверены и соответствуют действительности.

Директор МБОУ СОШ №2: ________________/ Л.Г. Пархоменко/

25.03.2015 М.П.






55