Конспект урока по физике на тему Строение вещества. Молекулы.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


 Строение вещества. Молекулы.

Методические цели:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала;способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.

Демонстрации:

1.Увеличение объема воды при нагревании.

2.Растекание капли масла по поверхности воды.

3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

План занятия:

1. Организационный этап. 1 мин.

2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.

3. Этап получения новых знаний. 18 мин.

4. Этап обобщения и закрепления нового материала. 13 мин.

5. Рефлексия. 2 мин.

6. Заключительный этап. 2 мин.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

II. Этап постановки целей и задач урока.

Проблемная ситуация

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

*если открыть флакон с духами, то …;

*если нагреть лед, то …;

*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;

*если капнуть каплю масла на воду, то … ;

*если опустить термометр в горячую воду, то … (Опыт 1) и т.д.

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.

III. Этап получения новых знаний.

[pic] Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд, окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: Только кажутся?

Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?

Ученик: Из отдельных частичек.

Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

Ученик: Есть.

Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?

Ученик: Промежутки.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.Все тела состоят из отдельных частичек.

2.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования.

1. Все знают, что при помощи внешней силы, можно изменить объем тела. Воздушный шарик под действием даже небольшой силы изменяет свою форму и объем.

Берем воздушный шарик, надуваем и показываем, как при сжатии он изменяет форму и объем.

2. Если стальной шарик, который проходит через кольцо, нагреть, то он уже не пройдет через это кольцо. Следовательно, твердые тела при нагревании расширяются. (Демонстрируется опыт с нагреванием металлического шара).

привлекаем внимание детей к демонстрации на трибуне. У нас имеется подвешенный стальной шарик, кольцо через которое шарик проходит.
Вот смотрите, мы опускаем и поднимаем кольцо и шарик беспрепятственно сквозь него проходит, а что будет если мы нагреем шарик, пройдет ли он сквозь кольцо?
(выслушиваем различные мнения.)

а теперь давайте посмотрим кто же был прав, начинаем подогревать шарик.
спустя мин 5 опускаем кольцо и шарик не проходит сквозь него.
итак какой вывод мы можем сделать?
что
твердые тела при нагревание - расширяются.
А как вы думаете, расширяются только твердые тела?

Ученик : возможно и жидкости

Учитель: давайте проверим, вот у нас колба с водой, ее горлышко мы закрыли затычкой с более тонким горлышком. И начинаем подогревать воду, спустя время уровень воды начинает подниматься.
Вы были правы и жидкости при нагревании расширяются, давайте это так же запишем.

3. При нагревании расширяются и жидкости.

4. А вот у нас стакан с водой, как вы думаете что будет если мы капнем, например йод и масло в стакан?
дети высказывают свои предположения.

Ну, давайте проверим, капаем йод и масло, йод начинает растворяться, опускаясь на дно стакана, масло медленно растекается по поверхности.

Из-за разного строения данные вещества по-разному ведут себя в воде, а если мы, например, опустим кусочек проволочки и кусочек бумаги, они тоже по-разному поведут, кто скажет что будет с проволокой и бумагой?

Ученик: проволока опустится на дно стакана, бумага будет плавать на поверхности.

Все эти опыты указывают на то, что вещества состоят из отдельных частиц, разделенных промежутками. Изменение расстояния между частицами и приводит к изменению объема тела.


VI. Этап обобщения и закрепления нового материала.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: Размеры частиц, из которых состоят все тела, очень малы.

Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения.

Ученик: Молекулы - это мельчайшие частицы, сохраняющие свойства вещества.

Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?

Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.

Учитель: Как эти частицы называются?

Ученик: Атомы – составная часть мельчайшей частицы, которая не сохраняет свойств вещества.
или атом – это составная часть молекулы, которая не сохраняет свойств вещества.

Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?

Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.

Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?

Ученик: Нет.

Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: Да.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.

Учитель: Выводы:

1.Молекулы состоят из атомов.

2.Молекулы различных веществ различны.

А как вы думаете насколько мала молекула, можем ли мы ее увидеть невооруженным глазом или в обычный школьный микроскоп?

выслушиваем варианты ответов и для представления о размере молекулы рисуем на доске отношение

земля яблоко
-------- = ------------
яблоко молекула

т.е во сколько раз земля больше яблока, во столько же раз яблоко больше молекулы.


V. Рефлексия.

Итак, что же мы узнали на сегодняшнем уроке?
1. Все тела состоят из мельчайших частичек, между которыми есть промежутки, и нам только кажется, что эти тела сплошные.
2. Эти частички называются молекулами, и они сохраняют свойства вещества.
3. Молекулы в свою очередь состоят из атомов, которые не сохраняют свойств вещества.
4. При нагревании твердые тела и жидкости расширяются.

VI. Заключительный этап.

Домашнее задание: § 7,8, ответить на вопросы после параграфа.