Конспект урока по физике Трансформаторы.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


САБАҚ ЖОСПАРЫ / ПЛАН УРОКА

Предмет: Физика

Тақырыбы/Тема: Трансформаторы. Производство и передача электрической энергии.


Мақсаты/ Цели:

1. Образовательная: Сформировать у обучающихся физических понятий «Генератор и трансформатор».

2. Развивающая: Добиться усвоения знаний устройства и принципа работы трансформатора.

3. Воспитательная: Содействовать осознанию обучающимися ценностей совместной деятельности на уроке, привитие уважения и важности данных понятий в жизни.


Сабақтың түрі/ Тип урока: Первичное изучение, закрепление новых знаний.


Материалдық - әдістемелік жабдықтау/

Материально – методическое оснащение:

Модели трансформаторов, генераторы, блоки питания с трансформаторами, sмодель линии сварочного аппарата.


Сабақтың барысы/ Ход урока:


I.Мотивациялық кезең / Мотивационный этап

1.Оқушыларды жаңа материалды қабылдауға ұйымдастыру/

Организация обучающихся на восприятие нового материала.

2.Тізім бойынша құрамды тексеру/

Проверка списочного состава по журналу.


II.Операциялық кезең / Операционный этап


1.Сұрау/ Опрос:

1. Какую цепь называют полной цепью электрического тока – состоящую из последовательно включенных сопротивлений.

2. Как выглядит запись закона Ома для полной цепи: J= U/Z

3. Чему равно реактивное сопротивление – (хl–хс)= (wl – 1/wc)

4. Что такое Z, чему равно – Z полное сопротивление Z = √ R2+ (Х2с)2

5. Что называют генератором электрического тока – устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую.

6. Перечислите основные части генератора –

А). Индуктор – устройство, создающее электромагнитное поле.

Б) Якорь – обмотка индуктором ЭДС.

В) Кольца с щетками – снимают с вала инд.ток.

7. Статор – Ротор – 2 сердечника генератора.

Статор – (Станина)- неподвижный сердечник.

Ротор – вращающийся вал сердечник с якорем.

Переход от производства к передаче.


2.Жаңа материалды меңгеру/ Освоение нового материала.

Широкий интервал в потреблении электрической энергии поставил задачу о необходимости устройства прибора для трансформации электрического тока – изменении электрического тока напряжения и силы тока без изменения его мощности.

1878 год Российский физик П.Н.Яблочков (изобрёл лампочку «груша»), трансформатор.

Трансформатор – прибор для изменения напряжения электрического тока с одновременным изменением силы тока без изменения его мощности.

Устройство трансформатора:

1. Замкнутый «П» образный стальной сердечник из пластин стали.

2. Две или более катушки с проволочной обмоткой, одетые на сердечник.

Трансформатор ненатруженный – на холостом ходу имеет на второй обмотке

U22 (ЭДС), тогда

U1/ U2= Е1/ Е2= N1/N2=R , где R- коэффициент трансформации.

Если R>1 т.е. U1> U2 и N1 >N2 – трансформатор понижающий.

R <1 т.е. U1< U2 и N1 <N2 – трансформатор повышающий.

3. Трансформатор нагруженный – включенный в цепь с вторичной нагрузкой, уменьшает внешний магнитный поток, тогда

J1* U1= J2* U2 отсюда U2/ U1 = J1/ J2= R

КПД трансформаторов ≈ 99 %

Ђ = J2* U2/ J1* U1

(доклады обучающихся).

3. Рефлексия

Кері байланыстың анықталуы/ Проявление обратной связи

Дано: Анализ: Решение:

N1= 1200 В N1/N2= U1/ U2= R R= 120в/4в=30

U1= 120 В R= U1/ U2 N2=1200в/30в=40

U2=4 В N2= N1/ R J2=1А*120/4=30А

J1= 1 А U2/ U1= U2 / J2

Найти:

R-?

N2-?

J2- ?




Дано: Анализ: Решение:

J1= 0,5 А Ђ= J2* U2/ J1* U1 11А*9,5 В/0,5*220 В=104,5А/110

U1= 220 В Ђ= 0,95 ≈95 %

J2= 11 А Ответ: 95 % КПД

U2= 9,5 В

Найти:

КПД- ?


4.Бақылау - бағалау кезеңі/ Контрольно – оценочный этап.

1). Материалды меңгеру жөніндегі қорытынды, қорытындыны шығару

Подведение итогов, вывод об усвоении материала.


2). Баға қою/ Выставление оценок.


5.Үй жұмысы/ Домашнее задание: Учебник «Физика» (10 класс), 24,25 параграф