Рабочая программа физика 10 - 11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рабочие программы по физике 10-11 классы.

Базовый уровень

Пояснительная записка

 

Нормативная база преподавания предмета.

Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.

  2. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, по физике утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г №1089.

  3. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции (приказ Департамента образования , науки и молодёжной политики Воронежской области №441 от 20.05 2011г)

  5. Учебного плана МКОУ «Платавская школа» на 2016-2017 учебный год.

  6. Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике.

  7. Другие документы, приказы, рекомендательные письма.



Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.



Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.




Федер/

компонент

Региональ/

компонент

школьный

10

105

2

-

1

-

11

102

2

-

1

-











Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:



Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



Основное содержание (140 час)

Физика и методы научного познания (4 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.


Механика (32 час)


Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Молекулярная физика (27 час)


Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.



Электродинамика (35 час)


Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение показателя преломления стекла.


Квантовая физика и элементы астрофизики (28 час)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.


Резерв свободного учебного времени (14 час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Тематическое планирование
Учебник Г.Я Мякишев, Б.Б Буховцев

Физика 10 класс Москва «Просвещение» 2010 г.

Физика 10 класс

3 час в неделю

105 часов в год


Дата

урока

Тема урока.



1. Введение (1ч)



1

Что изучает физика. Физические явления, наблюдения, опыты.

1,09


2. Кинематика (16ч)



2

Движение точки и тела.

3,09


3

Положение точки в пространстве. С.О.

5,09


4

Перемещение.

8,09


5

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения.

10,09


6

Мгновенная скорость.

12,09


7-8

Ускорение. Единицы ускорения.

15-17,09


9

Скорость при движении с постоянным ускорением.

19,09


10

Свободное падение.

22,09


11-12

Равномерное движение по окружности.

24-26,09


13

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности».

29,09


14-15-16

Повторительно-обобщающий урок.

1-3-6,10


17

Контрольная работа «Кинематика».

8,10


3. Динамика (13ч).



18-19

Взаимодействие тел в природе, 1-й закон Ньютона. Явление инерции.

10-13,10


20

Сила, масса 2-й закон Ньютона.

15,10


21

Третий закон Ньютона.

17,10


22-23

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

20-22,10


24

Первая космическая скорость.

24,10


25

Вес тела. Невесомость и перегрузки.

27,10


26

Деформация и сила упругости. Закон Гука.

29,10


27

Сила трения и сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах.

31,10


28-29

Решение задач «Законы Ньютона. Силы».

10-12,11


30

Контрольная работа «Законы Ньютона. Силы».

14,11


4. Законы сохранения в механике (10ч).



31-32

Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса.

17-19,11


33

Реактивное движение.

21,11


34-35

Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

24-26,11


36

Закон сохранения и превращения энергии в механике.

28,11


37

Лабораторная работа №2. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии.

1,12


38-39

Урок обобщения «Законы сохранения в механике».

3-5,12


40

Контрольная работа «Законы сохранения в механике».

8,12


Основы молекулярно-кинетической теории (9ч).



41-42

Строение вещества. Молекула. Основные положения М.К.Т строение вещества.

10-12,12


43

Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение.

15,12


44-45

Масса молекул, количество вещества.

17-19,12


46-48

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

22-24,12


49

Идеальный газ в М.К.Т.

26,12


50

Решение задач. Основы М.К.Т.

2912


Температура. Энергия теплового движения молекул (4ч).



51-52

Температура и тепловое равновесие.

12-14,01


53-54

Абсолютная температура. Температура-мера средней кинетической энергии.

16-19,01


Свойства твердых тел, жидкостей и газов (7ч).



55-56

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

21-23,01


57

Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа.

26,01


58-59

Газовые законы.

28-30,01


60

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

2,02


61

повторение

4,02


Основы термодинамики (7ч).



62-63

Внутренняя энергия и работа в термодинамике.

6-9,02


64

Количество теплоты, удельная теплоемкость.

11,02


65

Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.

13,02


66-67

Принцип действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.

16-18,02


68

Контрольная работа «Основы термодинамики».

20,02


Основы электродинамики (13ч).



69

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.

25,02


70-71

Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел.

27,02-2,03


72

Закон Кулона.

4,03


73-74

Электрическое поле. Напряженность Эл поля. Принцип суперпозиции полей.

6-9,03


75

Силовые линии Эл поля.

11,03


76-77

Решение задач «Основы электродинамики».

13-16,03


78

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

18,03


79-80

Конденсаторы. Назначение устройства и виды.

20,03-1,04


81

Самостоятельная работа «Основы электростатики».

3,04


Законы постоянного тока (10ч).



82-83

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования Эл тока.

6-8,04


84

Закон Ома для участка цепи.

10,04


85

Лабораторная работа: Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

13,04


86-87

Работа и мощность Эл тока.

15-17,04


88-89

Э.Д.С. Закон Ома для полной цепи.

20-22,04


90

Лабораторная работа. Измерение Э.Д.С и внутреннего сопротивление источника тока.

24,04


91

повторение

27,04


Электрический ток в различных средах (10ч).



92-93

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

29,04-4,05




94-95

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

6-11,05


96-97

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

13-15,05


98

Электрический ток в жидкостях.

15,05


99

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

18,05


100

повторение

20,05


101

Тест «Электрический ток в различных средах». Повторение.

22,05


102-105

резерв

25-27-30,05




Тематическое планирование

Учебник Г.Я Мякишев, Б.Б Буховцев

Физика 11 класс Москва «Просвещение» 2010г.

Физика 11 класс

3 часа в неделю

102 часов в год


Дата


урока

Тема урока



Магнитное поле (17ч)



1

Взаимодействие токов. Вектор и линии магнитной индукции.

2,09


2-3

Cила действующая на проводник с током в магнитном поле.

3-6,09


4-5

Сила действующая на движущийся заряд в магнитном поле.

9-10,09


6

Электромагнитная индукция.

13,09


7

Магнитный поток. Правила Ленца.

16,09


8-9

Закон электромагнитной индукции.

17-20,09


10

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции».

23,09


11-12

Э.Д.С индукции в движущихся проводниках.

24-27,09


13

Самоиндукция. Индуктивность.

30,09


14

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

1,10


15-16

Повторительно- обобщающий урок.

4-7,10


17

Контрольная работа «Магнитное поле».

8,10


Механические и электромагнитные колебания (15ч)



18

Свободные и вынужденные колебания.

11,10


19-20

Динамика колебательного движения.

14-15,10


21-22

Фаза колебаний. Превращение энергии при колебаниях.

18-21,10


23

Вынужденные колебания. Резонанс.

22,10


24-25

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

25-28,10


26

Переменный ток.

29,10


27

Сопротивления в цепи переменного тока.

30,10


28

Резонанс в электрической цепи.

11,11


29-30

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

12-15,11


31

Производство, передача и использование электрической энергии.

18,11


32

Контрольная работа « Электромагнитные колебания».

19,11


Механические и электромагнитные волны (10ч).



33

Волновые явления, распространение волн

22,11


34

Длина волны, скорость волны

25,11


35

Уравнение волны, распространение волн.

26,11


36

Звуковые волны.

29,11


37-38

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

2-3,12


39-40

Изобретение радио А.С Поповым. Принципы радиосвязи амплитудная модуляция.

6-9,12


41-42

Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении.

10-13,12


Оптика (14ч).



43-44

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

16-17,12


45

Закон отражения света.

20,12


46

Закон преломления света.

23,12


47

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

24,12


48

Дисперсия света.

27,12


49-50

Интерференция, поляризация, дифракция света. Дифракционная решетка.

30,12-13,01


51

Глаз как оптическая система.

14,01


52-53

Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн.

17-20,01


54-55

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.

21-24,01


56

Контрольная работа «Световые волны. Излучения и спектры».

27,01


Элементы теории относительности (3ч).



57

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты С.Т.О.

28,01


58

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.

31,01


59

Связь между массой и энергией.

3,02


Атомная физика (15ч).



60-61

Фотоэффект Теория фотоэффекта.

4-7,02


62-63

Фотоны. Фотоэффект. Применения фотоэффекта.

10-11,02


64

Строение атома. Опыты Резерфорда.

14,02


65-66

Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

17-18,02


67

Контрольная работа «Световые кванты. Строение атома».

21,02


68

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

24,02


69-70

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.

25-28,02


71-72

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции.

3-4,03


73

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

7,03


74

Контрольная работа «Физика атома и атомного ядра».

10,03


Элементы развития вселенной (9ч).



75-76

Строение солнечной системы.

11-14,03


77

Система Земля-Луна.

17,03


78

Общие сведения о Солнце.

18,03


79

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

21,03


80

Физическая природа звезд.

1,04


81-82

Наша Галактика.

2-4,04


83

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

7,04


Повторение (19ч).



84-85

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.

8-11,04


86

Законы Ньютона.

14,04


87

Силы в природе.

15,04


88

Законы сохранения в механике.

18,04


89-90

Основы МКТ. Газовые законы.

21-22,04


91-92

Взаимное превращение Жидкостей, газов.

25-28,04


93

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

29,04


94-95

Тепловые явления

2-5,05


96-97

Электростатика.

6-12,05


98-99

Законы постоянного тока.

13-16,05


100

Электромагнитные явления.

19,05


101-102

Обобщение материала.

20-23,05




Учебно-методический комплект

  1. Мякишев Г.Я., Б.Б Буховцев. Физика. 10 класс М: Просвещение 2010 г.

  2. Мякишев Г.Я., Б.Б Буховцев. Физика 11 класс М: просвещение 2010 г.

  3. Рымкевич А.П., сборник задач по физике 10-11 класс-М: Дрофа 2006 г.

  4. Степанова Г.Н., сборник задач по физике 10-11 класс-М: Просвещение 2006 г.

  5. Интенсивная подготовка к ЕГЭ, 2012 г, Физика. Тренировочные задания авт .А А. Фадеева. Москва ,Эксмо. Контрольные работы по физике 10-11кл

  6. Тесты по физике 10-11

.


Форма промежуточной и итоговой аттестации –контрольные работы:

10 класс-4;

11 класс -4.